«Ну, погоди!» Мультфильм«Ну, погоди!» Мультфильм
0+
14:20
«Ну, погоди!» Мультфильм
«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм
0+
15:40
«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм
«Летучий корабль». Мультфильм«Летучий корабль». Мультфильм
0+
16:00
«Летучий корабль». Мультфильм

Совсем не слушается! Как научить ребёнка слышать вас

Зовём — не откликается, пора уходить домой с прогулки — как будто и не слышит, время ложиться спать — снова приходится несколько раз сказать об этом. Вокруг слишком много интересного, чтобы обращать внимание на слова родителей! А еще в возрасте шести лет мозг перестраивается, и дети часто чувствуют себя перегруженными внешними раздражителями — и отключаются от указаний родителя. Как помочь ребёнку воспринимать то, что мы говорим — и действовать?

freepik
freepik

1. Не начинайте говорить, пока не завладеете вниманием ребенка

Установите контакт до того, как вы начнете говорить: это означает, что нет смысла кричать с другого конца детской площадки и ожидать, что вас услышат. Вместо этого подойдите поближе. Опуститесь на корточки на уровень ребенка и слегка прикоснитесь к нему. Наблюдайте за тем, что он делает, и установите с ним контакт, прокомментировав это: «Ух ты, смотри, какая высокая башня у тебя получилась». Исследования мозга показали, что когда мы чувствуем связь с другим человеком, мы более открыты его влиянию, поэтому, установив связь первыми, вы облегчите ребенку задачу и заставите слушать вас. Это не манипуляция — вы признаете и уважаете то, что важно для него. Подождите, пока он посмотрит на вас, и начинайте говорить после этого. Если он не поднимает глаз, убедитесь, что вы привлекли его внимание: «Хочу тебе кое-что сказать». Когда он поднимет глаза, начинайте говорить.

2. Не повторяйтесь

Если вы спросили один раз и не получили ответа, не повторяйтесь — похоже, вы еще не завладели вниманием ребенка, так что вернитесь к первому шагу, описанному выше.

3. Используйте меньше слов

Очень многие родители теряют внимание ребенка из-за того, что слишком подробно объясняют, что требуется сделать. Используйте как можно меньше слов, когда даете указания: например, увидев, что в прихожей на полу снова валяется одежда, улыбнитесь, укажите на нее и скажите «Петя, куртку, пожалуйста!». Если ребенок не реагирует, поднимите куртку, протяните ему и скажите: «Куртку на крючок, пожалуйста». По-прежнему ничего не происходит? Улыбнитесь, шутливо вручите куртку в руки и помогите ее повесить на место. Ребенок может не считать требование вешать одежду на место важным, но когда мы сохраняем дружелюбие, выражая свои ожидания и устанавливая твердые, четкие, добрые — и даже веселые — ограничения, он с гораздо большей вероятностью будет сотрудничать.

4. Посмотрите на это с его точки зрения

Если бы вы были заняты чем-то, что вам нравится делать, а ваш супруг приказал бы вам прекратить это занятие и заняться чем-то другим, что не является для вас приоритетным, как бы вы себя чувствовали? Может быть, обиделись бы, разозлились, замкнулись в себе? Ваш ребенок не обязан разделять ваши приоритеты, он просто должен учитывать ваши потребности. И вы не обязаны разделять его приоритеты, но вам очень поможет, если вы признаете, как сильно он хочет продолжать делать то, что он делает. Так что скажите «Я знаю, что трудно перестать играть, милый. Тебе это очень нравится, и я понимаю, почему, но теперь я тебя прерву».

freepic.diller/Freepik
freepic.diller/Freepik

5. Привлекайте к сотрудничеству

Никому не понравится постоянно подчиняться приказам, на самом деле, это часто вызывает протест и сопротивление. Подумайте, как вы себя чувствуете, когда кто-то приказывает вам. Сотрудничаете ли вы с энтузиазмом? Вместо того, чтобы резко командовать, сохраняйте теплый тон. Когда это возможно, предоставьте выбор: «Пора идти мыться и готовиться ко сну. Ты хочешь пойти сейчас или через пять минут? Хорошо, еще пять минут никуда не торопимся». Если вам действительно нужно, чтобы что-то было сделано прямо сейчас, немедленно, сформулируйте это как команду, но сохраните тепло и сочувствие: «Мы договорились пойти домой через пять минут, и прошло уже пять минут. Я знаю, тебе хочется остаться на улице и играть до вечера, и когда ты вырастешь, ты сможешь это делать. А теперь пора идти домой. Пойдем.»

6. Сохраняйте спокойствие

Когда нас затапливает эмоциями, мы сердимся, раздражамся — дети чувствуют это, могут бояться нашей строгости, обижаться или злиться, и это мешает им услышать нас по-настоящему. Если ваша приоритетная задача — усадить всех в машину, не тратьте время и энергию на то, чтобы читать нотации о том, что надо было собираться раньше и делать, что попросили, это только еще больше расстроит всех, включая вас. Сделайте глубокий вдох, помогите найти кроссовки, рюкзак, собрать все забытое. Как только вы окажетесь в машине, вы можете попросить всех подумать, как в в следующий раз выйти из дома вовремя и что для этого сделать (без обвинений).

7. Установите распорядок дня

Режим на самом деле важен: когда в течение дня есть постоянно повторяющиеся рутинные дела, будет меньше возможностей для борьбы за власть и меньше необходимости все время командовать. Рутины — это обычные привычки, например, то, что дети делают утром перед выходом из дома (чистят зубы, ходят в туалет, собирают рюкзак, надевают обувь и т. д.) Эти пункты можно записать или нарисовать, чтобы постепенно ответственность за то, что нужно сделать, перешла к ребенку. У него появится новый навык, а ваша роль будет сводиться к задаванию вопросов: «Что еще тебе нужно сделать, прежде чем ты выйдешь из дома? Давай проверим твое расписание. Отлично!»

8. Слушайте сами

Если вы смотрите в телефон, пока ребенок рассказывает вам о том, как прошел его день, вы показываете пример, как общаются в вашей семье. Если вы действительно хотите, чтобы ребенок слушал вас, остановите свои дела и послушайте. Это займет всего несколько минут. Начните это делать, когда он еще дошкольник, и он будет готов разговаривать с вами, когда станет подростко — и вы будете рады, что сделали это.

9. Следите за пониманием

Чаще всего, когда дети не «слушают», они просто не настроились на нас. Но если вам кажется, что ребенок постоянно не понимает ваши инструкции, у него могут быть нарушения слуха, так что проконсультируйтесь с врачом.

10. Не забывайте играть

Иногда очень хочется просто один раз попросить о чем-то — и чтобы оно было сделано. Но использовать игровую форму — способ, которй работает всегда, в том числе и с детьми, которые не слушают, не реагируют, не подчиняются. Говорите от лица любимой игрушки, голосом плюшевого мишки, предлагайте немедленно превратиться в динозавров, котят или принцесс — все это помогает сохранять спокойствие и более эффективно привлекать ребенка к сотрудничеству.

Читайте также:

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок

«Говорю-говорю, а он не делает»: как помочь ребенку делать то, что вы от него хотите

Мой ребёнок врёт: что делать?

Фото: freepic. diller/Freepik

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти