«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
2:00
«ДиноСити». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
4:05
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)

Дети и гаджеты на карантине: что будет дальше?



Развитие, учеба, развлечения, общение — кажется, все это сейчас перешло в онлайн. Но карантин закончится, а привычка ребенка к гаджетам останется? Психолог Анна Скавитина — о том, как правильно распоряжаться экранным временем и найти баланс.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Смартфон, планшет, компьютер, телевизор, приставка…

Сейчас большинство семей дома — для безопасности, чтобы остановить распространение вируса, название которого выучили даже малыши. Это значит, что время, которое мы и наши дети проводим у экранов разных гаджетов, невероятно выросло. Даже если дошкольник или школьник не посещает занятия на нескольких онлайн-платформах, то в его жизни сейчас всё равно очень много телевизора, телефона, игровых приставок и тому подобного.

Например, мой телефон сообщил мне, что на прошлой неделе мое экранное время уменьшилось, но я его обманываю, он просто не знает, что на самом деле я теперь много времени провожу ещё и за монитором у компьютера. У взрослых и детей резко возросла компьютерная грамотность, а многие родители испытывают взрывоопасную смесь тревоги и энтузиазма. Почему? Экранное время сейчас — это и благословение, и проклятие. Наши гаджеты предлагают нам и детям необходимое отвлечение от тревоги и развлечение, но в то же время вызывают определенную долю вины и сомнений в том, не улетят ли наши родительские навыки окончательно в тартарары.

Польза или вред?

В течение последних уже почти пятидесяти лет мы жили с идеей, что использование смартфонов и видеоигр превращает мозг наших детей в кашу, лишает их внимания и социальных навыков, снижает возможности дружить. Мы были уверены, что гаджеты ухудшают человеческое взаимодействие, убивают навыки живого общения. Этому способствовали и рассказы о продвинутых родителях из IT-корпораций, которые, зная, что представляют собой смартфоны, могут учитывать их реальную опасность, и поэтому не покупают их своим детям. Да ещё отправляют детей в школы, где гаджеты запрещены. ВОЗ рекомендовала ограничения по времени и возрасту, и внедрила в классификацию «игровое расстройство» в качестве психического заболевания. Мы выучили выражения «цифровое воздержание», «цифровая диета» и даже ужасающее — «цифровой аутизм».

Люди, работающие в IT-сфере, создающие видеоигры и приложения для детей, чувствовали себя примерно как продавцы наркотиков. Они заманивали семьи в страшный цифровой мир, вызывая вину у родителей, которые, разрешая смотреть мультики и играть в приставки, практически шли на сделку со своей совестью. И где мы все сейчас оказались?

Сейчас у нас есть время и возможность заглянуть правде в глаза. То, что мы сегодня хоть как-то продолжаем учиться, работать и общаться во время рекомендованного социального дистанцирования — это благодаря тому, что мы все получили эту (пусть и ограниченную) возможность с помощью современных технологий. Именно они объединяют нас сейчас со всем миром, сокращая наши социальные дистанции, помогая делиться опытом, обмениваться информацией, получать поддержку.

Сейчас мы можем обсуждать эффекты экранного времени, отделив эмоции от фактов. Реальных доказательств, связывающих экранное время напрямую с причиняемым вредом, практически нет. Самые свежие и тщательные крупномасштабные исследования сообщают лишь о «небольших связях между ежедневным использованием цифровых технологий и благополучием подростков». Но где там курица, а где яйцо, где способ отличить причину от следствия — не указано, поэтому вряд ли они будут иметь клиническое значение. Другие исследования (Нетта Вайнштейн и соавторы) показывают, что вред есть, но у меньшинства пользователей, примерно у 0.5% тех, кто тратит 2/3 времени бодрствования на онлайн.

А исследования видеоигр подчеркивают бесчисленные… преимущества онлайн-игр. Некоторые из них показывают, что два часа в день «экранного» досуга коррелируют с улучшением отношений со сверстниками и повышением социальной общности. Игры отвечают нашим фундаментальным потребностям в исследованиях, компетенции и социальных связях. И игры часто улучшают, а не подрывают наши умственные способности. Первое поколение детей, просидевших детство и юность в видеоиграх, выросли и выжили, особенных нарушений адаптации или психических отклонений у них не выявлено по сравнению с теми, кто все детство был на цифровой диете с силу обстоятельств или по убеждениям родителей.

А вдруг он привыкнет?

Если дети, за которых вы несете ответственность, начали неконтролируемо бродить по виртуальной реальности, то не стоит паниковать по поводу их экранного времени — по крайней мере, в ближайшие недели. Нам всем бы это время изоляции пережить с наименьшими психическими потерями. Имеющиеся научные данные показывают, что не существует «правильного» количества времени, и что более активные его формы, такие как совместные и ориентированные на команды видеоигры, могут даже положительно влиять на психическое благополучие детей и всей семьи.

Но есть причины, по которым нам все-таки не стоит отдавать детям весь контроль за происходящим в гаджетах: это возможный доступ к ситуациям виртуального буллинга, неподходящему по возрасту содержанию. Хотя сегодня отделить, чем занимается ребёнок, уроками или гулянием по виртуальным мирам, не так-то просто. Важно договориться с детьми, что они будут смело подходить к вам в случае любых проблем в виртуальном и реальном мире, а вы будете им помогать и поддерживать в любом случае, помогая осваивать правила жизни в сети.

Сегодня дети столкнулись ещё с одной неожиданностью. Многие проводили время в сети в поиске развлечений, и гаджеты были «запретным плодом, который сладок», а теперь экран и сеть стали местом, в котором нужно присутствовать по необходимости. Детей стали заставлять работать прямо в телефоне и компьютере, везде дистанционное обучение! Гаджеты перестали быть запретным плодом. И дети, которые сначала радовались, что теперь им не надо ходить в школу, и компьютер у них в доступе постоянно, начали поднывать — и по собственной инициативе искать время вне экрана, чтобы как-то восстановиться. Смартфоны и планшеты — это не так уж и здорово, решили некоторые из них! Они стали даже утверждать, что у них «пропал» интернет или кончилась зарядка, чтобы получить паузу и сбежать поиграть в Лего.

Вторая особенность сегодняшнего дня — экраны достались и совсем малышам, у которых теперь и детский сад и няни тоже онлайн, и это спасает родителей, вынужденных работать из дома. Электронные «няни» обеспечивают хотя бы относительную безопасность, делая то, что раньше было строго запрещено: удерживают детей у экрана.

Всем детям нужна постоянная двигательная активность. Тем детям, которые сейчас живут в собственных домах или на дачах, гораздо легче обеспечить активное движение вне экранного времени, чем запертым без прогулок в квартирах. И тут гаджеты пришли на помощь: занятия спортом, активными играми и танцами прямо с экрана, похоже, приносят больше пользы, чем запрет на экранное время и сидение без движения. Что может компенсировать усталость от постоянного напряженного вглядывания в экраны? Взгляд вдаль, возможность разглядывать что-то за окнами, облака в небе, а еще пребывание в своём внутреннем мире, в фантазиях и в сновидениях. По исследованиям каждый час излишнего сидения у экрана должен компенсироваться дополнительными минутами сна.

Нам придётся признать, что интернет — лучший в мире инструмент для дистанционного общения. Некоторые родители беспокоятся о том, что их дети отстраняются от семейного контакта из-за экранов, могут развить вредные привычки или потеряют способность вести органичную беседу. Но это не гаджеты обрекают их на такое. Гаджеты, как и любой инструмент, должны использоваться с вниманием и ответственностью — и дети осваивают правила пользования часто быстрее, чем родители, потому что для них эти инструменты — то, с чем они встретились в мире прямо с рождения.
И сейчас интернет помогает им выдерживать ограничения свободы, с которым они, также как и мы, столкнулись в этой ситуации пандемии.

Существуют сотни новых и уже ставших классикой видеоигр, в которые родители и дети могут играть вместе. И есть бесчисленное множество любимых фильмов и мультфильмов, которые сейчас идеально подходят для показа — они не просто развлекают или отвлекают, но могут преподнести нам важные уроки о жизни, любви и семье. Сейчас пришло их время.

Читайте также:

Как сделать гаджеты друзьями ребёнка, а не врагами

Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?

Дети, мама, карантин. Как справляются многодетные семьи?

Фото: Evgeny Atamanenko, DenisNata, LightField Studios, lunamarina/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти