«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
6:05
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
«Мой музей»«Мой музей»
0+
7:00
«Мой музей»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Перестаньте «дружить» со своими детьми

Современные мамы и папы изо всех сил стараются быть со своими детьми на одной волне. Но оказывается, результат такого воспитания может сильно разочаровать родителей в будущем. Почему детям нужна не дружба со взрослыми, а иерархия в семье, рассказывает эксперт «О!» Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В последнее время часто слышу, что родители, чаще мамы, хотели бы дружить со своим ребенком. Им бы хотелось, чтобы ребенок мог поделиться с ними самым сокровенным, поговорить на любую тему, чтобы у детей и родителей были похожие интересы. Обычно такие идеи возникают у женщин, чьи отношения с собственными мамами, нынешними бабушками, не особенно сложились. И теперь им очень хочется изменить ситуацию, быть не такой, как мама, дать ребенку то, что не доставалось им самим в детстве. Детская мечта о прекрасных отношениях с мамой теперь переносится на свою семью: «Я стану той мамой, о которой сама мечтала».

Моя мама мне все запрещала — я буду все разрешать, моя мама меня не обнимала — я буду обнимать ребенка все время, моя мама не говорила со мной на важные мне темы — я сама буду говорить со своим ребенком обо всем, что его волнует.

После жесткого воспитания детей в предыдущих поколениях современная «вольница» — это глоток свежего воздуха. Нынешнее поколение «невоспитанных детей» впитывает совсем другие ценности: они не такие послушные, как раньше, они имеют свое мнение обо всем и высказывают его тогда, когда хотят, а не тогда, когда попросили, они знают слово «хочу» и спрашивают «зачем?», если им говорят «надо». У нас растет поколение детей, к которым с рождения относятся как к личностям. А это абсолютно новое явление в истории человечества.

До эпохи Возрождения к детям относились почти как к домашним животным. Рожали много, смертность была высокая, за прегрешения били, с раннего детства отправляли трудиться: помогать по хозяйству, присматривать за младшими, за скотом. Избивали даже королевских детей, по крайней мере, во французских исторических источниках немало свидетельств этих фактов. Дети, часто и мальчики, и девочки носили платья, только лет с 5−8 мальчиков начинали одевать в короткие штанишки. Как только ребенок становился подростком, одежда менялась на взрослую, а человек, в дополнение к обязанностям, обретал права. С 19 века ситуация начала медленно меняться, жесткая сегрегация ребенка стала уменьшаться, и дети потихоньку переставали быть существами второго сорта. А вот серьезные изменения начали происходить только в середине 20 века, то есть совсем недавно, во времена нынешних бабушек.

Сегодняшних младенцев можно увидеть в джинсах и галстуке-бабочке. И хотя внешне сегрегация уменьшалась, семейные системы все равно продолжали функционировать в жесткой иерархической системе. Патриарх (или матриарх) — наверху, остальные — снизу. Чтобы система нормально работала, должны быть механизмы для удержания власти. Основной механизм — сила. Стукнул кулаком по столу или ремнем по пятой точке, показал, кто тут авторитет — система работает, дети боятся и слушаются.

Современное поколение старательно уходит от насилия как от способа удержания власти. Родители, прошедшие через этот опыт сами, не хотят повторять его со своими детьми.

Избегая насилия, мамы и папы отказываются и от системы семейной иерархии со своими детьми, хотя члены семьи изначально находятся в неравных социальных позициях: маленькие зависимы от взрослых. Младенцы не выживут без родителей, а дружба в условиях, когда один зависит от другого, получается не очень взаимной. Зависимому человеку трудно дружить с тем, от кого он зависит, особенно если речь идет не только о материальном аспекте. Дружба — это про равные отношения. Думаю, именно в таком проявлении дружба детей и родителей возможна, когда дети вырастают и уходят из родительской семьи в свою, сумев преодолеть финансовую и эмоциональную зависимость.

Мне кажется, что-то, что сегодняшние родители называют «дружбой с детьми» — это скорее семья, в которой родители удерживают власть без насилия. И сразу возникает много вопросов: а надо ли вообще удерживать власть? А чем плоха анархия? Если надо, то на каких основаниях, кроме силы, остальные члены семейной системы будут соглашаться идти за лидером? Как сделать семью командой?

Есть много семей, которые отвечают на эти вопросы для самих себя, пробуют, экспериментируют. Родителям важно знать, какое выбрать семейное устройство: патриархальное или анархически-демократическое, чтобы можно было быть твердо уверенными, что дети вырастут успешными и счастливыми. К сожалению или к счастью, жизнь намного богаче, чем схема, и мы должны признать, что однозначного ответа на этот вопрос вам никто не даст. Каждая семья выбирает свой путь, находя баланс между жесткой иерархией и демократией. Но есть оборотная сторона дружбы с детьми, против которой психологи точно возражают. Это не дружба, а использование ребенка в своих целях.

Женщина на консультации жалуется: «Вот скажите, я хочу дружить с ребенком, прошу его все-все мне рассказывать, а он не хочет. Молчит, запирается. Я же ему все рассказываю!»

Спрашиваю: «А что значит — все-все рассказываете?»

«Ну, например, какие у меня отношения с моими любовниками, кто из них лучше в интимных вопросах, ему ведь важно учиться тому, как с женщинами обращаться, совета у него спрашиваю».

Это точно не дружба со своим ребенком! Это использование ребенка, это совращение, это вторжение.

Отношения с ребенком — игра в одни ворота. Вы тут взрослый, заботящийся, сильный, умный человек, способный всегда поддержать. Такой человек, который нужен ребенку для выживания и развития. Вы — отдающая сторона, он — принимающая. Свои интимные вопросы стоит обсуждать на стороне со взрослыми друзьями или в соцсетях под чужим именем. А ребенку позвольте иметь собственные секреты, которые он будет обсуждать со своими сверстниками.

Если говорить о моем выборе, то мне кажется, что легче создать хорошие отношения между детьми и взрослыми, в которых есть уважение личного пространства друг друга и взаимопомощь в нужных ситуациях за счет авторитетного, основанного на родительских компетенциях и чувствительности, но не авторитарного стиля родительства, основанного на силе и вторжении. И если именно это родители будут называть дружбой с детьми, то в таком мире хочется жить.

Фото: conrado/Photobac/altanaka/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти