10 октября 2018

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Считается, что дети по натуре своей оптимисты: любознательные, активные, стремящиеся к новым открытиям и свершениям. Но на самом деле дети, как и взрослые, бывают и оптимистами, и пессимистами. Просто с первыми взрослым общаться привычней и проще, а вот вторые изучены мало. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина в открытом диалоге с собирательным образом мамы ребёнка-пессимиста ответила на самые интересные вопросы по этой теме.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

— Мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок был оптимистом, чтобы ему всё легко давалось, чтобы он видел во всём хорошее, а он постоянно ноет и этим нас всех достаёт. Можно ли его переучить или надо с таким пессимистом просто жить?

— А вы уверены, что быть пессимистом однозначно плохо?

— А разве нет?

— Например, оказалось, что дети с высокими баллами в тестах по оптимизму с меньшей вероятностью поступают в университет.

— Неужели так бывает? Наверное, они надеются на авось, да?

— Да, например. С оптимистами многим людям легче общаться, оптимисты сами верят, что «добро всегда побеждает зло» и как будто внушают эту веру другим. Именно этот смысл, кстати, вложил в термин «оптимизм» Лейбниц в 18 веке, придумав имя определенному виду мышления. А вот слово «пессимист» появилось примерно 100 лет спустя от Шопенгауэра, и обозначало, что для человека страдание, грусть и печаль перевешивают удовольствие и счастье. То есть оптимист — это про мышление, а пессимизм — про эмоциональный аспект. Получается, что оптимизм и пессимизм — это не антонимы, как многими принято считать. И можно даже быть пессимистом и оптимистом одновременно. Или в каких-то областях оптимистом, а в других пессимистом. Многие психологи-исследователи придерживаются концепции, что оптимизм и пессимизм — это не чёрное и белое или день и ночь, а разные человеческие характеристики.

— То есть нам не нужно ничего менять в жизни ребёнка, а нужно к этому привыкнуть?

— Не совсем так. Последние десятилетия тема оптимизма и позитивных аспектов человеческой жизни становится всё более актуальной: как чувствовать себя счастливым, как добиться успеха, самореализации, личностного роста. Многие родители хотят переделать своих детей в оптимистов, литературный образ Полианны стал символом счастливого преодоления препятствий. В американской психологии даже появилось отдельное направление «позитивная психология», основателем которого стал М. Салигман, всю жизнь посвятивший изучению оптимизма. С помощью перевоспитания всех людей в оптимистов можно было бы попытаться решать задачу профилактики депрессии, переживания стресса, развивать мотивацию, настойчивость, добиваться больших успехов в спорте.

Антрополог Тайгер в книге «Оптимизм: биология надежды» полагает, что оптимизм — это одна из наших наиболее адаптивных характеристик, приобретенных в ходе естественного отбора. Оптимизм или пессимизм возникают, когда люди начинают предвидеть, думать о будущем. Но люди могут представить себе в будущем ужасные события, в том числе и собственную смерть. Эволюционно должен был возникнуть механизм, который не даёт страху парализовать человека, и этим механизмом, по мнению Л. Тайгера, является оптимизм. Получается, что оптимизм — врожденная, наследуемая характеристика присущая всем людям в той или иной мере. Это наш способ выживать, справляться с кошмарами мира.

Мы все — врожденные оптимисты, так как не занимаем каждую секунду свою голову мыслями об ужасах этой жизни. Но взгляд на оптимизм, как на панацею от всех несчастий, который пропагандируется в популярных психологических статьях, особенно американских, ведёт к нереалистичными ожиданиям и впоследствии к ещё большим разочарованиям, а также к подавлению отрицательных переживаний, ограничению выражения негативных идей, а ещё — наносит вред многим людям, которые чувствуют себя какими-то «неправильными» из-за своих «неправильных» чувств. Негативные эмоции и мысли имеют право на существование, у одного американского профессора психологии Барбары Хельд даже вышла книга, которая называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать!»

В сегодняшнем мире, ориентированном на достижения, предполагается, что оптимистично настроенный человек уверенно идёт к поставленной цели, а пессимист сомневается в том, что он сможет чего-то достичь. В этом есть много правды. То есть говоря об оптимизме или пессимизме мы говорим и об уверенности в своих силах, о ценности цели для этого человека. Оптимисты, сталкиваясь с препятствиями, прорываются вперёд, а пессимисты часто сдаются под разными предлогами: не справлюсь, не очень-то и хотелось, это вообще не моё.

— То есть, можно сказать, что пессимисты — не уверенные в своих силах люди?

— Да, можно и так. В американском исследовании «Принстон-Пен» изучали влияние оптимизма и пессимизма на успешность учебной деятельности. Во-первых, они выяснили, что плохая успеваемость ребёнка часто сочетается с депрессией, а основными факторами риска являются пессимистический стиль объяснения происходящего и неблагоприятные жизненные события, такие как постоянные семейные скандалы, разводы, нестабильность в жизни. Детям сложно вырваться из круга: депрессия, пессимистичный стиль объяснения происходящего, ухудшение учебы, усиление депрессии. То есть, часто постоянно пессимистичные дети — это дети в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и/или с депрессией.
Как вам кажется, влияет ли пессимизм вашего ребёнка на учебу?

— Да, влияет, ещё как! Ему трудно многое делать, так как он не уверен, что он справится.

— Вот, мы уже видим одну сложность, с которой вполне можно что-то сделать, да?

— Наверное. Но ещё ребёнок находится в неблагоприятных условиях, как вы это называете, потому что мы с ним постоянно ругаемся, а два года назад был развод с его отцом. Но мне казалось, что на него это никакого влияния не оказало.

— Да, трудно признаваться во влиянии развода или семейных скандалов на ребёнка, ведь тогда нам приходится сталкиваться и со своими неприятными переживаниями.

— А все ли пессимисты — это дети с депрессией или жизненными трудностями?

—  Нет, не все. Оказывается, у людей с повышенной тревожностью существует «защитный пессимизм» — стратегия психологической защиты. Они неосознанно снижают свои ожидания от будущих событий, чтобы меньше разочаровываться в последствии при неудаче, хотя в прошлом имели вполне благополучный опыт и нормальные результаты. И эта стратегия для них — выигрышная! Они не хуже оптимистов справляются с разного рода задачами, не оставляют попыток добиваться успеха, пробуют начинать раз за разом в случае неудачи. Тревожные люди, которые не используют такую стратегию справляются с различными задачами хуже.

— О, защитный пессимизм — это про меня! Я поняла, я так со своей тревогой справляюсь!

— Рассматривая оптимистов и пессимистов нам важно думать о сильной и слабой стороне их способностей: оптимисты более настойчивы, легче справляются с неудачами, но часто недооценивают факторы риска и переоценивают свои силы.

Пессимисты — предусмотрительны, аналитичны, внимательны к деталям. Они эффективны в профессиях, где необходимо оценивать все факторы риска. В некоторых специальностях люди с пессимистическим стилем объяснения событий оказываются более успешными и востребованными, например, среди юристов, финансовых директоров, бухгалтеров. Таким образом, и оптимисты и пессимисты могут быть эффективны в своей области знаний.

— Скажите, а если кому-то так повезло, что ребёнок — оптимист, можно расслабиться и уже не воспитывать?

— Если ваш ребёнок оптимист, то, конечно, вам необходимо больше внимания уделять обучению просчётам рисков, мыслям о расчётах, рассматриванию разных последствий событий.

— А если ребёнок пессимист? Можно его сделать немного оптимистичнее? Про то, что нужно проверить на депрессию, поработать с психологом и про принятие и изменение нашей жизненной ситуации, я уже поняла. Есть ли какие-то специальные методы, влияющие на пессимистичный стиль мышления?

— Есть, конечно. М. Селигман написал целую книгу «Как научиться оптимизму». Можно попробовать освоить её сначала самостоятельно, а потом научить ребёнка стратегии НМПОА: Н — неприятность, М — мнение, П — последствие, О -обсуждение, А — активизация. Применяя эту стратегию сначала:

  • идентифицируем неприятность, вызывающую негативные переживания,

  • ищем связанные с ней мнения и обсуждаем последствия, к которым приводят данные мнения.

  • осознав эти элементы, начинаем обсуждение неприятностей с самим собой, направленное на замену собственных негативных мнений другими, более позитивными, отвечающими оптимистическому стилю объяснения.

  • после того, как к негативным мнениям удастся добавить позитивные, у человека должна возникнуть активизация, подкрепляющая его новые способы объяснения. То есть, можно сделать что-то маленькое, что закрепит такой стиль мышления.

Другой метод развития оптимизма — тренинг личной самоэффективности. Цель этой процедуры заключается в развитии отдельных умений и навыков, формировании частных видов компетентности (например, тренинг настойчивости или навыков общения). Психолог дает человеку возможность пережить опыт успешного преодоления трудностей, на основе чего у него формируются позитивный уровень оптимизма. Но часто в результате происходит и улучшение отношений в школе, с учителями и детьми, в семье.

— Скажите, пожалуйста, неужели генетика никак не влияет на рождение пессимистов и оптимистов?

— Влияет, и ещё как! В близнецовых исследованиях (это когда близнецов в силу обстоятельств воспитывают вместе или отдельно и смотрят как на них повлияли разные факторы) показано, что высокие баллы оптимизма передаются вместе с темпераментом. Но с возрастом оптимизм может как снижаться, так и повышаться, а значит, что мы можем хотя бы частично повлиять на генетически заданные особенности наших детей.

— Поняла, есть над чем работать.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»

Как построить отношения с учителем

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства

Фото: AlohaHawaii, EvgeniiAnd, Nong Mars/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.
20 классных книг на лето для ваших детей
27 мая 2019
20 классных книг на лето для ваших детей
Литература для малышей, дошкольников и первоклассников.
6 каверзных детских вопросов о грамотности
24 мая 2019
6 каверзных детских вопросов о грамотности
Говорим и пишем правильно!
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
20 мая 2019
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
Что нужно сделать, чтобы взять животное под опеку?