14 июля 2017

Как вырастить самостоятельную личность

Не секрет, что если с малых лет окружать ребенка чрезмерной опекой и контролировать каждый его шаг, то во взрослой жизни он может так никогда и не научиться действовать своими силами. Разбираемся, на чем нужно сосредоточить внимание, чтобы воспитать самостоятельную личность.

Галина Бурменская, психолог, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Галина Бурменская, психолог, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

От 1 до 3 лет – это очень важный период для ребенка, когда он тянется ко всем предметам и подражает взрослым. Нередко родители пытаются ограничить спонтанную активность, которая доставляет малышу такую радость, но обилие запретов может быть опасно. Поэтому очень важно правильно обрисовать границы, того, что малышу безусловно можно, того, что можно только по разрешению и, наконец, чего нельзя. Такое структурированное жизненное пространство дает возможность для активной деятельности и постепенного встраивания ребенка в жизнь семьи, а затем и в более широкий социум.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) необходимо поддерживать инициативу ребенка и его стремление действовать. На деле, правда, часто получается так, что родители, сами того не замечая, подавляют зачатки самостоятельности.  Это происходит, когда взрослые предпочитают сами выполнять те действия, которые ребенок, естественно, делает не так ловко и быстро, как они.

Маме и папе, например, проще самим помыть чашку или убрать игрушки. Неудивительно, что потом родители спрашивают: как направить ребенка, чтобы он сам захотел это сделать.Так вот, сначала поддерживаем активность ребенка, потом одобряем инициативу, а если она плохо «вписывается» в реальные условия, деликатно ее направляем. Важно не подавлять его благие порывы, исподволь ведущие к самостоятельности.

Вместе с возможностью  участвовать в жизни семьи ребенок должен почувствовать и удовлетворение от результата, от своего вклада в общее дело и ответственность за свои действия и поступки. Уже в этом возрасте создаем такие ситуации, где ему самому будет позволено сделать выбор.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) мир ребенка вращается вокруг школы. Здесь важно не только помочь ему организовать новую жизнь, включая выполнение домашних заданий, но и оказать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Это станет хорошей основой для взаимопонимания и постепенного формирования самостоятельности. Ощущая поддержку, он перестанет бояться ошибок, сохранит активность и готовность к самостоятельным действиям. Ведь если он боится ошибиться и готов отказаться от пробы – это очень тревожный знак, говорящий о том, что страх неудачи сильнее желания прилагать усилия и достигать целей.

К концу младшего школьного возраста будет хорошо, если ребенок научится не только сам выполнять уроки, но и проверять их. Таким образом, постепенно, он освоит то, чему родители и учителя его учат и к чему побуждают. Не через упреки и требования, а внушение уверенности: «А теперь попробуй сам...» Так родители будут контролировать уже результат, итог его действий.

7 советов для родителей

Разрешите выбирать, с кем дружить

В вопросе выбора, с кем дружить, недопустимо прямое, директивное управление и запреты. Они лишь вызовут протест и обиду, поскольку это ущемляет права личности на то, чтобы испытывать симпатии и антипатии к тому или иному человеку и делать на основе этих чувств выбор. Поэтому можно только косвенно и деликатно направлять. Как это делать? Во-первых, сводить к минимуму ситуации, где ребенок может столкнуться с теми детьми, с которыми, как полагают родители, лучше не дружить. Во-вторых, нужно вместе анализировать неприятные ситуации, но при этом не навязывать свою точку зрения, а побуждать ребенка подумать, почему его друг поступил так или иначе. Побуждать ребенка к собственным суждениям и выводам - значит поддерживать формирование его самостоятельности в отношениях с другими людьми.

Договоритесь заранее обо всем, что связано со школой

В вопросе учебы полезно опираться на два правила. Первое: составить расписание, определить время, которое он будет отводить на уроки, научить следовать определенному распорядку. Второе: заключить договоренности. В основе хороших взаимоотношений родителя и ребенка должны лежать совместно выработанные и принятые договоренности и посильные для ребенка требования.

Если он выполняет пункты «соглашения», то в конце недели он, например, получает поощрение. Если он их не выполняет, то должны быть санкции. Разумеется, не грубые словесные или физические наказания, а лишение каких-либо приятных вещей.

Дайте возможность делать выбор самостоятельно

А вот, что касается досуга, то, конечно, ребенку надо давать выбор и подчеркивать это. Мы легко это можем делать с помощью вопросов: «Что ты хочешь, гулять или смотреть телевизор? Играть в это или в это?» Фактически мы выстраиваем ситуации, в которых ребенок чувствует, что он сам делает выбор, а не просто во всем подчиняется взрослому. Конечно, по мере развития он хорошо начнет представлять поле своих возможностей. Оно будет расширяться.

Родители сделают правильно, если будут подчеркивать: «Я – взрослый, я за тебя отвечаю. Поэтому есть вещи, которые ты должен делать обязательно. Есть вещи, где ты выбираешь сам».

И таким образом ребенок будет расти с ощущением, что у него существует выбор действий.

Признайте право на собственное мнение

Очень важный аспект самостоятельности – иметь право на собственное мнение и взгляды и чувствовать уважение со стороны родителей. Родители должны со вниманием относиться к мнению ребенка и не навязывать свою точку зрения. Именно в рамках доверительного общения, взаимообмена, обсуждения, уважения друг к другу вырабатывается и созревает личностная автономия ребенка.

Не запрещайте испытывать чувства

Иногда родители посягают на автономию чувств ребенка: «Ты должен этим гордиться, этого стыдиться».  Родители, конечно, могут высказывать свое представление, но нельзя делать это авторитарно. Если ребенку отказывают в праве на те или иные чувства, а он их ощущает, то это очень серьезная ошибка, которая уродует личность, делает ее в конечном итоге зависимой, неуверенной, т.е. возникает качество, противоположное самостоятельности и личностной автономии. Стратегия должна быть другой - родители признают право на те или иные чувства, которые рождаются в душе ребенка. Принимая его чувства, иногда, быть может, чуждые и ошибочные, взрослые получают пространство для обсуждения, а значит, и влияния.

Позвольте принимать маленькие решения

Ребенок начинает принимать решения, как это не звучало бы странно, очень рано. Все начинается с повседневных,  бытовых дел или распорядка дня: за какие дела сначала приниматься, какие уроки и когда выполнять. А потом речь идет о серьезных вещах. И если родители в рамках совместной деятельности с ребенком обсуждают, как лучше действовать и почему, интересуются его мнением, то тем самым они готовят его сознание к тому, что он сам подхватит эту эстафету и будет решать проблемы. Давать участвовать в семейных делах – это значит, готовить к самостоятельным действиям в будущем.

Не забывайте об обязанностях

В дошкольном возрасте принято начинать приучать детей к обязанностям, обычно несложным. Домашние обязанности важны не сами по себе, а именно как форма воспитания ответственности. Хорошо, когда ребенок видит, какие обязанности есть у мамы, папы, у старшего брата. Семья является замечательным фундаментом в прививании самостоятельности. Но здесь есть свои тонкости.

Многие родители сейчас выбирают такую тактику: «Ты должен это сделать для себя (помыть посуду, убрать, приготовить и т.д.)». Но это часто слабая, недостаточная мотивация. Ребенок может легко сказать: «А я могу и так, а мне не надо». И тут трудно как-то возразить. Другое дело, когда за основу берется совместное действие: ребенок видит, что то, что он делает, нужно не только ему, но и другим членам семьи, что труд, его усилия приятны и полезны другим.

Тогда обязанности в глазах ребенка приобретают глубокий смысл. К тому же это будет отлично дисциплинировать – когда ему не захочется что-либо делать, его подсознание будет говорить: «Но это надо делать, мама придет с работы голодная, надо приготовить, прибраться…»

 

 

Читайте также:

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

9 причин растить ребенка в большой семье

 

Записала Наталия Фролова

Фото: Africa Studio/goodluz/TunedIn by Westend61/atikinka/nd3000

Читайте также:
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
8 марта 2019
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
Инструкция по воспитанию будущих королев.
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
1 марта 2019
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
Каждый день — новые развлечения.
Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?
27 февраля 2019
Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?
Научитесь абсолютно ничего не делать несколько минут в день, и ваши силы восстановятся с молниеносной скоростью!
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
25 февраля 2019
Как привить ребёнку интерес и любовь к природе
Воспитываем экологическое сознание.
Как воспитать настоящего мужчину
23 февраля 2019
Как воспитать настоящего мужчину
Семь советов, проверенных временем.
Зачем нам обниматься?
20 февраля 2019
Зачем нам обниматься?
Важность прикосновений, а также почему дети не всегда хотят обниматься «по заявкам трудящихся».
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
19 февраля 2019
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
7 февраля 2019
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
Маленькие хитрости, которые помогут ребёнку не только в школе.