25 мая 2018

5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать

Все мы знаем о пользе спорта, особенно для детей младшего возраста, однако наше родительское рвение сделать как можно лучше и больше для своих детей часто оборачивается очень неприятными последствиями. Как создать действительно полезные условия для физического развития ребенка? Как нужно и как не нужно заниматься спортом? На вопросы «О!» отвечает специалист по гармоничному физическому развитию детей Сергей Асташкевич.

Сергей Асташкевич, специалист по гармоничному физическому развитию детей
Сергей Асташкевич, специалист по гармоничному физическому развитию детей

Задавшись целью отдать ребенка в полезный спорт, вы должны учитывать его физические возможности, характеристики тела и способности организма. Все это, безусловно, складывается из множества факторов, главный из которых — это возраст. До семи лет организм ребенка проходит важнейший этап развития и формирования. В этот период особенно задействованы такие системы, как мышечная, костная, дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная. Эти функции молодого организма именно сейчас начинают свой путь к полноценному функционированию, и все это на фоне активного психоэмоционального развития, которое напрямую зависит от возрастных особенностей. Только учитывая в комплексе эти особенности, можно понять, на какие спортивные подвиги ваш ребенок может претендовать, а какие в силу раннего возраста лучше пока обходить стороной.

Основные рекомендации по физическому развитию детей до семи лет

Все мы знаем, что дети растут довольно быстро. Процесс формирования всего организма заканчивается только годам к двадцати, при этом интенсивное и неравномерное физическое развитие детей приходится на период с четырех до семи лет. Самое главное в этом возрасте — это обеспечить ребенку комплексное развитие. Именно поэтому не рекомендуется отдавать детей в профессиональные спортивные секции, за исключением тех, в которых уделяется внимание общему, гармоничному и симметричному развитию детей.

В этот период следует больше внимания уделять формированию ходьбы, бега, прыжков на месте. Именно в этом возрасте ребенок учится фиксировать позу и осмысленно повторять даже сложные движения. А это, в свою очередь, положительно влияет на развитие общей координации, которая является основой для дальнейших более сложных упражнений. Кроме того, возраст от четырех до семи лет — лучшее время для того, чтобы научить ребенка удерживать небольшое усилие в течение комфортного для него времени.

5 главных качеств настоящего спортсмена

При работе с детьми важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств.

Быстрота

Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.

Сила

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.

Ловкость

Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.

Выносливость

Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений. Важно не переусердствовать, иначе у ребенка пропадет интерес к практике.

Гибкость

Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).

Противопоказания для детей в возрасте от четырех до семи лет

На фоне общих рекомендаций, безусловно, существуют и противопоказания к упражнениям, которые в силу возраста и несформированности важных жизненных систем не стоит выполнять детям от четырех до семи лет.

Не рекомендованы следующие движения и виды нагрузки:

  • затрудняющие дыхание и приводящие к сжатию грудной клетки;

  • требующие длительного напряжения и максимальных усилий. Например, подтягивания, отжимания, поднимание или перенос тяжестей;

  • прыжки с большой высоты или на твердую опору. Они приводят к травмам связок и мышц;

  • длительное и регулярное выполнение асимметричных упражнений, которые выполняются одной рукой или ногой. Они односторонне влияют на развитие опорно-двигательного аппарата и негативно сказываются на развитии ребенка в целом;

  • висы на руках крайне нежелательны. Если вы используете перекладину или другой снаряд, нужно, чтобы ребенок доставал ногами до пола. Так ему не придется преодолевать тяжесть собственного тела. Это также предохранит от подвывиха головки лучевой кости, что довольно часто бывает у детей четырех-пяти лет. По этой же причине не следует поднимать ребенка на вытянутых руках и резко дергать за вытянутые руки;

  • выполнение резких движений на скручивание туловища. Это может привести к смещению межпозвонковых дисков.

Важно понимать, что такие качества, как сила, выносливость и скорость, не являются приоритетными в развитии ребенка дошкольного возраста. Пожалуйста, не наседайте на детей, старайтесь дать им хорошее комплексное развитие без стрессов и состязаний. Для сохранения психики ребенка (да и своей тоже) избегайте чрезмерных настойчивости и контроля. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на конкретный результат. Наша цель — это здоровье ребенка и его гармоничное развитие!

Фото: Pressmaster/Anton Balazh/Oleg Mikhaylov/Shutterstock.com

Сергей Асташкевич
специалист по гармоничному физическому развитию детей
Читайте также:
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
5 классных поделок ко Дню космонавтики
12 апреля 2019
5 классных поделок ко Дню космонавтики
Взрослые тоже придут в восторг!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.
6 причин, почему наши дети не любят читать
2 апреля 2019
6 причин, почему наши дети не любят читать
Разбираем сложную тему с детским психологом.
Как вырастить самостоятельную личность
29 марта 2019
Как вырастить самостоятельную личность
7 хитростей для «ленивых» родителей.
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
27 марта 2019
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Какие факторы влияют на развитие речи? Как нужно разговаривать с детьми?
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой
25 марта 2019
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой
Новый подход к обучению музыке с момента рождения.
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
8 марта 2019
Каждая девочка — принцесса, и вот почему
Инструкция по воспитанию будущих королев.
Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?
27 февраля 2019
Медленное воспитание в нашем быстром мире: утопия или реальность?
Научитесь абсолютно ничего не делать несколько минут в день, и ваши силы восстановятся с молниеносной скоростью!