19 июня 2019

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Это норма?

Наше тело — это важная часть нас, хотя и не всё, что у нас есть. Но для многих тело — незнакомая территория: пока что-то не заболит, или кто-то не скажет, что оно выглядит как-то не так, мы не обращаем на него внимания.
Или обращаемся с ним как с вещью: ухаживаем, причесываем по моде, что-нибудь приклеиваем, отрезаем, пришиваем, прокалываем, наращиваем или уменьшаем его по рекомендуемой журналами и рекламой культурной мерке. Мы с трудом можем принять то, что нам подарили природа и мама с папой, хотим сами владеть своим телом и делать с ним всё, что заблагорассудится. Мы хотим переделать своё тело, чтобы чувствовать себя с ним и внутри него хорошо, выглядеть в своих глазах и глазах других людей так, как положено, как принято, как правильно. Кажется, что именно так мы станем желанными и любимыми, а иначе мы не имеем на это права. Нам кажется, что мы сами захотели быть худыми, с широкими бровями, с плоским животом. Но желание выглядеть определенным образом — это чаще всего навязанные обществом правила игры.

Граница между нормальным обращением со своим телом и патологическим очень шаткая. Фигуристки, модели, гимнастки, балерины, чья карьера подразумевает искусственное поддержание низкой массы тела — это вроде бы профессиональная норма. Но не заставляет ли она подростков и их родителей неосознанно следовать за модой, порождая расстройства питания? «Моя дочь весит 40 кг при росте 170, она ничего не ест, кажется себе толстой. Я вечно худела, а теперь и она худеет! Что делать?», спрашивает мама девочки-подростка. А вот мама сына: «Как заставить его похудеть? Толстеет, не занимается спортом, сидит дома и ест, ест, ест! Он же будет толстым! Как я могу не говорить ему, что он толстый, а кто ещё ему это скажет, если не мать?»

Родители стараются быть хорошими, хотят свои тела и тела своих детей вписать в стандартный формат. Потому что стандартный — это значит правильный и здоровый, так говорят врачи, так пишут на родительских форумах. На первом году жизни здоровье малыша оценивается с помощью взвешиваний, и на протяжении всей жизни многие с ужасом или восторгом следят за стрелкой весов или мелькающими цифрами. Но здоровье человека совсем не напрямую связано с весом. Худые люди могут иметь серьёзные нарушения здоровья, а люди полные — быть абсолютно здоровыми. Если твоё тело не вписалось в мифическую норму, то ты должен срочно взять себя в руки, не распускаться, начать жрать, перестать жрать, спрятать некрасивое под специально придуманный чехол, возненавидеть себя и свои недостатки. А если твой ребёнок не вписался в стандарты, то ты не мать, а ехидна.

И сегодня у нас множество детей и взрослых, считающих, что они не имеют права чувствовать себя счастливыми и здоровыми, если они больше или меньше нужного веса. Выросло количество расстройств пищевого поведения, уже 5-летние дети говорят «я толстая», и садятся на диету.

Бодипозитивное движение пытается раздвинуть рамки наших стереотипов: его главная идея в том, что человек имеет право на любое тело. А также любой из нас имеет право на уважение и на счастье, на то, чтобы любить себя и быть любимым родителями и другими людьми. Никто не должен подвергаться агрессивным нападкам и буллингу за то, как он выглядит, даже если он «может, но не хочет быть красивым».

Как полюбить свое тело

Чтобы наши дети научились любить себя и своё тело, жили в безопасном пространстве, не подвергались травле за то, что они не могут или не хотят изменить, нам придется довольно сильно перестроить своё отношение… к себе.

  • Мы — родители, образец для подражания. Дети имитируют поведение и действия окружающих их взрослых, не осознавая этого. Если дети слышат, как взрослые говорят о своем теле негативно, всерьез переживают, что оно выглядит совсем не как на «глянцевой» картинке, это может повлиять на то, как они будут видеть и себя. Говорите о себе и своем теле позитивно, признавайте то, что вам в себе нравится.
  • Обсуждайте с ребенком медиакультуру: например, поиграйте в игру «Найди фотошоп», рассматривая обложки журналов и рекламные плакаты, обсудите, почему СМИ так важно поддерживать нереальный образ тел известных личностей, как реклама заставляет нас быть тем, кем хочет нас видеть производитель товаров, а не тем, кем хотим быть мы.
  • Спорт, физические упражнения — это удовольствие, а не средство для похудения. Кому захочется насиловать себя физкультурой, чтобы выглядеть так, как хочет мама или одноклассники? Двигаться, кататься на роликах или самокате, гулять в парке, играть в футбол с друзьями — это может и должно приносить удовольствие. Пусть в вашей семье будет больше движения: гуляйте вместе, запишитесь на спортивные занятия, пробуйте новые виды физической нагрузки.
  • Исключите разговоры про «толщину-худобу». Вот эти «Ой, я потолстела», «Ты выглядишь огромной в этих шортах». Ваше тело — ваше дело. Ребёнок не должен ненавидеть своё тело из-за того, что оно чем-то не нравится его родителям. Избегайте негативных комментариев — и про тело ребёнка, и про любые другие. Если вас беспокоит слабый мышечный тонус или низкая выносливость, обеспечьте достаточную физическую нагрузку.
  • Если у вашего ребёнка есть видимое отличие от других детей — большое родимое пятно, например, или необходимость носить очки с толстыми линзами, не поощряйте его смущение. Говорите: «Да, это отличает тебя от других. Но это нормально».

  • Если дети начали негативно говорить о своём теле или чужом, не игнорируйте, обязательно обсудите, что происходит. Почему у него сложилось такое мнение? Кто ему такое сказал? Зачем? Уверен ли он, что этот человек прав?
  • Обсуждайте, что тело — это лишь видимая часть человека. Важно, какой он: добрый или злой, сможет он сделать это дело или нет, умеет общаться или пока не научился.
  • Не относитесь к еде как к врагу. Если каким-то продуктам приписывать жесткие определения «плохой, жирный, вредный» то и ребёнок, съевший их, будет чувствовать себя соответственно — «плохим» и «жирным». Или начнёт ограничивать себя в еде, делить ее на то, что будет и не будет есть — но совсем не так, как бы вам хотелось. Способствуйте здоровому питанию, подчеркивайте, как питательные вещества в продуктах помогают людям стать сильными и здоровыми. Вместо того, чтобы сосредоточиться на подсчете калорий, объясняйте ребёнку, как витамины помогают коже или глазам, как белки полезны для строительства мышц. Если ребенок хочет съесть печенье или чипсы, не стыдите его — в этом нет ничего страшного. Но сделайте так, чтобы полезные и питательные продукты были всегда доступны. Чаще ешьте всей семьей, готовьте или покупайте разнообразную еду.
  • Обучайте детей позитивно мыслить о себе. Обсуждайте, какие у них есть положительные качества (не телесные), что им в себе нравится. Улыбка, умение танцевать, талант к музыке или математике? Такие разговоры поддержат детскую самооценку и укрепят доверие между вами.
  • Поговорите об изменениях, которые происходят с организмом растущего человека. Отвечайте на любые вопросы, обсуждайте страхи, связанные с телом, которые ребенок может испытывать. Дети могут волноваться, что они растут слишком быстро или слишком медленно — объясните, что люди развиваются в разном темпе.
  • Убедитесь, что вы слушаете своего ребенка внимательно, не прерывая. Если не можете сразу ответить на его вопрос, предложите поискать информацию вместе.
  • Позаботьтесь о здоровом доме. Спросите себя: «Что тут способствует здоровому образу тела? А что нет?» Оцените журналы, книги, косметические товары или биодобавки. Вы покупаете продукты или предметы для похудения? Какие продукты и изображения соответствуют вашим ценностям позитивного отношения к телу, помогают ребенку этому научиться? Не стоит запрещать то, что этому противоречит, но лучше просто сделать так, чтобы дома таких вещей не было.
  • Если ребенка дразнят в школе из-за веса, убедите его, что это грубые комментарии, и обеспечьте поддержкой. Обсудите, почему некоторые люди говорят плохие вещи. Вместе подумайте о том, как ребенок может ответить на такие дразнилки в будущем, или о том, как он может защитить другого ребёнка от нападок. Помогите сформулировать идею, что дразниться — плохо. Научите отвечать, например, так: «Нельзя дразнить никого. Тебе может не нравиться, как кто-то выглядит, это не меняет того, кем является этот человек. Зато плохо влияет на того, кто дразнится!»

Читайте также:

5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать

Каждая девочка — принцесса, и вот почему

4 вопроса, которые почаще должны задавать себе родители девочки

Фото: fizkez, LightField Studios, ViDi Studio, IndigoLT/Shutterstock.com

Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
2 июля 2019
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
Почему все мамы в мире одинаково быстро откликаются на детский плач? Все дело в наших нейронных связях!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?