29 марта 2019

Как вырастить самостоятельную личность

Не секрет, что если с малых лет окружать ребёнка чрезмерной опекой и контролировать каждый его шаг, то во взрослой жизни он может так никогда и не научиться действовать своими силами. Разбираемся, на чём нужно сосредоточить внимание, чтобы воспитать самостоятельную личность.

Галина Бурменская, психолог, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Галина Бурменская, психолог, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

От 1 до 3 лет — очень важный период для ребёнка, когда он тянется ко всем предметам и подражает взрослым. Нередко родители пытаются ограничить спонтанную активность, которая доставляет малышу такую радость, но обилие запретов может быть опасно. Поэтому очень важно правильно обрисовать границы, того, что малышу безусловно можно, того, что можно только с разрешении и, наконец, чего нельзя. Такое структурированное жизненное пространство дает возможность для активной деятельности и постепенного встраивания ребёнка в жизнь семьи, а затем и в более широкий социум.

В дошкольном возрасте (3−7 лет) необходимо поддерживать инициативу ребёнка и его стремление действовать. На деле, правда, часто получается так, что родители, сами того не замечая, подавляют зачатки самостоятельности. Это происходит тогда, когда взрослые предпочитают сами выполнять те действия, которые ребёнок, естественно, делает не так ловко и быстро, как они.

Маме и папе, например, проще самим помыть чашку или убрать игрушки. Неудивительно, что потом родители спрашивают: как направить ребёнка, чтобы он сам захотел это сделать. Так вот, сначала поддерживаем его активность, потом одобряем инициативу, а если она плохо «вписывается» в реальные условия, деликатно её направляем. Важно не подавлять его благие порывы, исподволь ведущие к самостоятельности.

Вместе с возможностью участвовать в жизни семьи ребёнок должен почувствовать и удовлетворение от результата, от своего вклада в общее дело и ответственность за свои действия и поступки. Уже в этом возрасте создайте такие ситуации, где ему самому будет позволено сделать выбор.

В младшем школьном возрасте (7−11 лет) мир ребёнка вращается вокруг школы. Здесь важно не только помочь ему организовать новую жизнь, включая выполнение домашних заданий, но и оказать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Это станет хорошей основой для взаимопонимания и постепенного формирования самостоятельности. Ощущая поддержку, он перестанет бояться ошибок, сохранит активность и готовность к самостоятельным действиям. Ведь если ребёнок боится ошибиться и готов отказаться от пробы — это очень тревожный знак, говорящий о том, что страх неудачи сильнее желания прилагать усилия и достигать целей.

К концу младшего школьного возраста будет хорошо, если ребёнок научится не только сам выполнять уроки, но и проверять их. Таким образом, постепенно, он освоит то, чему родители и учителя его учат и к чему побуждают. Не через упреки и требования, а внушение уверенности: «А теперь попробуй сам». Так родители будут контролировать уже результат, итог его действий.

7 советов для родителей

Разрешите ребёнку выбирать, с кем дружить

В вопросе выбора, с кем дружить, недопустимо прямое, директивное управление и запреты. Они лишь вызовут протест и обиду, поскольку это ущемляет права личности на то, чтобы испытывать симпатии и антипатии к тому или иному человеку и делать на основе этих чувств выбор. Поэтому можно только косвенно и деликатно направлять.

Как это делать? Во-первых, сводить к минимуму ситуации, где ребёнок может столкнуться с теми детьми, с которыми, как полагают родители, лучше не дружить. Во-вторых, нужно вместе анализировать неприятные ситуации, но при этом не навязывать свою точку зрения, а побуждать его самого подумать, почему друг поступил так или иначе. Побуждать ребёнка к собственным суждениям и выводам — значит поддерживать формирование его самостоятельности в отношениях с другими людьми.

Договоритесь заранее обо всём, что связано со школой

В вопросе учёбы полезно опираться на два правила. Первое: составить расписание, определить время, которое он будет отводить на уроки, научить следовать определённому распорядку. Второе: заключить договорённости. В основе хороших взаимоотношений родителя и ребёнка должны лежать совместно выработанные и принятые договорённости и посильные для него требования.

Если ребёнок выполняет пункты «соглашения», то в конце недели, например, получает поощрение. Если не выполняет, то должны применяться санкции. Разумеется, не грубые словесные или физические наказания, а лишение каких-либо приятных вещей.

Дайте возможность делать выбор самостоятельно

Что касается досуга, то, конечно, ребёнку надо давать выбор и подчеркивать это. «Что ты хочешь, гулять или смотреть телевизор? Играть в это или в это?» Фактически мы выстраиваем ситуации, в которых ребёнок чувствует, что он сам делает выбор, а не просто во всём подчиняется взрослому. Конечно, по мере развития он хорошо начнёт представлять поле своих возможностей, которое будет расширяться.

Родители сделают правильно, если будут подчеркивать: «Я — взрослый, я за тебя отвечаю. Поэтому есть вещи, которые ты должен делать обязательно. Но также есть ситуации, где ты выбираешь сам».

Таким образом ребёнок будет расти с ощущением, что у него существует выбор действий.

Признайте право на собственное мнение

Очень важный аспект самостоятельности: иметь право на собственное мнение и взгляды и чувствовать уважение со стороны родителей. Они должны с вниманием относиться к мнению ребёнка и не навязывать свою точку зрения. Именно в рамках доверительного общения, взаимообмена, обсуждения, уважения друг к другу вырабатывается и созревает личностная автономия детей.

Не запрещайте испытывать чувства

Иногда родители посягают на автономию чувств ребёнка: «Ты должен этим гордиться, этого стыдиться». Они, конечно, могут высказывать своё представление, но нельзя делать это авторитарно. Если ребёнку отказывают в праве на те или иные чувства, а он их ощущает, это очень серьёзная ошибка, которая уродует личность, делает её в конечном итоге зависимой, неуверенной: возникает качество, противоположное самостоятельности и личностной автономии.

Стратегия должна быть другой — родители признают право на те или иные чувства, которые рождаются в душе ребёнка. Принимая его чувства, иногда, быть может, чуждые и ошибочные, взрослые получают пространство для обсуждения, а значит, и влияния.

Позвольте принимать маленькие решения

Ребёнок начинает принимать решения, как бы странно это не звучало, очень рано. Всё начинается с повседневных, бытовых дел или распорядка дня: за какие дела сначала приниматься, какие уроки и когда выполнять, и уже потом речь идет о серьёзных вещах. Родители, обсуждая с ребёнком в рамках совместной деятельности, как лучше действовать и почему, и интересуясь его мнением, готовят его сознание к тому, что ребёнок сам подхватит эту эстафету и будет решать проблемы. Давать участвовать в семейных делах — это значит, готовить к самостоятельным действиям в будущем.

Не забывайте об обязанностях

В дошкольном возрасте принято начинать приучать детей к обязанностям, обычно несложным. Домашние дела важны не сами по себе, а именно как форма воспитания ответственности. Хорошо, когда ребёнок видит, какие обязанности есть у мамы, папы или старшего брата. Семья является замечательным фундаментом в прививании самостоятельности. Но здесь есть свои тонкости.

Многие родители сейчас выбирают такую тактику: «Ты должен это сделать для себя (помыть посуду, убрать, приготовить)». Но это часто слабая, недостаточная мотивация. Ребёнок может легко сказать: «А я могу и так, а мне не надо». И тут трудно как-то возразить. Другое дело, когда за основу берётся совместное действие: ребёнок видит, что-то, что он делает, нужно не только ему, но и другим членам семьи, что его труд и усилия приятны и полезны другим.

Тогда обязанности в глазах ребёнка приобретают глубокий смысл. К тому же это будет отлично дисциплинировать: когда ему не захочется что-либо делать, его подсознание будет говорить: «Но это надо делать, мама придёт с работы голодная, надо приготовить, прибраться…»

Читайте также:

9 причин растить ребенка в большой семье

Научите ребёнка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

Записала Наталия Фролова.

Фото: Africa Studio, goodluz, atikinka, nd3000/Shutterstock.com

Читайте также:
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.
6 каверзных детских вопросов о грамотности
24 мая 2019
6 каверзных детских вопросов о грамотности
Говорим и пишем правильно!
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
20 мая 2019
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
Что нужно сделать, чтобы взять животное под опеку?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.