5 сентября 2019

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу?

Мария Баулина, кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа
Мария Баулина, кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Чистая физиология!

Развитие детской нервной системы происходит постепенно, разброс индивидуальных показателей тут очень широкий. В классе могут оказаться дети, способные спокойно высидеть 4 урока, и их ровесники, начинающие тоскливо поглядывать в окно через 5 минут после звонка. Нет смысла ставить ребёнку в пример более «зрелых» ровесников и призывать его быть внимательнее. Важно понять, какие трудности адаптации испытывает именно ваш первоклассник.

Почему ребенку сложно? 3 сценария

  • Для ребёнка урок длится «слишком долго». Первые 20 минут он внимателен и собран, а потом устаёт и теряет интерес. Но на перемене успевает отдохнуть - и на втором уроке снова готов к работе. Нужно помочь ребёнку увеличить время активного внимания. С этой целью можно использовать детские игры: «гляделки», «молчанку», складывание паззлов или узоров из мозаики. Играйте дома по вечерам и в выходные. Попробуйте также чаще ходить в музеи, в театр и на детские спектакли.
  • Утомление ребёнка нарастает к концу учебного дня или, наоборот, он «раскачивается» лишь к последнему уроку. Здесь нужно корректировать режим. Так, если ученик устает к 3−4-му уроку, его надо избавить от лишних стрессов после пробуждения: рюкзак и одежда должны быть приготовлены с вечера, все серьёзные разговоры и наставления лучше отложить до конца дня. Тем же, кто «просыпается» к концу учебы, полезно вставать пораньше, делать зарядку, готовить завтрак.
  • Ребёнок включён в учебный процесс, но ведёт себя беспокойно: вскакивает с места, всех перебивает. Нужно уделить внимание правилам соблюдения очерёдности. Выручат настольные игры-«ходилки», в которых приходится ждать своего хода. Полезно посещать многолюдные детские площадки в парках, где придётся постоять в очереди, прежде чем скатиться с горки.

Между книжками и игрушками

Игровая мотивация у ребёнка, который пошел в школу, меняется на учебную. Но не стоит полагать, будто эти изменения происходят одномоментно, а любовь к игре должна покинуть ребёнка раз и навсегда. Опыт успешных людей показывает: их заслуги во многом связаны со способностью поддерживать свою игровую мотивацию до старости. Не требуйте, чтобы ваш первоклассник резко сократил время на развлечения. Наоборот, надо использовать его любовь к игре для облегчения адаптации к школе. Но, конечно, важно обсудить, в каких ситуациях необходимо быть серьёзным: это касается поведения во время контрольных работ или ответа у доски.

  • При покупке школьных принадлежностей не стоит создавать «взрослый» антураж, чтобы настроить ребёнка на серьёзный лад. Выбирайте яркие тетради, рюкзаки и пеналы с изображениями любимых персонажей. Их вид будет дополнительно стимулировать ребёнка использовать все эти принадлежности.
  • Не запрещайте брать с собой в школу маленькие игрушки. Они помогут установить дружеские отношения с одноклассниками и найти занятие на переменах. Только важно договориться, что доставать игрушки на уроках нельзя.
  • Используйте игровую мотивацию при выполнении скучных заданий. Скажите ему, что он разгадывает секретную шифровку, а вовсе не решает арифметическую задачу

Детство продолжается

Очень часто причиной беспокойного поведения в школе становится нервозность родителей. Чересчур серьёзное отношение взрослых к учёбе вредит ребёнку. Слыша бесконечные вопросы о том, не забыл ли учебник, понял ли правило, малыш теряет уверенность в своей способности соответствовать статусу «хорошего ученика». Многие родители так часто упоминают о том, как важно получить образование, что первоклассник начинает относиться к урокам, как к тяжкому испытанию. Если будете снисходительнее к его ошибкам, станете меньше контролировать, то он быстрее адаптируется к новым условиям.

  • Не надо остро реагировать на замечания учителя в адрес ребёнка. Педагогам нравятся послушные и бойко читающие дети, но ваш первоклассник вовсе не обязан соответствовать этим ожиданиям. Он имеет полное право на адаптацию и «дозревание».
  • Какие бы неудачи ни постигли ребёнка, старайтесь быть на его стороне. Не нужно критиковать педагога за строгость и предвзятость, чтобы не ронять его авторитет, но и повторять мантру «учитель всегда прав» тоже не стоит. Сглаживайте углы, обсуждая с ребёнком проблемную ситуацию. Вместо обвинения «Марья Ивановна жалуется, что ты срываешь урок» лучше использовать более щадящий вариант: «Учительнице сложно вести урок, когда ты разговариваешь. Нужно помочь ей, показав своё умение слушать!».
  • Не ограничивайте общение с друзьями и родными, даже если из-за этого приходится сокращать время на приготовление домашних заданий. Далеко не всегда учёба должна стоять на первом месте: важно, чтобы ребёнок научился расставлять приоритеты. Так, вполне можно учить стихотворение в автомобильной пробке по дороге в гости, но придется отложить прогулку до вечера, если не сделана работа над ошибками в контрольной.

Читайте также:

Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школ

Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины

6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам

Фото: Ermolaev Alexander, stockfour, AlexeyMaltsev, wavebreakmedia/Shutterstock

Читайте также:
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов
12 сентября 2019
Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов
Как начать с детьми разговор о правильном поведении на улице, около школы, в торговом центре? Как объяснить детям, на что важно обратить внимание, и чего делать нельзя? Вот полезные рекомендации от Школы безопасности «Стоп Угроза»: запоминайте!
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
6 сентября 2019
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
5 сентября 2019
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
Какие ошибки чаще всего делают родители, составляя детский рацион?
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
3 сентября 2019
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
Ребёнок пошел в школу, учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта — консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
27 августа 2019
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
Ребёнок вот-вот пойдет в школу. Волнуетесь? Еще бы! Напоминаем о простых, но очень важных делах, которые требуют внимания: вот список.
«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы
26 августа 2019
«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы
26 августа отмечаем День устраивания секретиков! Вспомнили, как играть в «Секретики» - и еще несколько уличных игр для компании детей.
Почему в первом классе трудно?  4 причины для сложностей в адаптации
25 августа 2019
Почему в первом классе трудно? 4 причины для сложностей в адаптации
Почему почти каждый первоклассник сталкивается с трудностями в школе? Как понять, почему ребенку сложно, и чем ему помочь?