19 июня 2019

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Это норма?

Наше тело — это важная часть нас, хотя и не всё, что у нас есть. Но для многих тело — незнакомая территория: пока что-то не заболит, или кто-то не скажет, что оно выглядит как-то не так, мы не обращаем на него внимания.
Или обращаемся с ним как с вещью: ухаживаем, причесываем по моде, что-нибудь приклеиваем, отрезаем, пришиваем, прокалываем, наращиваем или уменьшаем его по рекомендуемой журналами и рекламой культурной мерке. Мы с трудом можем принять то, что нам подарили природа и мама с папой, хотим сами владеть своим телом и делать с ним всё, что заблагорассудится. Мы хотим переделать своё тело, чтобы чувствовать себя с ним и внутри него хорошо, выглядеть в своих глазах и глазах других людей так, как положено, как принято, как правильно. Кажется, что именно так мы станем желанными и любимыми, а иначе мы не имеем на это права. Нам кажется, что мы сами захотели быть худыми, с широкими бровями, с плоским животом. Но желание выглядеть определенным образом — это чаще всего навязанные обществом правила игры.

Граница между нормальным обращением со своим телом и патологическим очень шаткая. Фигуристки, модели, гимнастки, балерины, чья карьера подразумевает искусственное поддержание низкой массы тела — это вроде бы профессиональная норма. Но не заставляет ли она подростков и их родителей неосознанно следовать за модой, порождая расстройства питания? «Моя дочь весит 40 кг при росте 170, она ничего не ест, кажется себе толстой. Я вечно худела, а теперь и она худеет! Что делать?», спрашивает мама девочки-подростка. А вот мама сына: «Как заставить его похудеть? Толстеет, не занимается спортом, сидит дома и ест, ест, ест! Он же будет толстым! Как я могу не говорить ему, что он толстый, а кто ещё ему это скажет, если не мать?»

Родители стараются быть хорошими, хотят свои тела и тела своих детей вписать в стандартный формат. Потому что стандартный — это значит правильный и здоровый, так говорят врачи, так пишут на родительских форумах. На первом году жизни здоровье малыша оценивается с помощью взвешиваний, и на протяжении всей жизни многие с ужасом или восторгом следят за стрелкой весов или мелькающими цифрами. Но здоровье человека совсем не напрямую связано с весом. Худые люди могут иметь серьёзные нарушения здоровья, а люди полные — быть абсолютно здоровыми. Если твоё тело не вписалось в мифическую норму, то ты должен срочно взять себя в руки, не распускаться, начать жрать, перестать жрать, спрятать некрасивое под специально придуманный чехол, возненавидеть себя и свои недостатки. А если твой ребёнок не вписался в стандарты, то ты не мать, а ехидна.

И сегодня у нас множество детей и взрослых, считающих, что они не имеют права чувствовать себя счастливыми и здоровыми, если они больше или меньше нужного веса. Выросло количество расстройств пищевого поведения, уже 5-летние дети говорят «я толстая», и садятся на диету.

Бодипозитивное движение пытается раздвинуть рамки наших стереотипов: его главная идея в том, что человек имеет право на любое тело. А также любой из нас имеет право на уважение и на счастье, на то, чтобы любить себя и быть любимым родителями и другими людьми. Никто не должен подвергаться агрессивным нападкам и буллингу за то, как он выглядит, даже если он «может, но не хочет быть красивым».

Как полюбить свое тело

Чтобы наши дети научились любить себя и своё тело, жили в безопасном пространстве, не подвергались травле за то, что они не могут или не хотят изменить, нам придется довольно сильно перестроить своё отношение… к себе.

  • Мы — родители, образец для подражания. Дети имитируют поведение и действия окружающих их взрослых, не осознавая этого. Если дети слышат, как взрослые говорят о своем теле негативно, всерьез переживают, что оно выглядит совсем не как на «глянцевой» картинке, это может повлиять на то, как они будут видеть и себя. Говорите о себе и своем теле позитивно, признавайте то, что вам в себе нравится.
  • Обсуждайте с ребенком медиакультуру: например, поиграйте в игру «Найди фотошоп», рассматривая обложки журналов и рекламные плакаты, обсудите, почему СМИ так важно поддерживать нереальный образ тел известных личностей, как реклама заставляет нас быть тем, кем хочет нас видеть производитель товаров, а не тем, кем хотим быть мы.
  • Спорт, физические упражнения — это удовольствие, а не средство для похудения. Кому захочется насиловать себя физкультурой, чтобы выглядеть так, как хочет мама или одноклассники? Двигаться, кататься на роликах или самокате, гулять в парке, играть в футбол с друзьями — это может и должно приносить удовольствие. Пусть в вашей семье будет больше движения: гуляйте вместе, запишитесь на спортивные занятия, пробуйте новые виды физической нагрузки.
  • Исключите разговоры про «толщину-худобу». Вот эти «Ой, я потолстела», «Ты выглядишь огромной в этих шортах». Ваше тело — ваше дело. Ребёнок не должен ненавидеть своё тело из-за того, что оно чем-то не нравится его родителям. Избегайте негативных комментариев — и про тело ребёнка, и про любые другие. Если вас беспокоит слабый мышечный тонус или низкая выносливость, обеспечьте достаточную физическую нагрузку.
  • Если у вашего ребёнка есть видимое отличие от других детей — большое родимое пятно, например, или необходимость носить очки с толстыми линзами, не поощряйте его смущение. Говорите: «Да, это отличает тебя от других. Но это нормально».

  • Если дети начали негативно говорить о своём теле или чужом, не игнорируйте, обязательно обсудите, что происходит. Почему у него сложилось такое мнение? Кто ему такое сказал? Зачем? Уверен ли он, что этот человек прав?
  • Обсуждайте, что тело — это лишь видимая часть человека. Важно, какой он: добрый или злой, сможет он сделать это дело или нет, умеет общаться или пока не научился.
  • Не относитесь к еде как к врагу. Если каким-то продуктам приписывать жесткие определения «плохой, жирный, вредный» то и ребёнок, съевший их, будет чувствовать себя соответственно — «плохим» и «жирным». Или начнёт ограничивать себя в еде, делить ее на то, что будет и не будет есть — но совсем не так, как бы вам хотелось. Способствуйте здоровому питанию, подчеркивайте, как питательные вещества в продуктах помогают людям стать сильными и здоровыми. Вместо того, чтобы сосредоточиться на подсчете калорий, объясняйте ребёнку, как витамины помогают коже или глазам, как белки полезны для строительства мышц. Если ребенок хочет съесть печенье или чипсы, не стыдите его — в этом нет ничего страшного. Но сделайте так, чтобы полезные и питательные продукты были всегда доступны. Чаще ешьте всей семьей, готовьте или покупайте разнообразную еду.
  • Обучайте детей позитивно мыслить о себе. Обсуждайте, какие у них есть положительные качества (не телесные), что им в себе нравится. Улыбка, умение танцевать, талант к музыке или математике? Такие разговоры поддержат детскую самооценку и укрепят доверие между вами.
  • Поговорите об изменениях, которые происходят с организмом растущего человека. Отвечайте на любые вопросы, обсуждайте страхи, связанные с телом, которые ребенок может испытывать. Дети могут волноваться, что они растут слишком быстро или слишком медленно — объясните, что люди развиваются в разном темпе.
  • Убедитесь, что вы слушаете своего ребенка внимательно, не прерывая. Если не можете сразу ответить на его вопрос, предложите поискать информацию вместе.
  • Позаботьтесь о здоровом доме. Спросите себя: «Что тут способствует здоровому образу тела? А что нет?» Оцените журналы, книги, косметические товары или биодобавки. Вы покупаете продукты или предметы для похудения? Какие продукты и изображения соответствуют вашим ценностям позитивного отношения к телу, помогают ребенку этому научиться? Не стоит запрещать то, что этому противоречит, но лучше просто сделать так, чтобы дома таких вещей не было.
  • Если ребенка дразнят в школе из-за веса, убедите его, что это грубые комментарии, и обеспечьте поддержкой. Обсудите, почему некоторые люди говорят плохие вещи. Вместе подумайте о том, как ребенок может ответить на такие дразнилки в будущем, или о том, как он может защитить другого ребёнка от нападок. Помогите сформулировать идею, что дразниться — плохо. Научите отвечать, например, так: «Нельзя дразнить никого. Тебе может не нравиться, как кто-то выглядит, это не меняет того, кем является этот человек. Зато плохо влияет на того, кто дразнится!»

Читайте также:

5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать

Каждая девочка — принцесса, и вот почему

4 вопроса, которые почаще должны задавать себе родители девочки

Фото: fizkez, LightField Studios, ViDi Studio, IndigoLT/Shutterstock.com

Читайте также:
Фестиваль детской книги в Санкт-Петербурге
15 ноября 2019
Фестиваль детской книги в Санкт-Петербурге
Проходит 16 и 17 ноября во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
Весёлые выходные на «Игроконе» 
15 ноября 2019
Весёлые выходные на «Игроконе» 
Фестиваль настольных игр и развлечений пройдёт 16 и 17 ноября в московском КВЦ «Сокольники».
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
15 ноября 2019
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
Главный зимний волшебник принимает поздравления 16 и 17 ноября.
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
7 ноября 2019
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
Выставка, созданная пожарными добровольцами, работает до 10 ноября в столичном пространстве «Красная стрела». 
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
28 октября 2019
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
В новом проекте зоопарка будут рассказывать о животных и учить бережно относиться к природе.