«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?

Вы, наверное, тоже обращали внимание в детском магазине на красивые коробки с надписью «нейропсихологическая игра». Чем отличаются такие игры от обычных настольных, кому они полезны? Мы попросили рассказать об этом психолога и нейропсихолога Ольгу Новикову. Конечно, несколько хороших нейропсихологичских игр для дошкольников и младших школьников мы в этом материале обязательно посоветуем!

Ольга Новикова, клинический психолог, нейропсихолог, составитель игр, постоянный эксперт издательства "Генезис"
Ольга Новикова, клинический психолог, нейропсихолог, составитель игр, постоянный эксперт издательства "Генезис"

В широком смысле это игры, которые используют детские нейропсихологи на своих коррекционно-развивающих занятиях. Для удобства поиска (настольных игр сейчас выпускается огромное число) и чтобы не утонуть в этом потоке специалистам и родителям, используется уточнение «нейропсихологические». Они направлены на развитие:

  • разных видов восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • формирование пространственных представлений,
  • умения прогнозировать результаты своих действий,
  • умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

Важно не забывать, что дети развиваются в первую очередь играя, получая удовольствие от взаимодействия с другими, соревнуясь, стараясь победить, учитывая свои ошибки на будущее.

Так как в поле зрения нейропсихолога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на уроке, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.

Обычно их авторами являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. А часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, с которыми мы работаем. Их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр.

5 хороших нейропсихологических игр

Вот несколько проверенных игр, составленных психологами и нейропсихологами, от издательства «Генезис».

«Почеши мне спинку»

От того, насколько хорошо ребёнок знает и воспринимает буквы, символы, знаки зависит в конечном итоге успешность обучения. Эта игра предлагает осваивать их не только через зрительное восприятие, но и телесно! Задача: один ребёнок «рисует» пальцем на спине другого, а тот отгадывает, что же было изображено. Чтобы было интереснее и полезнее, авторы предлагают выводить не только знакомые буквы и цифры, но и, например, графические мотивы. Кстати, играть будет интересно и большой компанией!

Такие игры давно используются специалистами — нейропсихологами, логопедами, педагогами — и доказали свою результативность.Рекомендованный возраст 5+.

«Шляпы, крылья, две клешни»

Игра, во время которой можно пообщаться с… инопланетянами, причём из совершенно разных систем. Вытянув карточку, на которой изображен житель другой планеты, ребёнок должен его правильно поприветствовать. И вот тут важно быстро среагировать и не ошибиться: одному нужно сказать «бонжур» и при этом левой рукой схватиться за правое ухо, а вот другому потребуется совершенно не похожее приветствие.

Игра развивает скорость реакции, внимание, память, пространственные представления. Ребёнок учится регулировать собственную деятельность, преодолевать импульсивные реакции. Рекомендованный возраст 5+.

«Четыре ключа»

В дальней башне волшебного замка спрятаны сокровища. Башня закрыта на 4 замка, и чтобы открыть их, нужно получить 4 ключа. А для этого надо выполнить 4 непростых задания (разного типа: копирование, воспроизведение образца по памяти, преобразование изображения и выполнение задания по словесной инструкции). Только внимательные и настойчивые герои смогут достичь цели!

Игровой набор разработан для поэтапного формирования пространственных представлений, внимания, памяти, умения действовать по инструкции. Рекомендованный возраст 5+.

«Раз, два, три! Сравни и забери»

Как подготовить семью к выезду на дачу? В машину помещается не больше трёх человек, трёх домашних питомцев и трёх горшочков с растениями. Задача — быстрее соперников найти среди разложенных на столе карточек комбинацию из трёх карт, которые различаются по одному, двум или трём признакам, и взять их, перед этим ещё и выполнив задание. Кто соберет больше всех карт, тот и выиграл!

Игра развивает внимание, память, мышление, зрительное восприятие, речь. Помогает преодолевать импульсивность, осваивать операции сравнения, различать изображения по признаку «полное — частичное совпадение».Рекомендованный возраст 5+.

«Попробуй повтори!»

Вытянув карточку, надо постараться воспроизвести то положение рук или позу, которые на ней изображены. Думаете, это просто? Вовсе нет, растеряться может и взрослый! Игра весёлая и полезная.

Способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.Рекомендованный возраст 5+.

Читайте также:

Игры, которые помогут успокоить ребёнка

На листочке в клеточку: 7 игр и головоломок

Почему школьнику необходимо хотя бы час в день… просто играть

Фото: пресс-служба издательства «Генезис», Romrodphoto/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти