«Коты Эрмитажа» (С субтитрами)«Коты Эрмитажа» (С субтитрами)
0+
17:00
«Коты Эрмитажа» (С субтитрами)
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
18:15
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)
0+
18:20
Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)

Кому нужны «развивашки» — детям или родителям



Осень — время выбора дополнительных занятий. Пока мамы и папы штурмуют «Гугл» в поисках идеальной секции для ребенка, дети уже давно все решили за них. Как и почему это происходит, рассказывает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Рынок смотрит на Ваших детей с двух лет! Вы должны об этом думать! Позаботьтесь о будущем вашего ребёнка сегодня! Мир — зона конкуренции!» — такие лозунги бомбардируют родителей и заставляют их сомневаться в себе. Все ли они делают для собственных детей сегодня? Сколько всего можно успеть сделать за один детский день длиной 24 часа, если есть еще детский сад или школа, а сон тоже необходим? Ведь сам по себе ребенок развиваться не начнет!

Детей водят на развивающие занятия начиная с года: шахматы, музыка, языки, спорт, театры и концерты классической музыки с маркировкой 0+. Книга и концепция Масару Ибуки «После трех уже поздно» долгие годы заставляет тревожных родителей тратить нервы, время и деньги.

Некоторые мамы из домохозяек превратились в водителей, развозящих детей в самые лучшие секции и кружки в разных концах города. Другие же ушли в жесткий протест: «Нечего лишать ребенка детства! От перегрузок дети болеют. Мы росли без этого и выросли не такими уж отсталыми!» Сложно найти баланс между этими часто непримиримыми родительскими позициями!

По данным социологических опросов, большинство родителей все-таки предпочитает, чтобы ребенок посещал хотя бы одно дополнительное занятие. Примерно половина мам и пап стремится к тому, чтобы кружков было больше, чем один. Интересно, что российские родители предпочитают музыке и рисованию спорт и танцы, а уж в научно-технические кружки ходят вообще единицы. Любопытно, насколько наш рынок труда заинтересован в будущих спортсменах и танцорах? Конечно, многие родители отдают ребёнка на занятия спортом «для здоровья, а не ради медалей», но есть множество и тех, кто делает ставку на олимпийское золото с рождения.

Помню одного папу, который говорил, что будет из ребенка делать звездного теннисиста, поглаживая беременный живот жены. Родившийся мальчик никаких спортивных способностей не имел, но посещал теннисную секцию пять раз в неделю почти с рождения. Папа закрывал глаза на школьные «двойки» ради спорта, а ребенок теннис тихо ненавидел. Как только он достиг подросткового возраста и взбунтовался, прогуливая оплаченные занятия, папа полностью потерял интерес к сыну. А был ли он у него до этого? Или это был вклад в собственные амбиции?

Если вы заботитесь о здоровье ребенка, то не думайте, что спортивная секция два раза в неделю закроет проблему с дефицитом активности и излечит гиподинамию. Двигаться ребенок должен постоянно, то есть каждый день: самокаты по дороге до детского сада или школы вместо того, чтобы подвозить на машине, ролики и велосипеды с друзьями и родителями по выходным, веселые игры на улице каждый день. Спорт больших достижений может вредить здоровью и психике, особенно если ребенок не имеет к нему склонности.

Если говорить о самих детях, а не о наших фантазиях и амбициях, то родительская задача — создать оптимальные условия для развития их способностей и интересов. Основная познавательная и развивающая деятельность ребенка в этом возрасте — игра, вот почему мы должны дать детям возможность играть каждый день.

Если вам кажется, что ребенок наигрался в детском саду, то это не так. Игра в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте — это способ не только наработать новые навыки, но и переварить те впечатления, которые он получил. Этому же служит и свободное рисование, то есть рисование без задания. После посещения детского сада, прогулки, похода в гости у ребенка должно быть время на проживание впечатлений. А если его нет, то регулярные истерики или заторможенные реакции, в зависимости от темперамента, будут регулярными.

Примерно к пяти годам внимательный родитель может увидеть предпочтения ребёнка. Что он любит больше всего? На что он готов тратить свое свободное время, если оставить его в покое? Во что он играет, о чем рассказывает? Понаблюдайте за ним. Подумайте, можете ли вы дать своему ребенку дополнительное время на то, что он любит, а вы не можете обеспечить это в домашних условиях? Это и будет идеальный для малыша кружок. Место, где будут собираться дети с похожими интересами, где можно не только увлеченно заниматься любимым делом, но и найти друзей на долгие годы.

К сожалению, нередко бывает так, что направление дополнительного образования вы, как внимательный родитель, выбрали правильно, но ребенок ходить туда отказывается. И мама с папой тут же считают, что совершили ошибку, срочно начиная вместо музыки заниматься рисованием. Но проблема может быть и в другом: например, в преподавателе, подходе к занятиям, конфликте с детьми.

Разговаривайте со своим ребенком, общайтесь с родителями других детей из секции, с учителем, тренером, помогите ребенку решить конфликт. Если ничего не получается, меняйте место, ищите своего преподавателя. Жителям мегаполисов проще: кружков сотни, выбор огромный, а жителям городов поменьше приходится идти на компромиссы.

Вы старательно наблюдали за своим ребенком, но никаких предпочтений не обнаружили? Возможно, что у него не было возможности попробовать то, что ему понравится. Сделайте это вместе! Ходите на мастер-классы, короткие мероприятия на разные темы — это прекрасный способ получить новые впечатления, расширить кругозор ребенка, да и свой, узнать друг друга получше и помочь малышу найти то, что его увлечет. Записывайтесь в одну-две секции, от которых ребенок не отказывается наотрез — пусть получит новый опыт. Ведь если не попробуешь, как понять, твое это или не твое? Лишь около 3% детей определяются со своими предпочтениями в дошкольном возрасте и не изменяют им в течение жизни.

Есть дети, которые готовы сбегать отовсюду при первой возникшей трудности. Если вы знаете о такой особенности вашего ребенка, можно договориться с ним, что если он выбирает секцию сам, то вы вместе пытаетесь решать возникающие трудности в течение полугода-года, но не бросаете туда ходить. А на следующий год он может попробовать что-то другое. Так вы научите его преодолевать трудности и не сдаваться сразу, что иногда ценнее для дальнейшей жизни, чем сам кружок.

Взрослым приходится учить ребенка распределять свои силы, ведь невозможно посещать все на свете дополнительные занятия одновременно. Вместе составьте расписание, включающее сон, еду, уроки, прогулки, а потом найдите в нем свободное время. Выпишите все активности, в которых малыш хочет принять участие, и предложите ему самостоятельно найти для них «окошко». Так он научится выстраивать иерархию своих желаний и отказываться от того, что выше человеческих сил.

Хотя есть на свете и очень активные дети, успевающие много всего и получающие от этого удовольствие. Их сил и желаний хватает буквально на все! Тогда почему бы и нет? Просто важно понимать, что не каждый ребенок на это способен.

Сейчас как раз сентябрь — самое время подумать о том, будет ли ваш ребенок куда-то ходить в течение этого учебного года и успеть записаться туда, где он сможет получить новый опыт, знания, найти друзей, открыть свои возможности. А для вас это отличная возможность удивляться тому, как много ваш малыш уже умеет делать самостоятельно и радоваться его росту и развитию.

Фото: Zwiebackesser/Zurijeta/Romrodphoto/George Rudy/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти