6 марта 2018

5 способов победить беспорядок в детской

Разбросанные игрушки, беспорядок на письменном столе — одних родителей такое зрелище расстраивает, других злит, так как отнестись к такой ситуации спокойно очень непросто. Почему ребенок так неаккуратно обращается со своими вещами? И что с этим можно сделать? Спросим у детского психолога Светланы Пятницкой.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Почему это происходит?

Все дети разные. Ваш малыш любит строить из конструктора, собирать мозаику, рисовать, то есть заниматься всеми видами деятельности неторопливо, сосредоточенно, усердно, длительно? Скорее всего, по характеру он относится к системно мыслящим, вдумчивым людям. У такого ребенка комната обычно поделена на четкие зоны: тут играют в одно, а тут — в другое. За столом мы только рисуем, книжный шкаф — исключительно для книг, ковер — для игры с конструктором и возведения сооружений из кубиков.

Я знаю детей, которые любят прибираться. Они с удовольствием сортируют в один контейнер красные машинки, в другой — желтые, в третий — роботов, в четвертый — динозавров, и не остановятся до тех пор, пока не положат вещь на ее законное место. Во время уборки такие дети восстанавливают свою внутреннюю гармонию, нормализуют эмоциональный фон. Зачастую они не лягут спать, пока не расставят фигурки слонов от мала до велика в строгом порядке.

А есть дети, которые всех буквально «строят», они организуют и преобразовывают пространство вокруг себя, но уборка для них — пытка. У таких детей книжный уголок быстро превращается в гараж, а в шалаше разворачивается стройка века. Их основное правило: «Никаких правил!» Такие ребята очень любят воплощать свои задумки сходу, в миг, когда их настигло вдохновение. И для этого они берут все необходимые материалы. Бруски для создания башни? Это скучно! Неважно, что сверху будет красоваться папин ботинок, а не звезда, главное, что задуманное воплотилось в жизнь! Они готовы потратить всю свою энергию, чтобы реализовать идею.

И тут вы входите в комнату с возгласом: «Что ты наделал?» Как это влияет на ребенка? Нескольких таких случаев вполне хватит для того, чтобы маленький воображариум медленно, но верно сник и постепенно и вовсе отказался от своих затей. Когда весь его запал был потрачен на блестящую задумку и ее первоклассное воплощение, какой разговор может быть об уборке? На нее просто нет сил и, по правде говоря, желания. Пик работоспособности малыша пришелся на игру. А сейчас у него есть ресурс только на то, чтобы полежать и послушать, как вы восхищаетесь им.

Такие дети — лидеры, генераторы идей, всевозможных оригинальных решений и воплощений. Но никак не те, кто с азартом воспримет вашу просьбу об уборке, особенно если она прозвучит в приказном тоне.

Как реагировать родителям?

Если родитель или оба склонны к педантизму, любят порядок и чистоту, если им важно, чтобы квартира сверкала и сияла, им будет непросто договориться с ребенком о поддержании порядка в детской. Но выход есть!

Поощряйте стремление малыша помочь с уборкой

В три года ребенок очень хочет проявлять самостоятельность, показать, что он многое умеет не хуже взрослого. Приветствуйте его желание поучаствовать в наведении порядка. Давайте возможность проявлять свои умения. Пусть протирает пыль, сметает крошки, моет посуду, режет овощи так, как умеет. Главное — проявить уважение к этому желанию и поощрить пробудившиеся проявления самостоятельности. Ребенок не может просто встать в один день с кровати с желанием мыть за собой посуду и пылесосить ковер в своей комнате. Мы приучаем его ко всему постепенно, учитывая интересы и возможности.

Предоставьте ресурсы

Если вам важно, чтобы был хотя бы визуальный порядок, купите симпатичное мусорное ведро и поставьте его под стол ребенка. Введите правило бросать обрезки бумаги, огрызки от яблок и прочий мусор туда. Заведите непрозрачные контейнеры или ящики, в которые малыш сможет складывать конструктор, игрушки, атрибуты игр. Магазины товаров для дома вам в помощь.

Мотивируйте, играя

Придумывайте разнообразные способы мотивации на уборку. Тут стоит проявить изобретательность и смекалку. Два раза один и тот же способ вряд ли вдохновит детей.

Игра «Мусорный король». Скажите ребенку: «Кажется, король Мусор завладел нашими землями. Он поработил своим хламом и мусором каждый участок земли. Неужели мы так просто сдадимся и зарастем пылью? Ну уж нет! Мы объявляем тебе бой! Сдавайся, или проиграешь! Король Мусор, я сражусь с тобой не одна, у меня есть помощники! Орудия, к бою!» После этих слов выдайте ребенку тряпку, а остальным членам семьи — швабру, совок.

Игра «Хитрый глаз». Родитель загадочно трет место выше бровей и шепчет: «Кстати, а я тебе говорила, что у меня есть очень хитрый глаз, который не видят окружающие? Он обладает суперсилой: способен видеть вещи, которые лежат не на своих местах. Не веришь? Разве этот носок на месте? А эта книга? И вот этот мишка лежит под кроватью. Давай вернем каждую вещь на свое место! Иначе этот глаз так и будет чесаться и не даст мне играть с тобой!»

Игра «Песочные часы». Купите в аптеке песочные часы, переверните их и скажите: «Спорим, мы успеем убрать игрушки до тех пор, пока не пересыпятся песчинки? Время пошло!»

Игра «Кто быстрее?». Дети 6−7 лет любят соревнования. Это нам на руку, применяем на практике: «Кто быстрее уберет мусор: ты или я? Ты — в комнате, я — на кухне, папа — в коридоре. Три, два, один, начали!»

Хвалите

Поощрение — важное условие продуктивного труда. Ведь на любимой работе вы получаете не только удовольствие, но и зарплату, верно? Нет, я не предлагаю вам платить ребенку за его труд. Такой прием чреват тем, что ребенок, получая за каждый вынос мусорного пакета 10 рублей, однажды, когда пакетов окажется сразу два, потребует уже 20 рублей. И впоследствии палец о палец не ударит без материального вознаграждения. Важно донести до малыша, что мы все живем в этом доме, значит, дружно принимаем участие в поддержании чистоты. А тот, кто особенно старается, достоин похвалы и поощрения.

Можно применять творческие навыки. Например, изобразить алгоритм уборки при помощи нескольких картинок, которые вы демонстрируете ребенку в определенной последовательности. Первая картинка — стол, то есть начать надо с того, чтобы смести крошки со стола с помощью тряпки или щетки. Затем вторая — пол и веник, то есть теперь нужно подмести пол.

Среди картинок вставьте ту, где изображено мороженое/кинолента/игра в мяч, то есть награда за труды. Предложите: «А сегодня ты устанавливаешь очередность действий». Например, ребенок располагает картинки так: уборка игрушек — книга, то есть совместное чтение, мытье полов — чай. Храните такие картинки в отдельном сундучке. Пусть предстоящий труд для ребенка будет сопряжен с неким сюрпризом. Убираться надо, это бесспорно, но полезно внести в рутинный процесс элемент новизны и чего-то душевного.

Разделите ответственность и проявите терпение

Чем старше ребенок, тем больше ответственности мы возлагаем за уборку в его пространстве на него. Поговорите о том, кто какой смысл вкладывает в понятия «порядок» и «беспорядок». То, что для вас жутко, для него — гармония или, наоборот, толчок к новому видению возникших идей. Отнеситесь с уважением к тому, что у вашего ребенка может быть другое представление о чистоте и порядке.

Подумайте сообща, как он может поддерживать чистоту. Если ему комфортно пребывать в творческом беспорядке, подарите ему возможность жить в этом процессе. Но помните: то, что для человека спонтанного хорошо, для человека системного — зло. Аккуратному малышу, который привык складывать свою одежду на стул в определенном порядке, будет непросто смириться с тем, что мама «вся такая внезапная, противоречивая вся», и каждое утро начинается с переворачивания дома с ног на голову в поиске нужных вещей.

Вы часто предлагаете навести порядок в вашем личном пространстве другим людям? Вам важно, чтобы ваши книги стояли именно так — по цветам корешков/по размеру/по алфавиту/в понятной только вам логике? Если ребенок уверяет, что его все устраивает, задумайтесь, почему это выводит из равновесия вас. И если все дело исключительно в вашем восприятии, медленно делайте вдох через нос на счет 7, выдох через рот — на счет 11 (3−5 раз), закройте дверь в его комнату, уважая право жить так, как ему хорошо. Если у ребенка нет своей комнаты, выделите ему уголок, где личное пространство будет соответствовать его представлениям о балансе и гармонии.

Не наводите порядок сами: есть вероятность, что ребенок не сможет найти именно то, что ему срочно понадобилось прямо сейчас. А это может стать поводом для конфликта.

Будьте последовательны, относитесь к проявлениям характера ребенка с уважением, и пусть разбросанные игрушки, как и ваше недовольство беспорядком, станут чем-то очень редким.

Читайте также:

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка

Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему

Фото: FamVeld/George Rudy/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
2 июля 2019
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
Почему все мамы в мире одинаково быстро откликаются на детский плач? Все дело в наших нейронных связях!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
Родился летом? Ищи друзей!
24 июня 2019
Родился летом? Ищи друзей!
У детей, которые родились в июле и августе, будет меньше друзей, чем у их «осенних» и «зимних» сверстников.
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.