«С кем сидишь?», «Мама, нас пересадили», «Я хочу сидеть, с кем хочу!». Почему бы и правда не позволить младшим школьникам самим выбирать себе соседа по парте? Вот что говорит исследование.
Многие учитителя при распределении мест в классе ориентируются на академические успехи учеников и поведение: отличников поближе, дисциплинированного ученика с хулиганом, чтобы последний попал под хорошее влияние. В общем, в младшей школе дети чаще всего сидят так, чтобы было удобно учителю. Может быть, было бы полезнее разрешить им рассаживаться по желанию?
Новое исследование показало, что рассадка учеников в классе также имеет важное значение для дружбы детей, а сами учителя при этом сильно влияют на их межличностные отношения. Ученики с большей вероятностью будут дружить с соседями по парте или с теми, кто сидит недалеко, чем с детьми с противоположного конца класса. Кроме того, близкое расположение мест было связано и с формированием новых дружеских отношений: когда детей пересаживают, они с большей вероятностью продолжают дружить с недавними «близкими» одновлассниками, чем с теми, кто стал сидеть дальше.
Исследователи организовали классы так, что младшие школьники (около 250 человек) проводили большую часть дня с одними и теми же одноклассниками. К середине учебного года все дети уже хорошо знали друг друга, тем не менее, когда распределение мест менялось, новые соседи могли становиться и новыми друзьями. Само по себе знакомство не является достаточным условием для дружбы, близкие отношения чаще возникают при новых возможностях для обмена.
Конечно, ученики не все время оставались на своих местах, общались на переменах и в столовой. Но тот факт, что новые друзья, как правило, появлялись среди недавно сидевших рядом — несмотря на возможность общения с другими одноклассниками — подчеркивает силу близости в формировании дружбы. Дружба в начальной школе очень важна: у детей этого возраста мало других устойчивых возможностей регулярно общаться со сверстниками, В большинстве классов учителя решают, кто сидит рядом с кем и, соответственно, кто с кем взаимодействует. Так что на самом деле именно у педагогов есть огромное влияние на межличностные отношения детей: периодическое «перемешивание» групп и внимательное отношение к тому, как общаются ученики между собой, будет способствовать хорошей атмосфере в классе.
Читайте также:
Это не игра: что важно знать о буллинге
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
9 детских книг о доброте, терпимости и настоящей дружбе
Фото: Shutterstock