«Три кота». Мультсериал (0+)«Три кота». Мультсериал (0+)
0+
18:30
«Три кота». Мультсериал (0+)
«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)
0+
21:00
«Зебра в клеточку». Мультсериал (0+)
«Тима и Тома». Мультсериал (0+)«Тима и Тома». Мультсериал (0+)
0+
23:00
«Тима и Тома». Мультсериал (0+)

«Буду главным!»: как учить ребёнка не командовать, а договариваться

С одной стороны, у детей-«командиров» явно есть лидерские склонности, и многие родители этому будут только рады. С другой — в детских коллективах могут возникнуть проблемы, важно научиться там общаться дружно и искать компромиссы. Как это сделать?

Воспитывая детей, важно не только развивать их физически, интеллектуально и эмоционально, но и учить общаться, выбирая для этого правильные слова — вежливые, необидные, помогающие взаимодействовать, а не вызывающие конфликты. Но любой ребенок отлично перенимает поведение родителей, и если вы сами часто общаетесь с ним в форме указаний, команд, говорите что-то обидное, пусть на ваш взгляд и полезное («Что ты там ссутулился, ты похож на цифру два!») — стоит задуматься, какой эффект это может оказать на него. А еще случается, что в семье ребенка в шутку называют «босс», «командир» — подчеркивая, что такой стиль общения, в общем, и неплох. Но если ребенок привык командовать дома, или привык к ситуации, что прав тот, кто сильнее, что кричит кромче и оказывает давление на других — вполне возможно, что он и сам попробует так общаться, например, с друзьями или младшими братьями и сестрами.


Какие слова выбрать?
Вместо того, чтобы использовать слово «командир» или даже «лидер» при описании поведения, попробуйте описывать то, что делает ребенок или как он взаимодействует с другими. Например, если вы заметили, как в игре он явно настаивает на своих правилах и давит на других участников, вы можете сказать: «Я слышу, как ты даешь множество указаний. Спроси свою сестру, пожалуйста, ей это подходит? Может, она тоже хочет придумывать правила?» или «Кажется, ты уже решил, как надо играть, и не готов слушать других мнений. Но важно, чтобы другие тоже могли это придумывать». Или, например, все садятся смотреть мультфильм, и дети никак не могут договориться, кто где сядет, и поделить места на диване: «Я поняла, что ты хотел сесть именно тут, но тут уже села Маша, и она не хочет тебе уступать. Давай ты сядешь вот тут, а в следующий раз вы поменяетесь, чтобы все было справедливо».

— Подчеркивайте, что все, кто принимает участие в игре, могут договариваться о ее правилах.

— Прав не тот, кто громче всех кричит или обижается, а кто может аргументировать свою точку зрения.

— Заранее договоритесь, что применение силы, драки, пинки и т. д. — недопустимы.

— Обсудите «параметры справедливости»: когда чья очередь, что делится поровну, а что — в зависимости от возраста (например, игрушки для песочницы — тем, кто младше).

— Если не получается разобраться — надо позвать родителя или воспитателя.

Постарайтесь обращать внимание на поведение детей, предлагая им варианты и возможности, а не подавляя и запрещая то, что вам не нравится. Например, если он слишком резко о чем-то высказывается или грубо говорит с вами, можно спросит: «Похоже, вот такое у тебя мнение, пожалуйста, расскажи, как ты к нему пришел?» или «Мне нравится твоя честность, только давай найдем способ сделать твои слова добрее».

Когда ребенок станет постарше, он поймет, что позиция силы и власти — это далеко не всегда хорошо. У всех людей, и взрослых, и маленьких, есть врожденное желание нравиться. Если ребенка постоянно упрекают за властность, упрямство и напористость, но не объясняют, в каких случаях это может быть сильными сторонами характера, и не хвалят за них, он (особенно часто такое происходит с девочками) может начать избегать ситуаций, где он мог бы проявить смелость и лидерские качества. Это может помешать ему становиться более уверенным в себе, идти на риск в будущем, выражать свои потребности в отношениях.

Навешивание ярлыков на ребенка не принесет пользы ни ему, ни вам, и не даст ему понять, как он мог бы изменить свое поведение к лучшему. Если вы постоянно называете его «командиром» в негативном смысле, он будет верить, что он именно такой, и это не очень здорово и никому не нравится. Но ваша задача — на своем примере показать разницу между авторитарным стилем общения — и умением общаться уважительно, заботиться и о своих, и о чужих интересах.

Детский мозг развивается примерно до 20 лет — так что у вас достаточно времени, чтобы помощь ребенку выработать хорошие и полезные качества, повысить уверенность в себе и навыки общения. И если ребенок видит, что вы можете изменить свое поведение как родителя, конечно, он тоже будет готов работать над изменениями.

Читайте также:

Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?

7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

Как уладить конфликт на детской площадке: 4 шага к быстрому примирению

Фото: Artem Podrez, Vlada Karpovych/Pexels

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прими участие в большом сказочном конкурсе на «Канале О!»

Перейти