«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
12:05
«Дракошия». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Тру и Радужное королевство». Мультсериал«Тру и Радужное королевство». Мультсериал
0+
13:15
«Тру и Радужное королевство». Мультсериал

Развитие ребёнка: зачем на самом деле водить в кружки?

Больше дополнительных занятий — больше пользы? Многие родители так и думают. Мы поговорили с экспертом по гармоничному развитию детей Ириной Пенкиной о том, зачем на самом деле стоит посещать разные кружки и секции и какие важные навыки при этом развиваются.

Ирина Пенкина, эксперт по гармоничному развитию детей. Основательница проектов CityKids, Baby Sensory, АНО «Первые Годы»
Ирина Пенкина, эксперт по гармоничному развитию детей. Основательница проектов CityKids, Baby Sensory, АНО «Первые Годы»

Ранее развитие: начать как можно раньше?

Тенденция «развивать детей пораньше», нагружая их знаниями, за последние 10 лет немного сдвинулась в сторону идеи, что в первые годы закладываются важнейшие кирпичики к фундаменту гармоничного раскрытия потенциала ребёнка в будущем. При этом российские родители больше сфокусированы не столько на раннем развитии, сколько на раннем обучении: навыках чтения и письма, математики, основ иностранного языка. И при этом хромает намного более важное — именно развитие физическое, которое стимулирует формирование мозга, способствует развитию речи и закладывает базу для обучения. Поэтому до сих пор многие первоклассники приходят в школу с недостаточно сформированными навыками речи.

Раннее развитие — это не только интеллект, это сенсорное, физическое, социально-эмоциональное развитие. Важно отметить, что основной драйвер любого развития — игра! 97% родителей в РФ об этом знают, но лишь половина из них играют с детьми столько, сколько хотелось бы и требуется (Lego play well report 2019).

Как выбрать занятия?

Конечно, самый очевидный ответ — следовать за интересами ребенка. Но при этом ответственные мамы и папы иногда забывают, что у детей вплоть до средней школы должны быть время на себя, время поскучать, найти себе занятие по интересам. Родители боятся «упущенных возможностей» и заполняют расписание полностью, но часто и довольно быстро это приводит к истощению, потере любой сложившейся мотивации. Перегруженность может стать фактором потери интереса к новому, нежеланию пробовать, невозможности сохранять внимание.

В возрасте до 3-х лет главное — физическая активность не меньше 3 часов в день! Мало кто соблюдает эти базовые требования, они часто заменяются «развивалками», но для них как раз ещё не время. Все, что связано с развитием мышления и логики, лучше отложить на пару лет, отдав время свободному творчеству, игре, исследованию.

Да, интересы ребенка могут довольно быстро меняться, но это нормально: наша задача в дошкольном и младшем школьном возрасте дать возможность попробовать разные занятия, кружки, секции, это отлично сочетается с потребностями возраста. При этом родители ориентируются и на другие факторы, например, выбор занятий может базироваться на интересах и хобби — теннис, шахматы, походы.

«Я больше не хочу!»

А что делать, если ребёнок проявил интерес, начал ходить на занятия — и передумал? Лучше использовать определенную «гигиену» отказа от кружков. Еще «на берегу» договоритесь, что это будет не меньше 10 посещений, за это время и вы, и ребенок можете сориентироваться, оценить успехи, понять, в чем может быть причина отказа — возможно, это какой-то дискомфорт, что-то не получается, не подходит методика, какие-то другие факторы. Важен и контакт с преподавателем: бывает, что ребенку не подходит его стиль, а бывает и наоборот, ребенку нравится, а нацеленным на результат родителям — не очень, «слишком мягкий». Но чем больше в жизни детей взрослых, с которыми есть эмоциональный контакт — тем лучше, ведь «чтобы вырастить ребенка, нужна деревня», то есть хорошие и разные эмоциональные связи.

Важно аккуратно выбирать активности для постоянных занятий. Например, в первом классе, особенно в начале года, вообще не надо начинать новые кружки — нагрузка и так большая, много к чему надо привыкать. Если, например, в это время вы выбираете классические образовательные модели, такие как музыкальная школа, важно понимать, зачем это делается. Для некоторых детей, действительно, подходит такая структурированная образовательная система, тренирующая регулярность, наличие правил.

Не разрешаете ребенку бросать занятия, потому что боитесь, что так он вырастет нецелеустремленным и безответственным? Но понятие целеустремленности для детей пока очень сложное. С одной стороны, мы вместе с детьми обсуждаем и формируем какие-то цели: чему-то научиться, развить какие-то качества. Но с другой стороны, эти цели должны быть для ребенка достижимы, он должен понимать, какой срок ее реализации, как он к ней движется, что дальше. Тут все как у взрослых — чтобы не потерять мотивацию, нам надо все время понимать, что продвигаемся по направлению к цели, что мы близко. С точки зрения физиологии и психологии этого возраста, такая вещь как чувство долга в начальной школе только начинает зарождаться! Возраст 7 лет — как раз подходящий, чтобы это начать: все идут в школу, я тоже. Сама по себе учебная мотивация формируется только к средней школе. Так что всем родителям приходится балансировать между должным, интересным, задачами формирования воли и привычке к регулярности, усидчивости, внимательности, все время расширяя эти волевые аспекты.

Все исследователи соединяются в мнении, что необходимо в первую очередь развивать мягкие навыки, софтскиллз, такие как: креативность, коммуникации, командная работа и критическое мышление. Все это закладывается в раннем возрасте. И не столь важно, какие занятия ы выберете, важно, чтобы в их рамках были элементы командообразования, проектной работы, разные возможности коммуникации и между детьми, и с преподавателем. Эти очень полезные навыки будут развиваться в кружках любого направления, если в них есть подходящая среда, свобода для исследований, игры и творчества, развития креативности. Вот на что на надо смотреть!

А еще, конечно, в развитии мягких навыков для детей важен пример родителей. Нам очень повезло, что мы живем во время, когда и нам также необходимо развиваться постоянно, так делая это и включая это в семейные практики, ритуалы и совместное время мы можем помогать детям в их становлении и укреплении.

Получается, что все-таки стоит немножко отойти от факторов результативности в ожиданиях от выбранных занятий. В принятой модели воспитания и образования мы очень настроены на формальность, достижения, успех. Но на самом деле мы не знаем, кем будут работать наши первоклассники, какие профессии будут доступны — ведь все время появляются ноавые. Так что лучше немного снизить ожидания достижений, уделить внимание развитию мягких навыков, расширению кругозора, учить ребенка общаться и строить отношения с разными людьми.

Услышать Ирину Пенкину и других экспертов можно на бесплатной конференции SelfMama Forum 22 октября.

Читайте также:

Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?

Соберись! Весёлые игры на развитие внимания для дошкольников и не только

Как заинтересовать ребёнка спортом?

Фото: Shutterstock, архив пресс-службы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти