«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
12:00
«Мир за минутку»
«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
12:05
«Дракошия». Мультсериал

Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть

Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет свободная игра — так психологи называют этот важный для развития процесс.

Елена Пиотровская, психолог, игровой терапевт, президент Ассоциации игровой психотерапии
Елена Пиотровская, психолог, игровой терапевт, президент Ассоциации игровой психотерапии


Однажды у меня на приеме был мальчик шести лет. Общительный, с хорошей речью. Он увлеченно играл какое-то время, потом сник и горестно вздохнул: «Столько времени зря потратили!». Как выяснилось, игра представлялась ему пустячным занятием. Понятно, что сам мальчик играть любил (ему же всего шесть!), но вот, поди-ка ты, уже готов был отказаться от этого занятия, поскольку именно такое отношение транслировалось ему дома.

Звучит странно, но я должна напомнить родителям: когда ребёнок идёт в школу, он продолжает оставаться… ребёнком. Да-да, с присущими возрастными особенностями. И, в частности, с потребностью свободно играть!
Новые обязанности, новые правила, новые ожидания от ребенка — все эти вполне нормальные вехи на пути взросления никак не отменяют детского возраста.

Будь, кем хочешь

Свободная игра остается для школьника начальных классов самым естественным и очень полезным занятием. Почему?

Многие ученики начальной школы, попадающие ко мне на игровую терапию (с самыми разными проблемами), рано или поздно на наших занятиях начинают играть в школу. Причём, исполняют они роль учителя: дают мне задания, проверяют, как я их выполнила, демонстрируют свое превосходство, выговаривая за промахи.

  • Именно в такой игре ребенок может на время освободиться от роли ученика, почувствовать себя состоятельным, творчески отнестись к своей обычной пассивно-зависимой роли!
  • Ребенок может играть, и вовсе не касаясь темы школы и выполнения заданий, — важно дать ему возможность быть автором этой игровой активности. Может быть, он захочет сыграть в войну или вообще займётся творческим самовыражением, от которого не стоит ждать продуктивного «выхлопа», то есть изготовления какой-то конкретной поделки. Рисунок или аппликация может получиться, а, может быть, и нет. Важно-то другое: то, что во время такой активности ребенок может сгармонизировать свое состояние, выразить свои чувства.

Кому-то надо активно подвигаться, пошуметь, кто-то, наоборот, нуждается в вялотекущем процессе мееедлееенного размешивания красок… медлеееннного споласкивания кисточки в стаканчике с водой… (Ах, как интересно расходятся причудливые хитросплетения красок!)

Впал в детство?

Нередко родители сердятся, если ребёнок ведет себя словно бы «не по возрасту» — просит игрушки, которые покупают малышам, «коверкает» слова, хотя давно и прекрасно владеет родным языком. Стоит обратить внимание на такие признаки. С большой вероятностью, именно так ребёнок пытается справиться со стрессом — «вернувшись в детство», когда забот и ответственности было меньше.

Взрослые дяди и тёти в конце рабочей недели могут пойти в тот же кегельбан и там сбросить напряжение, подурачиться, посмеяться. Ребёнок же пытается заявить «я маленький!» — особенно, если требования к нему чрезмерны. Конечно, стоит обратить внимание на его нагрузку и, возможно, пересмотреть ее. Но это чуть позже, а прямо сейчас, сразу, можно подыграть ему. «Ты хочешь быть, как маленький. Чтобы я тебе дала этот бутылочку. На, пожалуйста». Как показывает практика, поиграв в малыша, ребёнок благополучно возвращается к себе обычному, получив однако что-то важное для себя.

Делу время, потехе — час? Да! Но этот час (хотя бы!) отдайте, пожалуйста, ребёнку! Пускай играет как хочет и во что хочет: не комментируйте, не вмешивайтесь и не критикуйте. Иногда расписание школьника или даже дошкольника перегружено в такой степени, что конкурирует с занятостью взрослых!

Признаки, которые говорят о том, что ребенок устал и перегружен:
• стал плаксивым, капризным,
• с трудом укладывается спать,
• есть проблемы с аппетитом.


Поговорите по душам с ребёнком, пообщайтесь с его учителем. Будьте, пожалуйста, внимательны!

Читайте также:

Первоклассник и школа: об адаптации расскажет… рисунок

В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Фото: Sharomka, Zurijeta, Victoria P/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти