8 июня 2018

Не только тело, но и чувства: 4 причины заниматься спортом с ребенком

Польза спортивных занятий для детей доказана уже давно! Но оказывается, привычка вести здоровый образ жизни и хорошая физическая форма — это только верхушка айсберга. На самом деле дети, занимающиеся спортом, получают гораздо больше! Об этом «О!» рассказала доктор психологии и ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Когда вы правильно занимаетесь гармоничным физическим развитием ребенка, вы решаете сразу четыре важнейшие задачи. И это действительно самая бесценная инвестиция на долгие годы вперед. Давайте рассмотрим все бонусы полезного спорта поподробнее.

Укрепляем здоровье

В первую очередь это здоровье, здоровая база на всю жизнь! До семи лет вы можете поучаствовать в постройке прочного фундамента для полноценного и активного будущего своего ребенка.

Развиваем эмоциональную сферу

Создавая гармоничное физическое развитие, мы закладываем основу для развития ребенка, которая определяет всю его дальнейшую судьбу. И это не только физическая составляющая, это в том числе и эмоциональная основа, и в целом взаимодействие эмоций, движения и речи. Как это работает? Исследования института физиологии, опыт педагогов и родителей снова и снова доказывают, что при равноценном развитии эмоциональной сферы, физической активности и речи мы создаем необходимую базу для гармоничного развития ребенка на всю его дальнейшую жизнь.

Эмоции как нечто абстрактное, но вполне ощутимое, так же важны, как и реальные ощущения нашего тела. Эта неразрывная связь проявляется в наших мыслительных реакциях, движениях и, как следствие, в речи. Когда мы говорим об эмоциях и в целом о развитии эмоциональной сферы ребенка, ключевая задача, которая встает перед каждым родителем и педагогом, — это научить ребенка признавать свои эмоции, осознать и поверить в то, что испытывать эмоции — это нормально. Все эмоции. Даже негативные, грустные, депрессивные — все они делают нас живыми. Конечно, эмоции могут нам мешать, и тогда их тяжело принимать, но этот шаг, это принятие просто необходимо. Только приняв их, мы можем научиться управлять ими. Не зажимать эмоции, а именно управлять ими, сделать их ресурсом и своими помощниками.

И путь к этому лежит через принятие своего тела и умение управлять им. Научив ребенка доверять своему телу, мы помогаем ему учиться доверять себе, быть в контакте с собой. Только так он сможет найти истинный источник неуверенности, обиды, страха или гнева и начать работу с ними. Управление эмоциями — это управление своими реакциями, решениями и мотивами. Это одно из важнейших звеньев, на которых строятся успех и личное счастье. Причем не отдельно друг от друга, а одновременно. Научив ребенка владеть собой на уровне чувств, движений и речи, мы передаем ему гораздо большее, чем просто хорошее образование. Мы передаем ему умение жить в гармонии с собой, а значит и умение быть счастливым.

Учимся работать в команде

Именно с осознания своего тела и своих эмоций, с понимания себя начинается понимание других. Физическое развитие, командные игры — важный шаг в развитии коммуникативных навыков. Работа в команде на уровне дворовых активностей и спортивных секций учит взаимопониманию с другими участниками группы, помогает выстраивать эффективные коммуникации и достигать общих целей. Все эти игры станут бесценным навыком, который поможет добиться успеха в любом коллективе.

Получаем ресурс

И наконец, гармоничное физическое развитие — это основа для интеллектуального роста вашего ребенка. Работая с координацией, развивая работу обоих полушарий, мы учим детей внимательности и усидчивости. Мы развиваем обучаемость и умение работать с информацией, что потом дает невероятный ресурс для изучения и школьных предметов.

Как совместить спорт, эмоции и фантазию?

Для того чтобы спорт стал не просто полезным, но и веселым, эмоциональным, можно добавить в каждое движение немного фантазии и воображения. Превратив спорт в игру, в некую историю, мы сможем держать внимание ребенка не только на уровне тела, но и на уровне мыслей и чувств. Так любое движение будет легче запоминаться и выполняться будет с большим удовольствием и рвением. Например, можно просто выполнять прыжки на месте, а можно прыгать, одновременно осваивая счет! Попробуйте в процессе подобных упражнений считать вместе с детьми количество повторений, а еще интереснее будет проговаривать названия частей тела, задействованных в упражнениях: руки, ноги, правая и левая стороны.

С каждым упражнением можно погружаться в мир фантазии. Объясняя детям движение, предлагайте им различные задачи на развитие воображения: «Вот мы запрыгнули на камушек, а тут нам надо перейти через широкую речку. Здесь мы скачем и скачем с камушка на камушек. Справа выпрыгнула рыбка! Мы уже на середине речки… Впереди осталось 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 камушек! УРА! Упали на берег в мягкую зеленую травку! Наблюдаем за облаками и дышим. На нашем животике перышко — поднимается… опускается… поднимается… опускается».

Играя с пользой и воображением, мы не только создаем высокую мотивацию и потребность в познавательной деятельности, но и развиваем сенсорные системы и речь.
Для закрепления полученных навыков и их совершенствования необходимы многократные повторения и обязательное проговаривание инструкции к каждому движению. При этом, наполняя те же самые движения новыми смыслами и подключая воображение ребенка, мы создадим все условия для создания любви и привязанности к полезному, развивающему спорту — спорту, который сможет создать прочный запас здоровья и сил на долгие годы вперед.

Движения, эмоции и речь — это три важнейших столпа, на которых строится гармоничное развитие ребенка. Только осознавая эту связь и осуществляя ее в каждом упражнении, в каждой активной игре, мы сможем передать ребенку все ключи для успешного, здорового и счастливого будущего.

Другие статьи Виктории Шиманской:

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Как научить ребенка дружить?

10 секретов родителей, чьи дети любят читать

Фото: vgstockstudio/Krunja/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
11 декабря 2018
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
Создайте дома атмосферу праздника!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
2 декабря 2018
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
Пройдите этот зимний тест вместе с детьми!
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
26 ноября 2018
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
Фильм можно посмотреть бесплатно в интернете.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
23 ноября 2018
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
Как помочь ребёнку, которому тяжело даются чтение, письмо или счёт?