«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
11:40
«Царевны». Мультсериал
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
14:20
«Ничего себе имя!»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
14:50
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

Под обложкой — сюрприз! 5 вопросов о цифровых технологиях в детских книжках

Среди книжных новинок для детей сейчас можно встретить издания с дополненной реальностью — для их чтения пригодится смартфон и специальное приложение. Чем они могут быть полезны и интересны?

Елена Писарева, методист, кандидат психологических наук, практикующий психолог
Елена Писарева, методист, кандидат психологических наук, практикующий психолог

На первый взгляд такая книга ничем не отличается от других: толстая обложка, страницы, текст, иллюстрации… Но её можно не только читать, листать и разглядывать: с помощью смартфона или планшета рисунок на странице становится объёмным, герои — живыми, они двигаются, говорят или поют! Что дают эти новые возможности детям? На вопросы отвечает психолог.

Почему у детей возникла потребность в книгах с дополненной реальностью? А как же привычные кармашки и клапаны?

Книжки с клапанами и кармашками любимы детьми и никуда не делись, но технологии развиваются бешеными темпами, поэтому и возникла дополненная реальность. Процент детей, пользующихся смартфонами и планшетами, растёт гигантскими темпами. Статистика такова, что примерно каждый третий ребенок сейчас берёт в руки гаджет ещё до того, как начинает говорить. Конечно, планшет очень привлекателен: в нём есть мультфильмы, всё яркое, двигается, звучит, много игр.

Печатная книга хуже удерживает внимание детей?

На начальном этапе освоения печатная книга гораздо сложнее и непонятнее, а для некоторых детей и скучнее. Поэтому дополненная реальность становится мостиком к книге: можно сыграть в игру, выполнить задания, но почему всё так, и что было дальше, ты узнаешь, только если мы почитаем книгу.

Чтобы полюбить книги, ребёнок должен ими заинтересоваться и «распробовать». Дополненная реальность как раз выполняет функцию такой «приманки». Как только ребенок освоит книгу, «костыль» в виде дополненной реальности, возможно, больше не понадобится — книга приобретет самостоятельную ценность.

Какие плюсы для развития и обучения дают издания, в которых используются дополнительные цифровые возможности?

Их преимущество в том, что в них кроме собственно книги есть ещё и музыкальное сопровождение, игры, мультики про героев и интересные задания. Много всего под одной обложкой: прочитал про любимых героев, посмотрел про них забавную сценку, прослушал про них песенку и выполнил задание. Ребёнок переключается с одной деятельности на другую, меньше устаёт и не теряет интерес.

В каком возрасте можно предложить ребенку такую книгу? Надо ли соблюдать какую-то «технику безопасности»?

В нашей стране пока нет исследований по «технике безопасности». Но с трёх лет уже можно дозированно давать играть в дополненную реальность.

Американская академия педиатров и Канадское общество педиатров считают, что на детей до 2-х лет не должно быть никакого влияния технологий, а в 3−5 лет работа с планшетом должна быть ограничена одним часом в день. Есть различные исследования про злоупотребления детьми гаджетами и их последствия: искривление позвоночника («офисная шея» у детей, сидящих с опущенной головой), близорукость, эмоциональные нарушения, нарушения внимания и сна, трудности с общением и т. п. Всё это, как правило, связано с неконтролируемым и чрезмерным использованием гаджетов.

Многие родители опасаются, что книжка с дополненной реальностью может вызвать зависимость от гаджетов. Риск существует или нет?

Опасения про привыкание вполне понятны, но, если сами родители постоянно активно пользуются телефоном и планшетом (а так сейчас можно сказать про всех взрослых людей), ребёнок это видит и тоже начинает этим интересоваться.

По сути, опасения наших бабушек про влияние телевизора сейчас трансформировались в опасения современных родителей про влияние гаджетов. Но мы уже никак не сможем повлиять на внедрение современных технологий в нашу жизнь. Можно, конечно, постоянно говорить «нельзя», вызывая стресс, а можно познакомить ребёнка с устройствами, показать их возможности и научить разумно применять. Это, пожалуй, главное, что может сделать родитель. И, конечно, помнить, что гаджет не заменит общение с родителем, игры, прогулки и совместное чтение книг!

Что почитать с дошкольником

«Удивительная азбука» и «ДружиМишки изучают противоположности» (серия «ДружиМишки»)

Главные герои — четыре медвежонка. Кузя, Потап, Плюшка и Ириска изучают окружающий мир, знакомятся с цифрами, буквами, явлениями природы. Сейчас в серии вышли две книги «ДружиМишки изучают противоположности» и «Удивительная азбука». Здесь есть всё то, что мы привыкли видеть и в традиционных изданиях для детей: яркие, красочные рисунки, весёлые стихи — то есть можно читать, разглядывать, разыгрывать по ролям, учить наизусть.

Как оживают картинки? Нужно скачать бесплатное приложение, навести смартфон на специальный рисунок на страницах книги — и на экране появятся изображения: можно играть, выполнять задания, слушать стихи. Конечно, любознательноого дошкольника это заинтересует, увлечёт, даст возможность ещё раз повторить уже полученные знания, узнать что-то новое и ярко пережить радость открытия. Ведь дети учатся и развиваются, играя!

Читайте также:

ТЕСТ: Угадайте, из какой детской книжки цитата

Почему не стоит запрещать детям гаджеты?

Почему детям очень полезно читать комиксы?

Фото: fizkes, magic pictures/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти