«Белка и Стрелка. Тайны космоса». Мультсериал«Белка и Стрелка. Тайны космоса». Мультсериал
0+
1:00
«Белка и Стрелка. Тайны космоса». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
0+
3:05
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал

Как сделать гаджеты друзьями ребёнка, а не врагами

Родители сегодня так боятся дурного влияния смартфона на детей, что иногда готовы полностью лишить их цифровых устройств. Психолог Светлана Филяева считает: надо не лишать доступа к гаджетам, а научить ребёнка пользоваться ими правильно. Сейчас, когда многие дети и взрослые проводят всё время дома, для этого как раз есть отличная возможность.

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

Как организовать общение ребёнка со смартфоном/планшетом так, чтобы оно стало для него полезным ресурсом, источником информации, давало возможность развить креативные навыки и расширяло поле общения? Здесь очень многое зависит от мамы и папы: как они познакомят ребёнка с гаджетом, на что обратят его внимание, как организуют информационное пространство.

Есть стереотип, что проводить время за гаджетом — это зло, пустая трата времени, которая ещё и портит зрение и осанку. Так что чем позже смартфон попадёт ребёнку в руки, тем лучше.

А вот я считаю, что постепенно его можно осваивать уже… с 3 лет. Чем раньше, тем лучше, но обязательно — делать это грамотно! Потому что иначе нет никакой разницы в 3 года давать смартфон, в 7, в 14… Если не научить ребёнка пользоваться им правильно, то гаджет всё равно станет просто очередной игрушкой, да ещё и источником постоянных конфликтов в семье.

Из своей практики могу сказать: когда ко мне приходят с жалобой на то, что у ребёнка проблемы с гаджетами, чаще всего оказывается, что у самого родителя или зависимость от смартфона, или, наоборот, страх впасть в неё, который выливается в полное отторжение.

У взрослых часто зависимость от общения в соцсетях, от бесконечного пролистывания новостных лент, переписок в мессенджерах. Я часто слышу от детей: «Мы с мамой ничего вместе не делаем, потому что она переписывается с кем-то часами».

Надо обратить внимание на себя: как часто вы пользуетесь, какой пример подаёте?

Нет ли у мамы и папы зависимости, в том числе игровой? За этим могут стоять скрытая депрессия, обсессивное состояние, стрессовая ситуация. Зависимость формируется, когда человек уязвим, ему не хватает ресурсов справиться со сложной ситуацией и поэтому нужен источник приятных эмоций, чтобы отвлечься-развлечься. Их и даёт гаджет.

Если родитель хочет, чтобы ребёнок был грамотным пользователем, надо обязательно обратить внимание на себя и подавать пример.

Что можно смотреть на смартфоне?

Бесконтрольного пользования быть не должно. Родители обязательно должны следить, какой контент доступен и формировать его самим. Что, кроме мультфильмов, должно быть доступно в планшете, смартфоне (сначала в мамином или папином, потом — в своём):

  • Книжки. И не только электронные, сейчас есть интерактивные издания, с музыкой, речью. Есть книги с дополненной реальностью. Это расширяет кругозор, развивает воображение, делает информацию более интересной и запоминающейся. Например, пару лет назад вышла замечательная «Алиса в Стране Чудес» с иллюстрациями Евгении Гапчинской («Эксмо»), которые «оживают», если навести на них смартфон.
  • Приложения для развития творческого мышления и креативности: для малышей — по изучению новых цветов, электронные раскраски, рисовалки.
  • Научные приложения, энциклопедии, которые поддержат исследовательский интерес. Например, приложения с картой звёздного неба, про животных — те, что рассказывают и показывают что-то интересное и стимулируют ребёнка к тому, чтобы изучать тему дальше.
  • Аудиокниги, аудиоспектакли. Для детей-аудиалов, то есть с хорошей способностью воспринимать информацию на слух, библиотека аудиокниг и постановок может стать отличным дополнением к бумажной библиотеке.
  • Поисковики и карты. Детей нужно с самого маленького возраста учить искать информацию в сети. Вот вы едете отдыхать на каникулы. Предложите: «Давай посмотрим карту, как называются города, какие животные там есть, во что там играют дети, и почитаем о местной еде». Когда вы читаете бумажную книгу, в которой упоминается незнакомое слово, не спешите объяснять его. Скажите: «Давай поищем, что оно значит».

Формируем эту связь и в другую сторону: если ребёнку нравится какая-то игра со сражениями, имеет смысл пополнить домашнюю библиотеку книжками на эти темы: про армию, воинские костюмы и традиции.

Он любит смотреть видео, на которых готовят еду? Можно предложить ему почитать «Большую кулинарную книгу городка» или «Готовим с Петсоном и Финдусом». Заинтересовался виртуальными экскурсиями крупных галерей? Наверняка с удовольствием посмотрит и книгу «Как устроен музей». А тому, кто подолгу разглядывает модели автомобилей на автосайтах, — будет интересно полистать «Пора в ремонт» и «Школу трактористов».

Родители должны организовать и формировать единое информационное поле: окружающий мир, книги, ресурсы сети — это всё вместе даёт ребёнку представление о жизни.

Как быть с соцсетями?

Скажу неожиданную вещь: ребёнку полезно вести свой блог!

Потому что это зона его развития. Потому что это…

  • помогает ему понять себя, свои интересы и развить свою индивидуальность.
  • способ посмотреть на себя со стороны и показать другим.
  • даёт и важные коммуникативные навыки — в сети важен отклик, а ещё — помогает узнать много нового про выстраивание личных границ (нужно понимать, что и кому можно показывать).

Поощряйте ребёнка самому делать видеоролики снимать, заниматься минимальной обработкой. Только не пускайте на самотёк: лучше помочь с выбором темы, места съёмок, задать направление: мы снимаем наше путешествие на каникулах, жизнь нашей муравьиной фермы, занятия в танцевальном кружке. Если ему интересно снимать видео, экспериментировать в том же ТикТок, тоже подскажите, куда двигаться, чтобы видео были развивающими, творческими, интересными (иначе будут одни ушки и носики).

Делать и выставлять ролики можно уже лет с 7−8 и даже со старшего дошкольного возраста.

У младшего школьника аккаунт должен быть закрытым — только для друзей. Регистрируйтесь в сети вместе, причём пароль сначала должен быть у родителей. Со временем, когда увидите, что ребёнок уже ориентируется в соцсети, его можно постепенно отпустить.

На эту тему недавно вышла книжка «Звезда соцсетей»: настоящее руководство о том, как вести свой блог, с какими трудностями можно встретиться. Рекомендую её детям, и родителям.

«Clever»
«Clever»

Правила для всей семьи

Чтобы гаджеты не стали источником споров, манипуляций, в семье обязательно должны быть определённые правила пользования ими. Ошибка многих родителей — это вообще отсутствие договорённостей. Ни у ребёнка, ни у взрослых нет понимания, сколько времени можно проводить за планшетом, когда и что смотреть.

Бывает и так: у мамы и папы есть какое-то представления о рамках, но они «забывают» рассказать о них ребёнку или, например, говорят ему, что сидеть можно «немного» — а это «немного» у них совершенно разное. Сколько же времени допустимо проводить за смартфоном/планшетом?

  • Для младших дошкольников достаточно 15−20 минут в день, с перерывами. Это может быть серия мультика, какая-то развивающая игра.
  • Для детей 6−7 лет — 30 минут в день, время можно разбить на 2 коротких сеанса с перерывами.
  • Для младших школьников — до 1 часа в день, обязательно с перерывами.
  • Общее правило для всех возрастов: за час до сна гаджеты убираются! Иначе ребёнок будет слишком перевозбуждён.

Правила обязательно надо чётко проговорить и убедиться, что ребёнок их понял и усвоил.

Читайте также:

Телефон для ребёнка: какие нам нужны правила?

Почему детям очень полезно читать комиксы?

Под обложкой — сюрприз! 5 вопросов о цифровых технологиях в детских книжках

Фото: Morrowind, Kaspars Grinvalds, Andrey Popov, Dmytro Zynkevich, Jack Frog/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти