«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)
0+
2:10
«Фиксики». Мультсериал (С субтитрами)
«Букварий»«Букварий»
0+
4:30
«Букварий»
«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
4:50
«Приключения Ам Няма». Мультсериал

Зачем сочинять сказки с детьми?

Очень важно вовремя понять, что ребёнок нуждается в психологической помощи. Пяти-шестилетний малыш сам не попросит родителей отвести его к специалисту, а мама и папа за чередой повседневных дел могут долго не замечать проблемы. В результате время упущено, стресс накапливается и первый визит к детскому психологу заканчивается вопросом: «А где вы были раньше?»
Оценить психологическое состояние ребенка может каждая мама. Иногда для этого достаточно… сочинить вместе сказку, где ваш малыш будет главным героем. Как это сделать правильно, рассказывает детский писатель и мама Светлана Кривошлыкова.

Светлана Кривошлыкова — детский писатель, председатель Союза детских и юношеских писателей, руководитель благотворительных проектов "Библиотекам в дар" им. Олега Жданова и "Книга в дорогу"
Светлана Кривошлыкова — детский писатель, председатель Союза детских и юношеских писателей, руководитель благотворительных проектов "Библиотекам в дар" им. Олега Жданова и "Книга в дорогу"

Психотравму у детей может вызвать даже незначительное по нашим взрослым меркам событие — случайное замечание, ссора с братом или сестрой, страшный фильм. Придумывая волшебные истории с детьми в главной роли, вы занимаетесь психотерапией, получаете возможность не только выявить и проработать страхи ребёнка, но и дать ему советы. С детьми нужно проговаривать то, что их пугает. Если на прямой вопрос они не всегда дадут ответ, то в процессе совместного сочинительства можно выяснить многое.
Начинаем! «В далёком королевстве во дворце жила принцесса (принц), которую звали (имя вашего ребёнка), в той стране всё было хорошо, но однажды случилось ужасное…» — попросите малыша предположить, что именно. Ответ расскажет о его страхах.

Может быть, во дворце появился страшный человек? Пусть ребёнок опишет его. Совершенно неожиданно может оказаться, что малыши пугает кто-то из знакомых взрослых. Расспросите: чем именно человек страшен, как пугает, чего хочет? Откуда он появляется и когда? Вызывать страх, конечно, может не только человек. Это может быть животное, а может, ваш ребенок страдает, что из его жизни исчез кто-то важный.

Цепляйтесь за информацию, которую получаете, через уточняющие вопросы дополняйте картину. В сказке мы моделируем жизненную ситуацию, фраза «случилось что-то ужасное» послужит сигналом рассказать то ужасное, что есть в жизни ребёнка.

Продолжаем сочинять сказку. Нам необходимо побороть злодея и восстановить справедливость. Основная задача истории ― при помощи приключений разобраться в том, что травмирует психику ребёнка и воздействовать на этот фактор.
Малыш сам подскажет сюжетные ходы, но иногда ему нужна помощь. Ни в коем случае нельзя осуждать, критиковать и тем более насмехаться над выдумками, какими бы нелепыми они ни казались, ведь в этот момент на языке сказки ребенок делится с вами проблемами.

Подсказывая, каким мог бы быть следующий поворот событий, предлагайте ребёнку несколько вариантов, пусть он сам выбирает, как поступить. Его выбор поможет вам лучше понять отношение малыша к ситуации: он может захотеть спрятаться или, напротив, кинуться вперёд к опасности.
Иногда ребёнок выражает излишнюю агрессию, подробно рассказывает, как уничтожить кого-то плохого. Это чувство направлено на травмирующий фактор, с которым малыш не может разобраться в жизни. Отнеситесь к этому внимательно ― выслушайте, почему он хочет уничтожить врага. Мягко подсказывайте варианты выхода из сложных ситуаций, до которых ребёнок пока не может додуматься сам. Он должен понять, что проблема решается, что это ему под силу, ведь взрослый на его стороне.
И вот финальная схватка со злодеем и триумф! Это обязательный исход, ваша волшебная история должна закончится только победой добра над злом. Герой-ребёнок проделал сложный путь, преодолел испытания и заслужил победу. Это значит, он справился с тем, что его волнует, разобрался со страхами. Раз смог в сказке, получится и в жизни! Иногда дети настаивают на плохом финале, где побеждает зло, а герой страдает или даже погибает. Вот в этом случае стоит проконсультироваться с психологом.

На подсознательном уровне ребёнок понимает, чего ему хочется и чего не хватает, но часто не может этого выразить. Игра в сказку, где он выступает главным героем, позволяет «вытащить» его внутренние проблемы. Сочиняя волшебные истории, дети раскрепощаются, особенно если родители помогают им и поддерживают.

Сказки, в основе сюжета которых лежат реальные детские проблемы, а повествование содержит подсказки, как их можно решить, помогают ребёнку расти психологически здоровым, находить нужные решения и ответы на многие вопросы.

Читайте также:

Детские страхи: бороться и побеждать

Как помочь ребёнку стать храбрее

«Буду спать с вами!» Как помочь ребёнку уйти из родительской кровати

Фото: www.freepik.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти