Улица, лифт, дачный пляж… Какие важные правила должны соблюдать дошкольники и младшие школьники, чтобы избежать действительно опасных ситуаций? Рассказывает специалист по безопасности и автор книг Сергей Киселёв.
С какого возраста можно и нужно говорить с ребенком о правилах безопасности? С чего и как лучше начать этот разговор?
С момента, когда ребенок идет в детский сад в 3−4 года.
Начать можно с градации всех людей на «зелёных» (самых близких: мама, папа),«жёлтых» (знакомых, но не самых близких: воспитатели, друзья
Какой минимум информации должен знать для своей безопасности малыш 4−5 лет?
Для малышей-дошкольников необходимо следующее:
- Всегда сообщать, если он хочет куда то пойти, что-то взять или сделать.
- Знать о добре и зле, о плохих и хороших людях, о своих и чужих.
- Помнить наизусть домашний адрес, номера телефонов родителей и, в идеальном случае, двух доверенных лиц. Либо иметь при себе листок с номерами телефонов родителей.
- Рассказывать родителям, если кто-то его просит держать что-то в секрете, запугивает, предлагает угощения, подарки, общение с животными, приглашает в гости.
- Уметь говорить «нет», «мне нельзя говорить с незнакомыми».
- Уметь закричать «чужак» на улице и «пожар» — в подъезде.
- Знать, что делать, если потеряется в людном месте.
- Знать, что нельзя подходить к чужим автомобилям, если его подзывают.
- Понимать, где находятся безопасные и опасные места на улице.
- Знать, что нельзя уходить из детского сада с кем-то, кроме родителей и заранее оговоренного круга лиц.
А как насчет младших школьников?
У школьников ответственности, естественно, побольше.
- Не открывать дверь посторонним. Если за дверью незнакомец, спросить, кто там, и сказать, что родители скоро будут. После чего позвонить одному из родителей.
- Не заходить в лифт с мужчинами. Если ребенок уже у лифта, то при появлении постороннего мужчины необходимо отойти на несколько шагов назад, к выходу на улицу.
- Если человек предлагает войти в лифт вместе, сказать: «Я жду маму (папу). Поезжайте без меня». Если человек настаивает или приближается — быстро на улицу и бежать к любой женщине, к группе людей или в безопасное место (магазин, аптека, станция метро, автобусная остановка).
- Не отвечать на звонки с неизвестных или скрытых номеров.
- В ответ на любое предложение по телефону отвечать, что родители сейчас заняты, и спрашивать, куда перезвонить.
- Уметь пользоваться SOS-смс и функцией голосовой почты.
- Всегда сообщать родителям, куда идет, где находится и во сколько вернется.
- Не выполнять поручений посторонних.
- Не садиться в машину даже к знакомым без предварительного звонка родителям.
- Знать безопасные и опасные места на привычных маршрутах. Выбирать безопасный путь.
- Не уходить с незнакомцем и звонить родителям, даже если это незнакомец в униформе.
- Знать о том, что уловки злоумышленников могут быть разными: поощрение, порицание, обещания, просьба о помощи, привлечение внимания с помощью домашних животных, угощений.
- Уметь отказываться от любых подарков посторонних.
- Не пользоваться на улице и в людных местах дорогими гаджетами.
- Рассказывать родителям о подозрительных ситуациях, людях, звонках, сообщениях в интернете, фотографиях, вопросах, предложениях заработать. И делать это, даже если что-то необычное случилось с другом, одноклассником, подругой в Интернете.
Весна, лето — время прогулок, пикников и праздников на открытом воздухе. На что сейчас стоит обратить особое внимание?
Изучить, как выглядят клещи и как одеваться, чтобы они не добирались до паха, подмышек и шеи. Разобраться, что делать, если клещ присосался.
Изучить, чем опасен и как выглядит борщевик, избегать любого контакта с этим растением.
Никогда не убирать на ходу вторую руку с руля электросамоката, всегда притормаживать перед стыками дорожных покрытий.
А если ребенок собирается провести несколько недель вдалеке от родителей (в лагере, на даче)?
Нам нужно получить перед такими поездками 10 «да» на простые вопросы о безопасности ребенка.
1. Он хорошо умеет плавать?
2. Знает, по каким признакам понять, что человек тонет, умеет спасать и спасаться?
3. Различает конфликт и травлю, знает, к кому и как нужно обращаться при буллинге?
4. Умеет защитить себя вербально и невербально при конфликтах?
5. Понимает, какое обращение к вожатым является «стукачеством», а какое — спасением?
6. Понимает механику действия препаратов, никотина, солевого никотина и спирта на организм?
7. Умеет твердо отказывать: «нет», «это не для меня», «не интересует», «мусорка вон там»?
8. Знает признаки отравлений, ожогов, тепловых и солнечных ударов?
9. Отличает ядовитые растения и грибы?
10. Знает, как выглядят клещи, умеет осматриваться и понимает, что делать при укусе?
О чем родители забывают сказать, что упускают?
Мы забываем, что ребенок повторяет то, что видит!
Родителям нужно соблюдать все правила безопасности самим: пристегиваться в машине, не курить, не переходить на красный и ездить на электросамокате в шлеме. Дети смотрят — дети делают!
Интересно прочитать
Сергей Киселёв, Ангелина Лисицкая: «Азбука безопасности»
Зверята в сказочном лесу, как и обычные дети, ходят в школу, гоняют в футбол, катаются на самокатах, играют и помогают друг другу. И каждый день сталкиваются с непростыми ситуациями, в которых важно сохранять осмотрительность и действовать правильно. Запоминать важные правила безопасности вместе бельчонком Рыжиком и его друзьями любому дошкольнику будет легче и интереснее.
Читайте также:
Те ещё цветочки: опасные растения, которые лучше заранее показать ребёнку