29 мая 2019

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Что такое толерантность? И почему мы должны быть терпимее по отношению друг к другу и обязательно научить этому детей? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Как замечательно, что никто не должен ждать, но может начать прямо сейчас, чтобы постепенно изменить мир», — написала голландская девочка Анна Франк в 1944 году перед смертью.

Её дневник — один из наиболее известных и впечатляющих документов об ужасах фашизма. Он сделал имя девочки знаменитым на весь мир. И стал ещё одним серьёзным поводом задуматься о нетерпимости к различиям друг друга.

Одно из определений толерантности, прописанное в «Декларации принципов толерантности» 1995 года, звучит так: «Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Эту декларацию подписало 185 стран, в том числе Россия. После страшных войн, через которые прошла наша страна, мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и жили в мирное время.

Мир различий

Наши дети живут в мультикультурном обществе: в одной группе детского сада и школьном классе могут оказаться дети всех оттенков кожи и разного вероисповедания. Некоторые родители приветствуют это разнообразие, кому-то сложно иметь с этим дело, особенно если родители в своем детстве жили в довольно однородной среде. Тогда люди, не похожие на них, могут восприниматься как неправильные и пугающие.

Трудно нам или легко, но наши дети должны быть подготовлены к тому, что им предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они учат иностранные языки, ездят в другие страны, любят японскую или узбекскую еду, носят китайские и корейские вещи. Успешность в жизни всё больше зависит от возможности ценить достоинства других людей и работать в мультикультурной команде. Хотя часто сегодняшние дети гораздо более продвинуты в принятии человеческих различий, чем их родители.

Толерантность означает позицию открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим.

Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи. Терпимость во многих отношениях противоположна предрассудкам. Толерантность — это компромисс. И нам придётся делать над собой некоторое усилие, чтобы допустить, что люди могут иметь другое, отличное от нашего мнение, другой стиль жизни, верить во что-то иное, нежели мы. Но это не значит, что мы должны принимать любое поведение: неуважение или нанесение обид другим людям, подлость или травля, поведение, которое нарушает социальные правила, ложь или воровство. Терпимость — это принятие людей такими, какие они есть, а не их плохого поведения.

Как учить толерантности

  • Дети, особенно маленькие, учатся, подражая родителям. Поэтому обратите внимание на своё отношение к культурным стереотипам. Демонстрируйте уважительную позицию к другим. Помните, что дети всегда слушают.
  • Не шутите на этнические, религиозные и гендерные темы. Хотя шутки кажутся безобидными забавами, вы увековечиваете стереотипы. Не поддерживайте попытки ребёнка остроумничать на эти темы, разговаривайте о небезобидности таких насмешек.
  • Установите правило: этническая принадлежность человека не может стать причиной для отвержения или поддразнивания.
  • Приносите в дом книги, игрушки, музыку, искусство и видео, отражающие разнообразие культур. Конечно, СМИ и поп-культура оказывают сильное влияние на детей. Укажите и поговорите о несправедливых стереотипах, которые нас окружают.
  • Честно отвечайте на вопросы детей о различиях. Можно замечать и обсуждать различиях между людьми, но до тех пор, пока это делается с уважением.
  • Признавайте и уважайте различия во взглядах на жизнь в вашей собственной семье. Спрашивайте мнение ребёнка по разным вопросам. Демонстрируйте признание различных способностей, интересов и стилей ваших детей. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
  • Помните, что толерантность не означает терпимость к неприемлемому поведению.
  • Помогите своим детям чувствовать себя хорошо и уверенно. Дети, к которым плохо относятся в семье, часто так же относятся к другим людям.
  • Дети, которых ценят и уважают, с большей вероятностью отнесутся к другим с уважением.
  • Дружите с другими семьями, которые отличаются от вас религиозными взглядами и национальностью. Дайте детям возможность играть с ребятами, которые отличаются от них.
  • Узнавайте о праздниках и религиозных обрядах, которые не являются частью традиций вашей культуры. Найдите возможность поучаствовать в этом с ребёнком или даже организовать такой праздник самим.
  • Рассказывайте о семейных традициях вашим детей и другим людям, которым это может быть интересно.
  • Спросите детей, попадали ли они когда-нибудь в беду из-за чего-то, что сделал другой человек, и как они себя чувствовали. Обсуждайте, каково это — быть несправедливо обвинённым, приводите примеры из российской или мировой истории.

Читайте также:

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Инклюзия — это норма: как и зачем мы должны преодолеть социальный барьер

3 истории о том, как живут дети с аутизмом в разных странах

Фото: iordani, Olesia Bilkei/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.