«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Буллинг в детском саду. Травля или просто игра? 



Ребёнок пришёл из садика мрачный, коленки грязные, на волосах что-то липкое. Неужели его обижают в детском саду? Или показалось? Что делать, если у родителей есть такие подозрения, рассказывает психолог Светлана Филяева

Фото: Kzenon/Shutterstock
Фото: Kzenon/Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

Истории про токсичное общение в детском садике, травлю — совсем не редкость в моей практике. Такие обращения бывают часто. Поэтому так важно, чтобы у родителей было больше информации: нередко к психологу приходят уже тогда, когда ребенок травмирован и ситуация запущена.

Так что давайте четко сформулируем: травля случается не только в школе, в детском садике она точно так же может быть частью повседневной жизни.

Какие формы принимает буллинг в детском саду?

1. Физическое воздействие. Да, маленькие дети не дерутся так, как подростки. Скорее, будут толкаться или щипаться. На лице, руках часто появляются синяки, кровоподтеки, царапины, и не один-два раза, а регулярно. Заметный признак — порванная одежда, сломанные застежки, вечно испачканные куртка и брюки.

2. Социальная изоляция. Обычно есть какой-то зачинщик, который придумывает: «Мы с ним не будем играть». Почему? Выбирается любой признак, по которому ребенок отличается. Потому что «толстый», в очках, слишком высокий, слишком маленький, другой национальности. Что угодно. А иногда, просто потому что новенький: вот и иди отсюда. Ребенка не бьют, но на прогулке, в группе он сидит где-то в углу.

3. Вербальная агрессия. Другие дети обзываются, придумывают обидные прозвища. Опять же, могут привязаться к какой-то индивидуальной особенности (что-то не то с речью, пухленький) или просто к имени (коверкают, придумывают обидную рифму). Частая история — агрессия по отношению к родителям ребенка: «Да у тебя мама дура, бабушка в лохмотья одевается».

Советую обращать родителям внимание на 3 момента:

  • В каком настроении ребенок приходит чаще всего из садика?
  • В каком состоянии его одежда, его игрушки?
  • Что он цитирует? Что он рассказывает про других детей? Появляются ли новые слова, которые могут вас насторожить?

Фото: Kyrylo Ryzhov/Shutterstock
Фото: Kyrylo Ryzhov/Shutterstock

Если у ребенка время от времени плохое настроение, это нормально.

Если иногда дерется, иногда приходит в грязной одежде, это нормально. Конфликты — это часть нашего общения.

Если ребенок иногда приносит плохие слова, это тоже норма. Это часть детского общения, развития, узнавания мира.

В дошкольном возрасте дети активно учатся коммуникации, поэтому в обычной детсадовской жизни чередуются игры и драки, меняются друзья, вспыхивают и гаснут ссоры. И всё это нормально.

А вот если ребенок у вас чаще всего подавлен, печальный или агрессивный, срывается дома на брата или сестру, на домашних животных, портит игрушки? Если он регулярно приходит в синяках, испорченной одежде, то и дело ругается, то это может говорить о скрытой травме, о постоянном негативном токсичном эмоциональном воздействии, которому ребенок подвергается в садике.

Но он не знает, не умеет, не понимает, как об этом рассказать.


Что делать родителям?

Если у вас серьезные подозрения, что ребенок находится в токсичной ситуации, начинайте собирать информацию.

Попробуйте поговорить с ним, чтобы понять, что происходит. Не давите, не наседайте. Не факт, что ребенок сразу расскажет: если ситуация затянулась, он уже как-то к ней приспособился и будет бояться перемен. Да и сформулировать ему непросто. Вы можете начать разговор через книгу (ниже будет список), начать обсуждать ситуацию, героя и слушать, что и как говорит ваш ребенок.

Предложите нарисовать день в садике. Это может добавить деталей, показать, на что обратить внимание: на рисунке кто-то может драться, кричать, под кроватью в садике может притаиться монстр. Хороший вариант — задать тему рисунка «Как вы сегодня играли в группе», «Наш тихий час».

Нужно пообщаться с воспитателем, родителями других детей, с психологом. Если вас не удовлятворяют ответы воспитателя («Да Маша просто сама не хочет ни с кем дружить!»), идите к заведующему. Может быть, он предложит хорошие варианты: встретиться всем вместе и поговорить с садовским психологом, перевести в другую группу. Если понимаете, что вас не слышат или не хотят слышать, советую всё-таки перевести в другой сад. да, это может быть неудобно. Но спокойствие ребёнка важнее.

Фото: Ana Blazic Pavlovic/Shutterstock
Фото: Ana Blazic Pavlovic/Shutterstock

Почему нельзя оставить всё как есть?

«Сами разберутся!», «перерастут», — такие аргументы можно встретить часто. Но прислушиваться к ним не советую.

Запомните: когда ребенок находится в ситуации травли, это сказывается на самооценке. Он будет считать, что и не заслуживает хорошего отношения, успеха, что ему не надо высовываться. На консультации приходят взрослые клиенты, которые много лет живут с таким внутренним «знанием».

К чему ещё может привести такая травма? К нарушениям сна, расстройству пищевого поведения, боязни социума.

Нам трудно представить себе, как ребенок напряжен, когда идёт в садик, где его не принимают. Это очень тяжелый груз, который приводит и к неврозам, с которыми потом долго приходится работать .

Если вы видите, что ребенок травмирован, даже если в садике уже предпринимаются положительные меры, нужно показаться психологу, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции, мог получить психологическую поддержку, а родители — рекомендации, как работать с последствиями травмы.

Книги для профилактики буллинга

Я отобрала книжки-картинки для дошкольников, которые помогут осознать, что мы все разные, дадут ребёнку понимание, что он может делать с другим, а что — совершенно недопустимо.

Даже если у вас нет никаких подозрений и ребёнок ходит в прекрасную группу, всё равно важно заняться профилактикой буллинга, подготовить любого дошкольника: такие ситуации могут возникнуть в любой момент. И ваш ребёнок может оказаться в любой роли:

  • оказаться агрессором. Попробовал — получилось, и это «прикольно», привлекает внимание, такое поведение легко фиксируется.
  • стать жертвой, растеряться и не знать, что делать. Плюс дети часто воспринимают ситуацию, как данность. Ему говорит: ты толстый. И он считает, да, наверное, я плохой и правильно, что другие не хотят со мной играть. Он внутренне соглашается и живёт с этой установкой.
  • быть свидетелем, не участвовать напрямую в травле, не быть активной стороной, но наблюдать, когда кто-то кого-то колотит, портит вещи, оскорбляет. Быть свидетелем — это тоже травмирующая ситуация. Ребенок приучается, что так устроен мир, так можно поступать, он начинает бояться привлечь к себе внимание, начать чем-то отличаться от других. Очень часто мне рассказывают, как жалко того, кого обижают, но страшно выступить в защиту. Такой ребенок тоже находится в ситуации эмоционального дискомфорта.

Поэтому я собрала книжки, которые полезно читать всем для профилактики травли.

1. «Моя большая» Сибий Делакруа — история про очень высокую девочку. Она быстро стала выше других детей: «Часто Элиза витает в облаках, а всё потому, что она большая. Очень большая». Мы как будто бы смотрим на мир глазами этой большой девочки, смотрим поверх голов. Эта книга, конечно, — вообще про то, что мы физически отличаемся. Ростом, весом, цветом глаз, манерой разговаривать. Она, безусловно, учит эмпатии, как быть таким ребенком и как принимать в себе то, чем ты отличаешься от других и как это беречь.

2. «Не хочу быть белкой!» Оливье Таллека. Вот белка: хвостик, мех, ушки. И вдруг белка смотрит на свое отражение и решает, что не хочет больше быть белкой. И решает стать бобром. Сначала всё нравится, а потом оказывается, что бобры много работают и ноги у них вечно мокрые. Попробовать стать оленем? Но оленю приходится прятаться от хищников, нужно много бегать. Дальше белка пытается быть ежом, филином, лягушкой, даже виноградной улиткой. И возвращается к тому, что надо стать… белкой!

Что напоминает эта история? Уже в детском саду часто кажется, что у кого-то что-то лучше. Один отлично играет в мячик — вот бы мне так! У кого-то красивые волосы — хочу такие! Это книга про самооценку ребенка, про ощущение своей ценности, индивидуальности. Она очень смешная, и тут хорошая подсказка: не нужно все время разговаривать с ребенком слишком серьезно и все его жалобы воспринимать драматично. Иногда можно вместе посмеяться.

3. «Квадратный тигр» Вали Филиппенко. Однажды Колька шёл по двору и увидел нарисованного тигра: квадратная голова, прямой хвост. Этот рисунок вдруг ожил и попросился пойти с мальчиком. В зоопарк его не взяли, а на улице он больше не может. Вот Коля и привёл его домой, Тут появляется фигура взрослого -- мамы-художницы. И та предлагает сделать тигра… овальным. Так что книжка и про то, что все мы где-то квадратные, и родителям это бывает сложно принять.

4. «Мишка Коди находит друга» Джареда Каллума. Важная история о том, как найти друга. Тут такой трогательный и красивый комикс про дружбу огромного медведя и девочки, которая очень застенчива и ей сложно разговаривать со взрослыми. Ребенку-интроверту сложнее контактактировать, если он находится в условиях социальной изоляции. Книга о том, как здорово, когда вы совсем не похожи и можете что-то друг другу дать.

Поскажите, помогите присмотреться. Ребенку можно сказать: необязательно дружить со всеми. Кто тебе нравится? С кем хотелось бы поделиться игрушками. Если у ребенка есть один друг в группе, это решает очень много психологических проблем.

Полезная книга-практикум «Что такое личные границы. Учим ребенка говорить „нет“» Джейнин Сандерс. Она очень простая, эта книжка-картинка. Она и о том, что мы все разные. Здесь есть примеры разных ситуаций и советы, как себя можно вести и что сказать.

Совет из книги: есть люди из ближнего круга ребенка, значимые взрослые. Если с тобой или рядом с тобой происходит что-то плохое, надо прийти к кому-то из них и рассказать о некомфортной ситуации. Это простой совет, но повторить его никогда не будет лишним.

Читайте также:

«Они дрались, а я смотрел». Ребенок стал свидетелем агрессивного поведения: что делать?

«Незаметный» буллинг: 6 шагов к тому, чтобы ребёнок не стал жертвой

Мама, я в стрессе! Как язык тела расскажет о том, о чём ребёнок молчит

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти