19 июня 2019

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Это норма?

Наше тело — это важная часть нас, хотя и не всё, что у нас есть. Но для многих тело — незнакомая территория: пока что-то не заболит, или кто-то не скажет, что оно выглядит как-то не так, мы не обращаем на него внимания.
Или обращаемся с ним как с вещью: ухаживаем, причесываем по моде, что-нибудь приклеиваем, отрезаем, пришиваем, прокалываем, наращиваем или уменьшаем его по рекомендуемой журналами и рекламой культурной мерке. Мы с трудом можем принять то, что нам подарили природа и мама с папой, хотим сами владеть своим телом и делать с ним всё, что заблагорассудится. Мы хотим переделать своё тело, чтобы чувствовать себя с ним и внутри него хорошо, выглядеть в своих глазах и глазах других людей так, как положено, как принято, как правильно. Кажется, что именно так мы станем желанными и любимыми, а иначе мы не имеем на это права. Нам кажется, что мы сами захотели быть худыми, с широкими бровями, с плоским животом. Но желание выглядеть определенным образом — это чаще всего навязанные обществом правила игры.

Граница между нормальным обращением со своим телом и патологическим очень шаткая. Фигуристки, модели, гимнастки, балерины, чья карьера подразумевает искусственное поддержание низкой массы тела — это вроде бы профессиональная норма. Но не заставляет ли она подростков и их родителей неосознанно следовать за модой, порождая расстройства питания? «Моя дочь весит 40 кг при росте 170, она ничего не ест, кажется себе толстой. Я вечно худела, а теперь и она худеет! Что делать?», спрашивает мама девочки-подростка. А вот мама сына: «Как заставить его похудеть? Толстеет, не занимается спортом, сидит дома и ест, ест, ест! Он же будет толстым! Как я могу не говорить ему, что он толстый, а кто ещё ему это скажет, если не мать?»

Родители стараются быть хорошими, хотят свои тела и тела своих детей вписать в стандартный формат. Потому что стандартный — это значит правильный и здоровый, так говорят врачи, так пишут на родительских форумах. На первом году жизни здоровье малыша оценивается с помощью взвешиваний, и на протяжении всей жизни многие с ужасом или восторгом следят за стрелкой весов или мелькающими цифрами. Но здоровье человека совсем не напрямую связано с весом. Худые люди могут иметь серьёзные нарушения здоровья, а люди полные — быть абсолютно здоровыми. Если твоё тело не вписалось в мифическую норму, то ты должен срочно взять себя в руки, не распускаться, начать жрать, перестать жрать, спрятать некрасивое под специально придуманный чехол, возненавидеть себя и свои недостатки. А если твой ребёнок не вписался в стандарты, то ты не мать, а ехидна.

И сегодня у нас множество детей и взрослых, считающих, что они не имеют права чувствовать себя счастливыми и здоровыми, если они больше или меньше нужного веса. Выросло количество расстройств пищевого поведения, уже 5-летние дети говорят «я толстая», и садятся на диету.

Бодипозитивное движение пытается раздвинуть рамки наших стереотипов: его главная идея в том, что человек имеет право на любое тело. А также любой из нас имеет право на уважение и на счастье, на то, чтобы любить себя и быть любимым родителями и другими людьми. Никто не должен подвергаться агрессивным нападкам и буллингу за то, как он выглядит, даже если он «может, но не хочет быть красивым».

Как полюбить свое тело

Чтобы наши дети научились любить себя и своё тело, жили в безопасном пространстве, не подвергались травле за то, что они не могут или не хотят изменить, нам придется довольно сильно перестроить своё отношение… к себе.

  • Мы — родители, образец для подражания. Дети имитируют поведение и действия окружающих их взрослых, не осознавая этого. Если дети слышат, как взрослые говорят о своем теле негативно, всерьез переживают, что оно выглядит совсем не как на «глянцевой» картинке, это может повлиять на то, как они будут видеть и себя. Говорите о себе и своем теле позитивно, признавайте то, что вам в себе нравится.
  • Обсуждайте с ребенком медиакультуру: например, поиграйте в игру «Найди фотошоп», рассматривая обложки журналов и рекламные плакаты, обсудите, почему СМИ так важно поддерживать нереальный образ тел известных личностей, как реклама заставляет нас быть тем, кем хочет нас видеть производитель товаров, а не тем, кем хотим быть мы.
  • Спорт, физические упражнения — это удовольствие, а не средство для похудения. Кому захочется насиловать себя физкультурой, чтобы выглядеть так, как хочет мама или одноклассники? Двигаться, кататься на роликах или самокате, гулять в парке, играть в футбол с друзьями — это может и должно приносить удовольствие. Пусть в вашей семье будет больше движения: гуляйте вместе, запишитесь на спортивные занятия, пробуйте новые виды физической нагрузки.
  • Исключите разговоры про «толщину-худобу». Вот эти «Ой, я потолстела», «Ты выглядишь огромной в этих шортах». Ваше тело — ваше дело. Ребёнок не должен ненавидеть своё тело из-за того, что оно чем-то не нравится его родителям. Избегайте негативных комментариев — и про тело ребёнка, и про любые другие. Если вас беспокоит слабый мышечный тонус или низкая выносливость, обеспечьте достаточную физическую нагрузку.
  • Если у вашего ребёнка есть видимое отличие от других детей — большое родимое пятно, например, или необходимость носить очки с толстыми линзами, не поощряйте его смущение. Говорите: «Да, это отличает тебя от других. Но это нормально».

  • Если дети начали негативно говорить о своём теле или чужом, не игнорируйте, обязательно обсудите, что происходит. Почему у него сложилось такое мнение? Кто ему такое сказал? Зачем? Уверен ли он, что этот человек прав?
  • Обсуждайте, что тело — это лишь видимая часть человека. Важно, какой он: добрый или злой, сможет он сделать это дело или нет, умеет общаться или пока не научился.
  • Не относитесь к еде как к врагу. Если каким-то продуктам приписывать жесткие определения «плохой, жирный, вредный» то и ребёнок, съевший их, будет чувствовать себя соответственно — «плохим» и «жирным». Или начнёт ограничивать себя в еде, делить ее на то, что будет и не будет есть — но совсем не так, как бы вам хотелось. Способствуйте здоровому питанию, подчеркивайте, как питательные вещества в продуктах помогают людям стать сильными и здоровыми. Вместо того, чтобы сосредоточиться на подсчете калорий, объясняйте ребёнку, как витамины помогают коже или глазам, как белки полезны для строительства мышц. Если ребенок хочет съесть печенье или чипсы, не стыдите его — в этом нет ничего страшного. Но сделайте так, чтобы полезные и питательные продукты были всегда доступны. Чаще ешьте всей семьей, готовьте или покупайте разнообразную еду.
  • Обучайте детей позитивно мыслить о себе. Обсуждайте, какие у них есть положительные качества (не телесные), что им в себе нравится. Улыбка, умение танцевать, талант к музыке или математике? Такие разговоры поддержат детскую самооценку и укрепят доверие между вами.
  • Поговорите об изменениях, которые происходят с организмом растущего человека. Отвечайте на любые вопросы, обсуждайте страхи, связанные с телом, которые ребенок может испытывать. Дети могут волноваться, что они растут слишком быстро или слишком медленно — объясните, что люди развиваются в разном темпе.
  • Убедитесь, что вы слушаете своего ребенка внимательно, не прерывая. Если не можете сразу ответить на его вопрос, предложите поискать информацию вместе.
  • Позаботьтесь о здоровом доме. Спросите себя: «Что тут способствует здоровому образу тела? А что нет?» Оцените журналы, книги, косметические товары или биодобавки. Вы покупаете продукты или предметы для похудения? Какие продукты и изображения соответствуют вашим ценностям позитивного отношения к телу, помогают ребенку этому научиться? Не стоит запрещать то, что этому противоречит, но лучше просто сделать так, чтобы дома таких вещей не было.
  • Если ребенка дразнят в школе из-за веса, убедите его, что это грубые комментарии, и обеспечьте поддержкой. Обсудите, почему некоторые люди говорят плохие вещи. Вместе подумайте о том, как ребенок может ответить на такие дразнилки в будущем, или о том, как он может защитить другого ребёнка от нападок. Помогите сформулировать идею, что дразниться — плохо. Научите отвечать, например, так: «Нельзя дразнить никого. Тебе может не нравиться, как кто-то выглядит, это не меняет того, кем является этот человек. Зато плохо влияет на того, кто дразнится!»

Читайте также:

5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать

Каждая девочка — принцесса, и вот почему

4 вопроса, которые почаще должны задавать себе родители девочки

Фото: fizkez, LightField Studios, ViDi Studio, IndigoLT/Shutterstock.com

Читайте также:
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
20 сентября 2019
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
Самые интересные книги для любознательных детей, которые не перестают задавать вопросы и всегда готовы узнавать что-то новое. Родителям тоже стоит прочитать!
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
19 сентября 2019
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
Начало учебного года часто становится стрессом и для ребёнка, и для всей семьи. Как помочь детям справиться с возросшей нагрузкой? Советует педиатр, автор популярного блога «Заметки детского врача»
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
6 сентября 2019
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
5 сентября 2019
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
Какие ошибки чаще всего делают родители, составляя детский рацион?
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
3 сентября 2019
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
Ребёнок пошел в школу, учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта — консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
27 августа 2019
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
Ребёнок вот-вот пойдет в школу. Волнуетесь? Еще бы! Напоминаем о простых, но очень важных делах, которые требуют внимания: вот список.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?