«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
10:20
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Зебра в клеточку». Мультсериал«Зебра в клеточку». Мультсериал
0+
12:20
«Зебра в клеточку». Мультсериал
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
0+
14:00
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал

Обмани меня: как врут дети?

Конечно, обманывать плохо. Но тем не менее, дети получают от родителей «смешанные» послания о том, нужно ли быть честными всегда, или это зависит от ситуации, а родители иногда реагируют на обман неправильно. Вот интересное исследование про ложь.


Исследователи изучили, как взрослые реагируют на уровень честности детей в различных ситуациях — от правды до тонкой лжи. Главный вывод такой: дети чаще получали осуждение, когда они напрямую, без обиняков говорили правду, а не лгали.

«Это исследование показало, что у людей сложные отношения с правдой», — говорит автор исследования, доктор Лор Бримбал (Техасский государственный университет). — «Детям приходится учиться ориентироваться, чтобы узнать, что является социально приемлемым. Большинство родителей в какой-то момент были смущены или расстроены жестокой честностью своих детей, но умение лгать — нормальная часть их социального развития».

В ходе исследования 267 взрослым были показаны видеоролики, на которых дети говорят правду или лгут в различных социальных ситуациях. В показанных видео дети разыгрывали четыре варианта «прямой» или «тонкой» лжи или правды. Один ребенок врал о том, где прячется его сестра, которая поссорилась с родителями, а еще один обманывал, чтобы не задеть чьи-то чувства. В сценарии, где сестра пряталась, откровенная ложь звучаал как «она пошла в библиотеку делать уроки». Тонкая правда — «я думаю, что она может быть снаружи». Тонкая ложь заключалась в следующем: «Я думаю, что она, возможно, легла спать или что-то в этом роде». Грубая правда: «она под крыльцом». Еще пример «грубой» правды: «Я не хочу этот подарок — он некрасивый!».

После просмотра видеороликов взрослых попросили оценить ребенка с точки зрения благонадежности, доброты, надежности, компетентности, симпатии, интеллекта и честности. Участников также попросили представить себя родителями этого ребенка и отметить, насколько вероятно, что они будут наказывать или хвалить его за ложь или правду. Исследование показало, что взрослые чаще осуждали детей, которые говорили откровенную правду, чем тех, кто лгал или отвечал уклончиво или врал из вежливости. Грубая правда или ложь, направленные на защиту других, оказывали меньшее влияние на мнение взрослых о ребенке.

«Взрослые учат детей, что ложь — это плохо, тем не менее, способность лгать разивается с раннего возраста», — отмечает Бримбал. -«Исследователи мало знают о механизмах, лежащих в основе этого навыка. Похоже, что лгать, чтобы соответствовать ожиданиям других — важное социальное умение, и это происходит, несмотря на противоречивые сообщения от взрослых опекунов о недопустимости лжи». Исследование также показывает, в какой степени взрослые непоследовательны в своих оценках и самооценке поведенческих реакций. Противоречивые явные и неявные сообщения о честности и нечестности формируют поведение детей в раннем возрасте. Авторы исследования отметили, что дальше важно изучить, как ранние процессы социализации влияют на правду и ложь подросших детей.

Читайте также:

Мой ребёнок врёт: что делать?

Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут

«Ужасные двухлетки»: как преодолеть важный возрастной кризис?

Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock

Хотите отправить нам сообщение?

Перейти