4 мая 2018

«Я не согласен»: научите ребенка спорить


Спор — это словесное соревнование, в котором каждая из сторон доказывает свою точку зрения. В конструктивном споре оппоненты ищут решение, устраивающее всех, не пытаются победить во что бы то ни стало и не дискутируют ради самого спора. Как научить ребенка спорить правильно? И почему это умение так важно? Своим мнением делится Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты».

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»
Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»

Почему нужно уметь отстаивать свое мнение

Как правило, впервые ребенок начинает спорить в два-три года. «Мама, я сам!», «Отойди, не мешай!», «Нет, я хочу только красную машинку!», «Я не буду есть эту кашу!» — уверенно и громко возражает нам малыш. С нашей, взрослой позиции это может выглядеть странно, неразумно, порой утомительно, однако именно в этот момент формируется собственная позиция ребенка, и он учится отстаивать свое мнение. Это очень важный этап развития. Наберитесь терпения, сейчас главное — сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения и помочь ему в это непростое время. Мы видим, что у ребенка уже есть собственное мнение и он его отстаивает. Попробуем научить его делать это конструктивно. Почему это важно?

При участии в конструктивном споре у ребенка развиваются очень важные качества. Это гибкость мышления, уважительное отношение к собеседнику, учитывание другой точки зрения, управление эмоциями, умение слушать, проигрывать, признавать свои ошибки. Кроме того, ребенок учится договариваться, идти на компромисс, чем-то жертвовать для достижения цели, терпимое отношение к критике, адекватная реакция на критику.


Как игра учит спорить

Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и рассуждать логично. В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.

«Согласен/Не согласен»

Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны выразить свое мнение, используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:

— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…

«У кого больше доказательств»

Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов. Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы. Эти игры тренируют мышление, внимание, развивают находчивость и красноречие.

«Упрямый ослик»

В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет. Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры. Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.

«Да и нет не говори, черный с белым не бери»

Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «да» или «нет» или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и контролировать себя, свою речь.

«Зеркало»

Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.

«Верю — не верю»

Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.

«Правда или ложь?»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, расширяется словарный запас и кругозор.

«Вопросом на вопрос»

Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:

— Будешь играть?

— А зачем?

— Почему ты спрашиваешь?

— А что, спросить нельзя?

— Кто сказал, что нельзя?

«Связи»

Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом. Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду». Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.

С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы (прочитанные книги, жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).

Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.

Как можно подготовить ребенка к участию в спорах

Если ваш ребенок часто оказывается в ситуации спора, постарайтесь помочь ему подготовиться к этому.

Создавайте условия для развития самостоятельности. Постарайтесь не делать за ребенка то, с чем он может и хочет справиться сам, и предоставляйте ему право реального выбора в соответствии с возможностями его возраста.

Обсуждайте принятые ребенком решения. Аргументированно и доброжелательно высказывайте свое мнение и учите ребенка отстаивать точку зрения с помощью аргументов. Уважайте его решение и поддерживайте у ребенка ощущение его значимости.

Говорите о своих чувствах. Обозначайте свои чувства и эмоции, возникающие во время обсуждений, не бойтесь говорить «Я расстроена», «Мне очень нравится».

Напоминайте о корректности. Учите ребенка не переходить на личности в споре и самим этим не злоупотребляйте.

Покажите, как именно можно спорить. Рассмотрите с ребенком конкретные фразы, которые он может использовать в споре. Например: «Я думаю», «На мой взгляд», «Я считаю по-другому», «С моей точки зрения, это не так». Это поможет ребенку увидеть, что может быть еще и другой взгляд на обсуждаемый вопрос. Если ребенок очень часто попадает в ситуацию спора и не справляется, такие фразы можно заучить/отработать до автоматизма, чтобы он мог ими пользоваться даже в стрессовой ситуации.

Правила на каждый день

Мышление ребенка-дошкольника — это губка, которая без разбора впитывает в себя весь окружающий мир. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение. Очень важно своим примером ежедневно обучать ребенка навыкам, необходимым и в ситуации спора.

  • Учите анализировать и делать выводы (обсуждайте прочитанные книги, фильмы, различные жизненные ситуации)

  • Следите за выражением своих чувств и переживаниями ребенка. Обсуждайте их. Говорите о себе и своих чувствах.

  • Развивайте умение слушать: выслушивайте ребенка до конца, не перебивайте. Реагируйте на его речь, показывайте свою заинтересованность. Прививайте уважение к собеседнику и к иной точке зрения.

  • Заканчивайте спор, дискуссию на позитивной ноте по отношению к ребенку

  • Играйте в игры: соблюдение правил, взаимные обязательства, умение побеждать без злорадства и достойно принимтаь поражение лучше всего формируются в процессе игры.


Что делать с «вечными спорщиками»

Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?

  1. Не спорьте с ним, выслушайте, возможно, ему требуется что-то совсем другое, необходимо понять истинную причину. Это может быть нехватка внимания, возрастной кризис, отстаивание права на самостоятельность.

  2. Проявляйте последовательность в своих требованиях и установках по отношению к ребенку. Возможно, ему сейчас необходима опора и помощь.

  3. Соблюдайте правила (запретов немного, но они четкие и понятные).

  4. Уважайте точку зрения ребенка. Выслушивайте его до конца, попросите аргументировать (помогите ему в этом), говорите о себе, не используя обвинения в сторону ребенка.

  5. Попробуйте переориентировать деструктивный спор в познавательный экскурс.

  6. Наберитесь терпения и самообладания.

Польза от умения вести конструктивный спор очевидна. Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка собственное мнение по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.

Читайте также:

Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее

5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка

Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Фото: Evgeny Atamanenko/Pressmaster/Yuganov Konstantin/fizkes/Shutterstock.com

Читайте также:
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
24 сентября 2018
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
Своими секретами делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
23 сентября 2018
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
То, что вы говорите, может быть опасным оружием. Не используйте его против ребенка.
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
22 сентября 2018
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
Двойки одаренности не помеха.
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
21 сентября 2018
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
А вы умеете правильно наказывать детей?
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
20 сентября 2018
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
6 интересных фактов о происхождении известных игрушек.
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
19 сентября 2018
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как справиться с желанием быть «самим совершенством»?
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
17 сентября 2018
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
14 сентября 2018
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
И что покупать совершенно не обязательно!
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
14 сентября 2018
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
Рассказываем, как правильно вести себя с обидчиком.
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
13 сентября 2018
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
Советы, рекомендации и типичные ошибки родителей.
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
12 сентября 2018
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
Что происходит с детьми за кулисами телешоу, объясняет психолог.