«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе

Травля в школе, или как сейчас это принято называть, буллинг — явление не новое и довольно распространённое. При этом жертвой может стать любой ребёнок, вовсе не обязательно двоечник или отличник, скромник или заводила, слишком худой или немного полноватый. Что делать, если ваш ребёнок стал жертвой конфликта, как творческие занятия помогут создать дружескую гармонию в классе школы, «О!» рассказала арт-терапевт Юлия Горбулина.

Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»
Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»

Девятилетний Костя спокойный, собранный, рассудительный и любознательный, но он ненавидит школу. Ребёнку не дают нормально учиться два одноклассника и классный руководитель. Родители даже не догадывались об этой ситуации до тех пор, пока на теле мальчика не появились синяки. После очередного ответа сына о том, что он ударился об стену, папа отправился в школу. Выяснение отношений с учителем не дало результатов, с родителями мальчиков — тоже.

Одна из причин — атмосфера в классе

Проблема буллинга в школах уже приобрела действительно серьёзные масштабы. Для борьбы с травлей даже появился специальный проект по устранению агрессии в школах. Там родители узнают о том, как найти выход из конфликтных ситуаций, а дети читают о том, что такое травля и как правильно ей противостоять.

Часто буллинг возникает с подачи учителя или из-за сложившейся атмосферы в классе. Обычно работа по устранению травли строится по трём направлениям: работа с ребёнком, который подвергается травле, с зачинщиком конфликта, с родителями со всех сторон и классным руководителем.

К сожалению, многие взрослые относятся к этой проблеме несерьёзно, особенно родители тех детей, которые обижают других ребят. Да и классные руководители могут закрыть глаза на эту ситуацию. Я сталкивалась именно с такими случаями. И детей приводили к психологу уже в момент перевода в другую школу или класс, не находя другого решения проблемы. Существуют рекомендации по обращению к школьному психологу при возникновении случаев буллинга в классе. Однако они не всегда работают: например, одну из учениц, с которой я занималась, начали ещё больше травить, когда она обратилась к школьному психологу. То есть любая рекомендация может дать отрицательный результат в каком-то конкретном случае.

Наши помощники — арт-терапевтические занятия

Предотвратить травлю намного проще, чем с ней бороться. Если же травля уже началась, я предпочитаю работать индивидуально с каждым участником и его семьей. Нужно обратить внимание на то, что чаще всего буллингу подвергаются неуверенные в себе дети, поэтому работа с семьей — это ключевой фактор решения проблемы.

Арт-терапия особенно хороша тем, что во время занятий и упражнений дети сами видят и оценивают ту атмосферу, которая существует в классе. То есть мы не объясняем детям, что они обязаны дружить и не обижать друг друга. На занятиях само по себе становится понятно, кто из детей обделен вниманием одноклассников, кто не может построить дружеские отношения, выбивается из коллектива.

Если детей просто спрашивать, они всегда могут что-то скрыть, недосказать, обмануть. А в процессе творчества они раскрываются, и работы школьников часто говорят намного больше, чем сами дети. Для предотвращения травли в классе хорошо работает групповая арт-терапия.

В начале учебного года всегда можно найти возможность для проведения вводного занятия в школе — урока дружбы. На нём детям можно рассказать, с чего начинается дружба, как здорово не только найти хорошего друга, но и самому научиться дружить. В игровой форме можно показать ребятам, что всё то, что нас отличает друг от друга — это не повод для насмешек и унижений, а наоборот, возможность дополнить друг друга. А ещё обязательно рассказать, почему люди ссорятся и как нужно решать спор, чтобы остаться друзьями.

В этом году я предложила провести урок дружбы 1 сентября в классах сына и дочери, к счастью, на это согласились оба классных руководителя. Для меня это показатель того, что им важно, чтобы дети учились в дружественной атмосфере. Я расскажу о двух арт-терапевтических техниках, которые я использовала.

Настрой на совместную работу

Соедини ладошки

На большом листе ватмана или на обратной стороне кусочка обоев дети обводят свои ладошки. Можно подготовиться заранее и вырезать обведённые ладошки дома, а в классе приклеить. Каждую свою ладошку ученик подписывает своим именем. Так, как ему нравится. Например, Ангелине нравится, когда её называют Геля, так и пишет. Потом ведущий просит каждого ребёнка провести линии к тем детям, с которыми ему было бы интересно подружиться за учебный год. К тем, с которыми он ещё не подружился.

Пример арт-терапевтической техники «Соедини ладошки»
Пример арт-терапевтической техники «Соедини ладошки»

Так, у каждого ребёнка появляется интерес к тем своим одноклассникам, с которыми ещё не общался. Ведущий смотрит, чтобы линии были подведены к каждому ребёнку. Если ладошка какого-то ребёнка остаётся без линий, можно попросить классного руководителя тоже поучаствовать и подвести линию к этой ладошке, объясняя детям, почему было бы интересно подружиться с этим ребёнком. Тогда и другие дети будут внимательнее к этому однокласснику. Этот небольшой плакат можно повесить на стену в классе, чтобы дети смотрели на свои ладошки дружбы и всегда могли протянуть руку помощи тому, кто в ней будет нуждаться.

Птица дружбы

Другой вариант работы с ладошками — совместная творческая работа. Я использовала эту технику для сплочения детей в группах летних лагерей. В школе она тоже прекрасно приживётся. Из разноцветной бумаги вырезаем детские ладошки. По очереди приклеиваем их на лист ватмана. Сверху классный руководитель крепит основу нашей птички, по желанию её можно украсить. В итоге появляется наша птица дружбы. Затем спрашиваем у детей: «Хотели бы вы, чтобы наша птичка всегда была весёлой и высоко летала?», «Как вы думаете, что порадует нашу птицу дружбы?».

Пример создания «Птицы дружбы»
Пример создания «Птицы дружбы»

Учитель или ведущий может рассказать историю о том, как птица дружбы может начать терять свои пёрышки, если в классе появятся драчуны и те, кто часто обзывается. А когда дети признают, что вели себя неправильно, у птицы вырастут новые крылья, и она снова сможет летать. После педагог может спросить у ребят: «Мы же постараемся сделать так, чтобы наша птица дружбы никогда не теряла свои пёрышки, правда?» Эта поделка может занять своё почётное место на стене, напоминая детям, что они могут найти в классе своих лучших друзей.

Уверена, что эти нехитрые упражнения, а также периодические уроки дружбы помогут создать и сохранить доброжелательную и дружественную атмосферу в классе. Чтобы предупредить травлю в классе, достаточно отслеживать изменения в поведении и отношения детей, проводя подобные занятия раз в четверть, если класс сложный — раз в месяц.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: Inara Prusakova / Shutterstock.com, личный архив эксперта

Читайте также:

Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться

Что такое детский стресс и как с ним бороться?

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти