Премьера! «Лапы, морды и хвосты. О собаках»Премьера! «Лапы, морды и хвосты. О собаках»
0+
16:30
Премьера! «Лапы, морды и хвосты. О собаках»
«Зебра в клеточку». Мультсериал«Зебра в клеточку». Мультсериал
0+
17:00
«Зебра в клеточку». Мультсериал
«Малыши дикой природы»«Малыши дикой природы»
0+
18:45
«Малыши дикой природы»
Соберись! Весёлые игры на развитие внимания для дошкольников и не только

Иногда кажется, что ребёнок витает в облаках. Не слышит, что говорит воспитатель или учитель, даже на самом интересном кружке не может высидеть, вечно отвлекается. Научиться концентрироваться и выполнять задания помогут игры на развитие внимания.

Анастасия Горбунова, клинический психолог, школьный нейропсихолог
Анастасия Горбунова, клинический психолог, школьный нейропсихолог

Умение сосредотачиваться, внимательно слушать и правильно выполнять инструкции очень важны для обучения в школе. Каждый год специалисты разрабатывают новые пособия и полезные материалы для развития этих ценных навыков у детей. Но есть и более простые способы потренировать саморегуляцию и произвольное внимание — сыграть с ребёнком в подходящие игры!

Затеяв весёлую игру, вы отлично проведёт время вместе и поможете ребёнку «прокачать» различные стороны внимания — устойчивость, объём, избирательность, способность распределения и переключения внимания. Во что можно сыграть дома?

Муха

Для игры вам понадобится лист бумаги и ручка. Распечатайте или разлинуйте лист на клеточки. Начинать можно с игрового поля 3 на 3. Нарисуйте или поставьте фигурку мухи в центральную клеточку.

Объясните ребёнку, что вы будете диктовать ему, как летит муха. Например, муха летит на одну клеточку вверх, вправо, две клеточки внизи т. д. Когда муха вылетит из «окна» (то есть за пределы игрового поля), ребёнок должен хлопнуть, то есть поймать муху и показать, где она вылетела. С малышами можно использовать маленькое поле, постепенно увеличивая его. Сначала ребёнок либо рисует полёт мухи, либо двигает фигурку по вашим командам. Затем, когда он уже не путает понятия «право-лево», хорошо понял правила, можно усложнить игру. Теперь пусть не рисует путь мухи, а передвигает её в уме. Игровое поле при этом остается у него перед глазами. Еще одним усложнением будет увеличение количества команд.

Помимо внимания эта игра отлично развивает способность работать по слухоречевой инструкции, тренирует пространственное восприятие, помогает закрепить понятия «право-лево», «вверх-низ», учит работать с клеточками. Отлично подходит детям от 5 лет. Более сложные варианты игры с двумя мухами и большим количеством клеточек подойдут для игры с младшими школьниками.

Саймон говорит

Эта известная английская игра. Один человек становится ведущим — Саймоном. Он даёт команды остальным участникам, и те их выполняют. Начинается команда обычно со слов: «Саймон говорит…» («Саймон говорит: поднимите правую руку вверх»), но не всегда! Важно слушать очень внимательно: если ведущий «забыл» произнести эти два слова, то команду выполнять нельзя.

Отлично подходит для развития слухоречевого внимания, скорости реакции. Игру можно смело использовать на переменках или в качестве физкульт-минуток. В ней может участвовать от трёх человек.

Делай наоборот!

Ведущий показывает ребятам движения, а дети должны их повторить, но не в точности, а наоборот. Например, если ведущий делает прыжок назад, значит, дети — вперёд. Кто ошибся, тот выбывает.

Делай то, что я скажу, а не то, что покажу

Ещё одна отличная двигательная игра: в ней необходимо выполнять только то, что говорит ведущий, а вовсе не то, что показывает. Он делает разные движения, при этом вслух называя другие (убирает за спину левую руку, а вслух просит поставить её на талию), таким образом запутывая детей. Кто сделал неправильно, тот выбывает.

«Съедобное-несъедобное» — тоже весёлая игра, в которой нужно глазами внимательно следить за мячиком и при этом слушать, что тебе говорят. Отлично тренирует скорость реакции!

Вы поедете на бал? (Да и нет — не говори)

Ещё одна замечательная известная детская игра. Правила очень простые:
Ведущему нужно отвечать на вопросы, при этом ни разу не произнести слова «да» и «нет». Остальные участники задают вопросы, пытаясь спровоцировать его на ответ запрещёнными словами. Ошибся, значит, проигрывает. Есть и вторая версия игры, где ещё добавляется запрет на слова «чёрное» и «белое». Тогда игра начинается со слов:
«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?»

Шифровки

Для младших школьников можно использовать игры, построенные по следующему принципу:

Родитель объясняет: «Мы с тобой играем в шпиона-шифровщика. Я буду диктовать тебе послание. Сами слова не записывай, только шифруй послание следующим образом: если в слове есть буква А, то ставишь плюсик, если есть буква С, то ты пишешь кружок». Сами буквы и их количество может меняться. В таких заданиях отлично повторять словарные слова.

  • Можно предложить другую шифровку: «я диктую тебе слова, но ты их не записываешь, а пишешь только цифры — количество букв, из которых эти слова состоят». Например, фраза «мама мыла раму» будет выглядеть так «4, 4, 4».
  • Похожий принцип используется в играх-заданиях, когда ребёнку читаются слова, а тот записывает их не целиком, а только первые три буквы, если слово женского рода и последние три буквы, если оно мужского рода.
  • Для ребят старшего дошкольного возраста, можно упростить задачу: «если я хлопну один раз — ты пишешь точку, если два раза, то ты ставишь черточку».

Игр существует огромное множество, их можно менять, улучшать, усложнять, добавлять свои правила и своих любимых героев — дети тут всегда рады предложить что-т о новое. Главное — играйте с удовольствием!

Читайте также:

Как выбрать действительно полезные настольные игры? Советы психолога

Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?

Почему ваш ребенок не может сосредоточиться и как это исправить

Фото: Yuliya D'yakova, Sergey Novikov/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти