Ребёнок опять разыгрался, завёлся и перестал слушаться. Может, шлёпнуть его разок-другой, тогда поймёт? Нейропсихолог Мария Баулина объясняет, к каким последствиям могут привести физические наказания.

За прошедший век российские родители проделали огромный путь от обязательной порки по субботам, подробно описанной Максимом Горьким, до контейнирования эмоций своих детей.
В настоящее время телесные наказания детей полностью запрещены в 67 странах. Однако в России 14% родителей продолжают использовать их как меру воздействия, а 8% до сих пор считают ремень эффективнее разговоров (по данным ВЦИОМ). Какой вред ребёнку и отношениям с ним наносят физические наказания?
Физические наказания: последствия
Арсенал воспитательных мер, включающих физическое воздействие на ребёнка, неприятно поражает своим разнообразием: порка, шлепки и пощёчины, подзатыльники и толчки, длительное и сильное удерживание за плечо, руку или ухо.
Специалисты расходятся во мнениях, является ли стояние в углу или сидение на «специальной» скамейке телесным наказанием. Большинство в качестве основного критерия указывают на отсутствие использования физической силы: как правило, ребёнка отправляют в угол строгим тоном, а не тащат туда за руку. Кроме того, основная задача такого наказания — побудить ребёнка подумать над своим поведением. В зарубежной психолого-педагогической литературе можно встретить такой термин как «time-out» (перерыв), что совпадает с отечественным видением смысла вынужденного стояния или сидения. В Конвенции о правах ребёнка и рекомендациях Всемирной организации здравоохранения к телесным наказаниям причисляют те воздействия, которые приводят к неприятным физическим ощущениям у детей.
Вот основные аргументы против использования физических наказаний:
1. Один из самых больших рисков метода шлепков и подзатыльников заключается в том, что взрослый может не рассчитать силу и серьёзно покалечить малыша. Например, печально известен «синдром встряхнутого ребёнка», который связан с агрессивными попытками родителей успокоить кричащего младенца с помощью резких движений.
2. Для того, чтобы телесные наказания приводили к какому-то эффекту, приходится всё время наращивать силу воздействия, что увеличивает вероятность физических и моральных травм.
3. Для самого родителя, если он начал использовать шлепки и подзатыльники, в какой-то момент психологически становится легче перейти грань, за которой сила становится любимым и универсальным методом воспитания.
4. Физические наказания унижают достоинство ребёнка, так как грубо нарушают его личные границы, что приводит к повышенной тревоге, а в подростковом возрасте — к депрессии и самоповреждающему поведению.
Авторитет родителя важнее силы?
Многие современные родители в детстве сами подвергались физическим наказаниям. Поэтому, даже если они прекрасно помнят свои переживания и хотят лучшего детства для своего ребёнка, им трудно использовать другую стратегию поведения. Ведь то, что заложено в процессе воспитания, часто воспроизводится взрослым человеком автоматически, особенно в стрессовой ситуации. Кроме того, уговоры и убеждения требуют от родителей гораздо больших энергетических затрат, поскольку предполагают долгий поиск индивидуального «ключика» к поведению упрямого малыша.
Как научиться опираться на свой авторитет, а не на силу, в отношениях с ребёнком?
1. Прежде всего, постарайтесь увеличить промежуток времени между проступком малыша и своей реакцией. Попробуйте говорить себе «Стоп!» или отходить на несколько шагов от ребёнка, делая несколько глубоких вдохов и выдохов. Нескольких секунд будет достаточно для того, чтобы взять под контроль свой гнев, похвалить себя за это и приступить к уговорам.
2. Чтобы поддержать вашу мотивацию отказа от телесных наказаний, чаще думайте о том, что своей сдержанностью и настроем на диалог вы прерываете цепочку насилия, которая существовала в течение нескольких поколений. Благодаря такому решению ребёнок усвоит конструктивные способы разрешения конфликтов и будет проявлять меньше агрессии.
3. В некоторых случаях можно позволить себе физические действия, которыеприведут к изменениям поведения ребёнка, но не причинят ему никакого вреда. Например, если малыш игнорирует ваши замечания и бросается песком в ровесников, можно взять его на руки и отнести подальше от песочницы, переключив внимание на другое занятие.
Следите за эмоциональным выгоранием! Если вы чувствуете, что находитесь «на грани», зовите на помощь родственников, знакомых, нянь, которые могли бы несколько часов побыть с ребёнком, пока вы вернёте душевное равновесие.
Что делать, чтобы ребёнок слушался
Какими мерами можно заменить телесные наказания, если ребёнок не поддаётся на уговоры и как будто не слышит ваши доводы?
На самом деле, у родителей достаточно рычагов воздействия, но для того, чтобы они были эффективны, от взрослых требуются:
- последовательность,
- непреклонность.
1. Лишение гаджетов или сладостей — пожалуй, самый распространённый способ наказания. Он также может быть самым действенным, если ребёнок будет уверен в том, что раз уж вы сказали, что конфету можно будет съесть только после уборки игрушек, значит, так тому и быть. Самая распространённая ошибка родителей — обещание «лишить планшета на месяц» и отдать его вечером.
2. Поощрение любых попыток ребёнка договориться. Некоторых родителей раздражает, что сын или дочь «торгуется», и пресекают подобные разговоры. Однако такое поведение малыша необходимо поддерживать, чтобы найти компромисс и избежать «истерики».
3. Эмпатия и своевременная обратная связь — действенный способ выразить своё понимание желаний ребёнка и объяснить, почему получить желаемое сейчас не получится. В тот момент, когда вы говорите: «Ты не хочешь слезать с таких замечательных качелей и идти домой? Я тебя понимаю, мне тоже нравятся эти качели. Но они устали, давай мы дадим им отдохнуть» — вы тем самым снижаете градус накала назревающего конфликта.
4. Бездействие, как ни странно, тоже относится к наказаниям и способам выразить недовольство поведением ребёнка. Например: «Я не могу поехать с тобой в гости, если ты так сильно капризничаешь. Мы испортим настроение нашим друзьям. Давай подождём, пока у тебя пройдёт „вредное“ настроение».
Читайте также:
У ребёнка СДВГ или он просто очень активный? Важные симптомы
Как подготовить руку ребёнка к письму: советы нейропсихолога