Обучать ребёнка безопасному поведению на дороге мы начинаем между делом, не специально, — просто когда переходим улицу с прогулочной коляской, стоим у светофора, пристёгиваем ребёнка в автокресле, сажая в машину…
Уже тогда он начинает усваивать, как поступать правильно. Личный пример — это по-прежнему очень важно, но младшему дошкольнику пора рассказывать о правилах, вместе обсуждать и проигрывать ситуации на дороге.
Гуляя, идя привычными маршрутами, разговаривая с ребёнком, обращайте его внимание на:
- Пешеходные переходы, регулируемые и нет. Объясните, почему люди переходят на зелёный, а, если светофора нет, сначала смотрят налево, а потом направо. Расскажите, что даже если загорелся зелёный свет, не надо сразу спрыгивать на мостовую: сначала надо убедиться, что все водители затормозили.
- Остановки транспорта. Где безопасно ожидать автобуса? Почему не стоит стоять с самого края? Как правильно входить и выходить из общественного транспорта?
- Припаркованные машины. Почему не стоит сокращать дорогу, проходя между ними? А что будет, если водитель или ктото из пассажиров резко откроет дверь, когда вы проходите слишком близко?
- Автомобили в движении. Разучивайте основные световые сигналы, по ним удобно ориентироваться и пешеходам, не только другим водителям! Вот водитель включил поворотник: значит, автомобиль будет поворачивать в нашу сторону: стоим, пропускаем. А вот загорелись «белые» огни заднего хода — машина будет сдавать назад. Значит, ни в коем случае нельзя проходить за ней.
- На звуки, которые издают машины. Если встать на площадке во дворе и зажмуриться, будет слышно: вот завелся двигатель, зашуршали шины, скрипнули тормоза. При переходе через улицу важно и смотреть, и слушать: автомобиль за поворотом может быть и не видно, но зато хорошо слышно.
Вместе с ребёнком выберите и купите набор ярких фликеров — светоотражающих нашивок, брелоков. В идеале они должны быть на спинке и спереди на одежде, на рюкзачке, на велосипеде. Хорошо, если ребёнок усвоит, как это важно, с самого раннего детства.
Игры, которые помогут запомнить правила дорожного движения
Правила сами по себе звучат скучно. Лучше запоминаются в игре, во время рисования — за тем занятием, которое ребёнку интересно. Во что можно поиграть?
В машинки. Дорогу и пешеходные переходы можно устроить прямо на полу комнаты с помощью бумажного скотча (он потом убирается без следа). Пустить по ней разноцветные машинки. Светофор можно слепить из пластилина. Кто кому уступает дорогу? В каком месте дорогу должен переходить игрушечный мишка? Где машинка может остановиться, чтобы высадить пассажира? А как должен ехать игрушечный велосипедист?
«Верно-Неверно». Дайте ребёнку 2 таблички, красного и зелёного цветов (или просто 2 листа картона). Произносите правило дорожного движения (иногда искажая смысл). Задача ребёнка — быстро поднять табличку «верно» (зелёную) или «нет» (красную). Например: «Собираясь переходить дорогу, мы смотрим сначала направо, а потом — налево». Какой цвет должен поднять ребёнок?
Кто больше? Называете любое слово, связанное с регулировкой движения. Например, светофор. Задача ребёнка придумать за минуту как можно больше (но не меньше 10) слов, которые ассоциируются со светофором, имеют к нему отношение: зелёный свет, улица, переход, перекрёсток. Справился? Теперь задание даёт ребёнок: транспорт!
За рулём многие из нас ведут себя эмоционально, кричат, нервничают. Это может вызвать у ребёнка ощущение, что правила нет смысла и учить, всё равно на дороге творится что-то страшное. Лучше во время движения объясняйте ему, что означают разные знаки, почему вы пропустили другую машину. И дайте ему ответственное: задание: пускай следит за тем, чтобы все пассажиры в вашей машине пристёгивались.
Читайте также:
Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов
Те ещё цветочки: опасные растения, которые лучше заранее показать ребёнку
Ура, идём купаться! Важные правила безопасности на воде
Фото: Pavel Kobysh, Marina Kapitu/Shutterstock.com