2 октября 2018

Что такое детский стресс и как с ним бороться?

Стресс уже давно стал привычным спутником для многих взрослых, но, к несчастью, его аудитория в последнее время сильно помолодела. Что делать, если у вашего ребёнка стресс, и как с ним может помочь справиться творчество «О!» рассказала арт-терапевт Юлия Горбулина.

Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»
Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»

Недавно мой почти семилетний сын пожаловался мне, что у него стресс. И откуда только ребёнок узнал это слово, которое взрослыми в нашей семье произносится крайне редко? Попросив сына рассказать, что он понимает под этим словом, я узнала, что для него стресс — это когда тебе плохо, что-то не получается сделать, нужно что-то предпринять для того, чтобы перестать волноваться. То есть ребёнка что-то сильно тревожит и он волнуется. Выяснив, как мы можем решить эту проблему по мнению ребёнка, я отправила сына рисовать. А сама задумалась над тем, что такое детский стресс? И как помочь ребёнку с ним справиться?

Причины возникновения стресса

Стресс — это защитная реакция организма. Обычная причина его возникновения у ребёнка — смена привычного образа жизни, какие-то значительные перемены. В этом случае основная задача родителей — помочь малышу приспособиться к изменившимся обстоятельствам, так как в большинстве случаев изменить саму ситуацию ребёнок не в силах. Классический пример — поступление в первый класс. И хотя нам кажется, что к семи годам дети уже достаточно сформировались и готовы к чему-то новому, это не так.

Даже если вам не кажется, что ваш ребёнок испытывает что-то подобное, не теряйте бдительность. Особое внимание следует обратить на изменение в поведении малыша. Например, тихоня начинает вести себя агрессивно, а «болтушка» становится замкнутой. Таких выраженных поведенческих контрастов может и не быть, однако чаще всего родители сами чувствуют, что с ребёнком происходит что-то не то.

Пускать все на самотёк, надеясь, что малыш сам разберётся, глупо и недальновидно. Даже если ребёнок справится в этот раз, вполне может быть, что стресс, возникший, например, на фоне проблем в семье, приведёт к конфликтам в отношении со сверстниками в школе. Не следует решать все проблемы ребёнка за него, однако быть рядом, помогать, подсказывать, направлять — это прямая родительская обязанность.

Стресс, связанный со школой

Один из самых стрессовых периодов в жизни ребёнка — первый год в школе и несколько подготовительных месяцев до неё. Родители первоклашек, попробуйте провести эксперимент: посчитайте, сколько «надо» и «должен» слышит ваш ребёнок ежедневно? При этом абсолютно искренне не понимая, кому это надо и почему он должен. Ему ли надо учиться лучше всех? Должен ли он дописать строчку закорючек так, чтобы победить в каллиграфическом конкурсе?

Уже к 1 сентября дети так напуганы предстоящей учёбой, что любой вопрос на тему: «Ты рад, что пойдешь в школу?» — часто вызывает панический страх. Традиционные линейки никак не понижают градус страстей. Вместе со сменой привычного уклада ребёнок получает томительное ожидание неизвестности и испереживавшихся за него родителей.

Как помочь ребёнку пережить стресс?

Из арт-терапевтических техник чаще всего в случаях стрессовых ситуаций я использую краски, глину и пластилин.

Рисунок в рамке
Рисунок в рамке

В случае возникновения стресса из-за страха, например, перед учителем, оценками и прочим, мне нравится метод «Рисунок в рамке». С помощью красок ребёнок выносит на лист бумаги образы, связанные с его страхами и переживаниями. Это могут быть фигуры, изображения, просто мазки тех цветов, которые ребёнок связывает со своим страхом. Затем по контуру этого изображения рисуется рамка, которая не дает страхам воздействовать на малыша и его поведение в жизни. Этот метод подходит для работы как с детьми, так и со взрослыми.

Глиняная поделка
Глиняная поделка

Если ребёнок не может или не хочет говорить, чем конкретно вызваны его переживания, я предлагаю просто поработать с глиной. Этот материал сам по себе способен убрать лишние волнения. Иногда они формируются в конечный образ, который потом можно обсудить. Во время работы приходит понимание не только того, над чем мы работаем, но и понимание, что делать с этой ситуацией, чтобы благополучно её разрешить.

Поделка из пластилина
Поделка из пластилина

Если же у ребёнка что-то не получается, и из-за этого возникают стрессовые ситуации, мы берёмся за пластилин и начинаем лепить что-то простое, постепенно усложняя задачу. Так малыш начинает осознавать, что для того, чтобы что-то получилось, необходимо проделать это несколько раз, начав с простых вещей. Обычно в процессе работы дети сами понимают, что они делали неправильно и что можно исправить, не только на примере пластилина, но и в той ситуации, из-за которой родители обратились к психологу.

В конечном итоге следует помнить, что детский стресс — это явление достаточно естественное и распространённое, возникающее как защитная реакция на значимые изменения. А вот пережить его благополучно, без затяжных переживаний и глубоких душевных ран помогут любовь, понимание и участие всей семьи.

Читайте также:

Почему играть в куклы полезно: 3 истории из практики арт-терапевта

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

4 типа трудностей, с которыми может столкнуться каждый первоклассник

Фото: Shutterstock.com, личный архив автора

Читайте также:
Что подарить ребёнку на Новый год
14 декабря 2018
Что подарить ребёнку на Новый год
Пусть Дед Мороз принесет полезные подарки!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?
4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом
23 ноября 2018
4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом
О пользе терапевтических игр рассказывает детский психолог Александр Покрышкин.
«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z
22 ноября 2018
«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z
Рассказывает психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких.
Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр
20 ноября 2018
Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр
Цвет, размер, настроение — всё имеет значение.
6 отличий «технологии» от «труда»
19 ноября 2018
6 отличий «технологии» от «труда»
Чему учит современная «технология»?
Soft skills: 5 навыков будущего
17 ноября 2018
Soft skills: 5 навыков будущего
В современном мире их ценят даже больше профессиональных.
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
16 ноября 2018
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
Знания, который пригодятся в жизни.