«Зебра в клеточку». Мультсериал«Зебра в клеточку». Мультсериал
0+
23:00
«Зебра в клеточку». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
1:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Синдбад. Пираты семи штормов» (С субтитрами)«Синдбад. Пираты семи штормов» (С субтитрами)
6+
3:00
«Синдбад. Пираты семи штормов» (С субтитрами)
«Обрати на меня внимание»: что такое комплекс драмы

Ваш ребёнок постоянно переполнен переживаниями, которыми ему нужно поделиться? Вокруг него разгораются войны, его обижают и любят, с ним соперничают все вокруг, у него крошечная царапинка на пальчике, которая в его фантазиях разрастается в огромную страшную рану, и о ней надо сообщить родителю и всем окружающим по возможности немедленно? Дети как будто постоянно соблазняют вас на то, чтобы вы всё бросили и уделили им внимание, но не очень понимают, как этим воспользоваться дальше, кроме как продолжать. Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе драмы. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс отшельника, комплекс брошенности, комплекс зависимости и комплекс власти.

Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр
Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Когда эмоции переполняют

Поведение взрослых людей с преобладанием комплекса драмы со стороны часто может восприниматься как демонстративное и сексуализированное, хотя ими самими это так не осознается. На самом деле таким людям интересны часто не сами сексуальные отношения, а то индивидуальное внимание и тёплое участие, которое могут дать другие. Люди, склонные к драме, часто театрально, преувеличенно выражают свои чувства, пытаясь быть понятыми и услышанными. Если вы с ними встретились хотя бы раз, то вы их не забудете: необычная одежда или яркая эмоциональная речь, осознанное или неосознанное поведение, помогающее не остаться незамеченными. И из-за того, что они не всегда могут адекватно донести до других людей свои внутренние потребности, их ждут в жизни разрывы отношений и драматические страдания. Отношения с людьми с комплексом драмы могут вами восприниматься как качели, где есть то приближение, то отдаление, этакий контрастный душ.

В искренность людей, которые так все драматизируют, сложно поверить, их выражение себя часто со стороны кажется чрезмерным и даже поверхностным. Но их чувства имеют под собой реальную основу — в их мире всё именно так. Эти люди действительно обладают особой чувствительностью и эмоциональностью, чувства переполняют их, но им сложно найти верный способ для их выражения. Обладатели комплекса драмы не привыкли, что их чувства будут воспринимать с уважением, и они сами не уверены в том, имеют ли они на них права, а если они говорят ярко, интенсивно, но как бы не до конца серьезно, то это дает возможность при необходимости забрать слова обратно или перевести их в шутку.

Мышление у людей с драматическим комплексом похоже на творчество импрессионистов: им важно передать впечатления, а не логические связи, поэтому мыслительный процесс склонен к обобщениям, неупорядочен, скорее напоминает полёт фантазии — быстрый, лёгкий, часто перескакивающий с темы на тему. При этом он может быть очень творческим. Но далеко не у всех окружающих получается воспринимать то, что эти люди говорят.
Человеку с комплексом драмы трудно выносить скуку, ему хочется фейерверка, эмоций, переживаний. А если этого не происходит, то драма возникает из того, что есть под рукой. Поводом может стать любое событие, которое происходит в этот момент. Ведь повод абсолютно не важен. Эмоций всегда так много, а способов регулировать эмоции не достаточно.

Почему появляется такой комплекс?

Есть несколько разных версий появления склонности к такому комплексу. Одна из них — реальная драма: в детстве, в родительской семье такие люди наблюдали сильные эмоции. Бурные скандалы сменялись яркими примирениями, эмоциональные семейные качели не удерживались в периодах спокойствия, или ребёнок не успевал их заметить и в них пожить, зачарованный страстями, разворачивающимися на его глазах. Более спокойные взаимоотношения ему просто незнакомы.

Другая версия предполагает, что драматический комплекс формируется у детей в семьях, в которых неравное значение придавалось полу людей, и часто отмечается особая близость ребёнка с родителем противоположного пола. Те бонусы, которые даёт человеку его пол, в семье по каким-то причинам не считались ценными, зато ценными были те свойства и способности, которые принадлежали другому полу.

Чаще драматический комплекс встречается у женщин. Обычно такие девочки рано усваивают семейный патриархальный миф о слабости женщин по сравнению с мужчинами. «Ну что ты сможешь сама без мужчины, ты же девочка!» В дальнейшем женщины могут сами пытаться подражать мужчинам, выбирая типично мужские занятия и роли, чтобы стать тем, кто ценен. Либо напротив, могут стремиться стать крайне женственной в поведении и внешности, пытаясь не самой обрести мужскую силу, но заполучить её через отношения с сильными мужчинами. Личная жизнь таких женщин часто запутана и изобилует сложными отношениями с холодными, недоступными мужчинами, либо они живут, пытаясь разобраться с любовными треугольниками, где надеются отвоевать место в паре, оттеснив третьего. При этом отношения с другими женщинами- подругами часто оказываются поверхностными, хотя и есть мечты о том, чтобы рядом была настоящая верная подруга. Мужчины с драматическим комплексом также склонны вовлекаться в треугольники, вступая в конкуренцию с другими мужчинами. Как и женщины такого типа, мужчина склонен вести себя соблазняюще и одновременно бояться своих чувств и желаний.

Версия — братско-сестринская: тоскливое ощущение недолюбленности, собственной неполноценности и недостаточности может появиться рядом с удачным, по мнению родителей, братом или сестрой. Кажется, что соревноваться на одном поле с ним бессмысленно, и есть фантазии, что родители заняты только своим любимчиком. Ребёнку, чтобы выжить, надо любыми возможными способами добиться внимания родителей, и поэтому он утрирует происходящее, ведь ничего обыденное родителями как будто не замечается. И все основные силы брошены именно на сражение за любовь. А так как эта битва по большому счету обречена на провал, потому что кроме редких случаев ведётся из-за искажённого представления о происходящем, то эмоциональная буря превращается в постоянное торнадо.

Ещё одна версия — нейрофизиологическая. Люди с таким комплексом довольно плохо умеют регулировать свои эмоции из-за особенностей своей мозговой деятельности и физического здоровья, возможно от ранних проблем при рождении. Они склонны легко возбуждаться от внешних и внутренних событий, и если им достаются родители с похожими особенностями, то у них мало шансов получить опыт эмоционального регулирования. Жизнь таких детей происходит на таком накале страстей, что даже просто находясь рядом, чувствуешь огромное количество энергии, каково же их родителям! По мере сближения этот поток энергии начинает отнимать ресурсы родителей и выматывать. Дети будто постоянно затягивают вас в эмоциональную бурю. Такой человек может снова и снова пересказывать события, которые вызывают в нем столько чувств, повторять несколько раз подряд одни и те же фразы, пытаясь выразить невыразимое, и часто травматическое для него. Вы можете быть очень эмоционально устойчивыми и слушать, но присоединяться к этому переживанию второй-третий-пятый-десятый раз сложно, запаса вашей психической энергии может стать не достаточно. Через какое-то время у психики заканчивается ресурс, происходит истощение, выгорание, и после него необходимо время на восстановление. Но у человека, захваченного комплексом драмы, хватает энергии повторять всё раз за разом, потому что этот поток помогает ему избавиться от невыносимого содержимого, выливая его из себя и пытаясь разделить с окружающими, а сам комплекс содержит в себе эмоциональный атомный реактор.

Людям с комплексом драмы трудно брать ответственность за свои слова и действия, серьёзность и планирование навевают на них скуку. Они словно хотят навсегда остаться обаятельными и харизматичными детьми. И такие взрослые часто производят впечатление не выросших детей. Часто именно в тревожных ситуациях драматический комплекс склонен становиться инфантильным, привлекая других к заботе о себе, и тем самым пытаясь отвести агрессию от себя — что взять с ребёнка! И сам человек с драматическим комплексом чувствует себя маленьким, испуганным и дефектным ребенком, преодолевающим трудности страшного мира, где властвуют сильные чужие взрослые. Хотя они нередко выглядят как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно. Их управление окружающими включает попытки достичь островка безопасности посреди пугающего мира.

Задача, которую важно решить людям в рамках комплекса, заключается в принятии самих себя: со всеми темными сторонами, недостатками, которые вырываются из бессознательного, пытаются управлять жизнью, но пока не осознаны. Темными эти стороны становятся не потому, что в них есть что-то по-настоящему негативное, а потому что кто-то (родители или общество) отнесли их к разряду недостойных или непринятых. Например, девочки должны быть спокойными и услужливыми, а не эмоциональными и активными, мальчики должны быть суровыми и сильными, а не мягкими и чувствительными. Часто отвергнутой оказывается сексуальность, которая прячась, становится неуправляемой. Сегодня общество меняется, девочкам понемногу разрешают проявлять активность и сексуальность, а мальчикам плакать и чувствовать нежность, но всегда будет что-то, что наделяется ярлыком «непристойное», «несоответствующее» в наше время. Что-то, заставляющее людей исключать это из своей сознательной жизни и одновременно искать способы иного выражения того, что нельзя называть или испытывать.

Детям с комплексом драмы важно помогать такие способы находить: учиться выражать себя с помощью слов, с помощью художественного творчества, искусства, пения, театра, танца. Делать эмоциональность и чувственность, то, что может восприниматься как недостаток — достоинством и достоянием человека и всего общества. Нам не нужно бороться с нашими комплексами, нам нужно понимать их смысл и пытаться научиться жить с ними и научиться выражать себя через комплекс.

Самоуважение у драматических людей часто зависит от ощущения, что они обладают таким же статусом и силой, как другие оценённые великие люди. И их желание быть ценным для других людей не такое уж и недостойное. Нам важно помочь найти своим детям и себе верные способы, которыми эта ценность будет замечена и признана другими людьми.

Читайте также:

Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом

Такой беспокойный! Как выжить с гиперактивным ребёнком

Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма

Фото: Roman Samborskyi, Evgeniy Kalinovskiy, Kiselev Andrey Valerevich, VCoscaron/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти