«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
21:30
«Смешарики». Мультсериал
«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы
0+
23:40
«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы
«Доктор Малышкина»«Доктор Малышкина»
0+
0:30
«Доктор Малышкина»

Кружки и секции: выбор между «хочу» и «надо»

Как совместить желания родителей и детей, выбирая дополнительные занятия, и найти баланс между развитием и удовольствием? Это вообще возможно? Вот что советует наш эксперт.

Педагог-психолог, руководитель отделения «Виртуальный класс» преподаватель в Школе программистов МШП
Педагог-психолог, руководитель отделения «Виртуальный класс» преподаватель в Школе программистов МШП

Восьмилетняя Евдокия хочет заниматься с подружками в секции футбола и наотрез отказывается ходить на танцы, куда в прошлом году отвела ее бабушка. «У девочки должна быть хорошая спина, меня в этом возрасте никто не спрашивал. И ничего, отпахала пять лет в художественной гимнастике», — рассуждает бабушка. От шахматного кружка, на нем настаивает папа, Дуня тоже не в восторге. «Там одни мальчики, неинтересно. Все время сидишь. А тренер Олег Эдуардович часто злится», — капризничает девочка, как только папа в сотый раз начинает вспоминать, что в третьем классе победил на первенстве районных школ «Шах и мат». Мама Дуни молчит. В свое время родители заставили ее окончить музыкальную школу, и она считает это своей детской травмой.
Так как же совместить желания родителей и детей, выбирая дополнительные занятия? Это вообще возможно?

Вот что думает наш эксперт, педагог-психолог, руководитель отделения «Виртуальный класс» и преподаватель в Школе программистов МШП Ирина Шувалова:
— Дополнительные занятия для ребенка — это возможность расширить кругозор, попробовать различные хобби, познакомиться с другими ребятами своего возраста, увлеченными тем же. Причины, почему ребенок отказывается от кружков и секций могут быть разные. Самые распространенные:
— ребенку не дают право выбора, он переходит в состояние эмоциональной защиты и ему легче вообще от всего отказаться, чем бороться за свои интересы. Ситуацию усугубляет то, что часто дети и сами не понимают, что хотят. Поэтому так важно давать выбор и возможность пробовать.
— ребенок не может отказаться, если ему вдруг перестало нравится. Посыл родителей «раз взялся, то должен закончить (музыкальную школу, школу рисования и т. д.)!» — здесь не эффективен. У ребенка по мере взросления могут меняться интересы. И это психологически нормальный процесс. В этой ситуации заставлять ребенка ходить на занятия — самая неудачная стратегия.
Так что же делать, если ребенок ничего не хочет или хочет не то, что не нравится родителям? Самое правильное — договариваться.

Например:
— договоритесь с ребенком, что он сходит на первые четыре занятия. И потом сам принимает решение — продолжать или нет. Важно, чтобы это решение он принял без нажима взрослых. Если решение будет отрицательным — ребенок сам выберет следующую секцию, куда тоже сходит на четыре занятия.
— важно договориться, что ребенок в любом случае будет ходить на дополнительные занятия. При этом вы четко соблюдаете правила:
• он сам выбирает то, что нравится
• он может пробовать и искать то, что нравится
• вы обязательно учитываете ситуацию, что ребенку нравится занятие, но не нравится преподаватель. Здесь, если контакта не получилось, решение ребенка для вас приоритетное и вы ищете другого преподавателя.
Очень важно уважать решения ребенка, если он что-то выбрал, поддерживать его мотивацию, интересоваться успехами. Даже небольшие достижения отмечать в семейном кругу. Давать возможность пробовать новое и отказываться от того, что перестало быть интересным. Так вы создадите у ребенка ощущение важности для вас его решений и интересов.

Читайте также:

Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?

Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?

Раннее развитие: польза или вред?

Фото: ru.freepik.com, Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти