20 февраля 2019

Зачем нам обниматься?

Прикосновения являются одним из основных средств общения между родителями и детьми. Каждое прикосновение — это не только удовольствие, но и большая, неосознаваемая работа всего нашего тела и мозга, информационная нагрузка на наши рецепторы и чувства. Приятно, когда обнимаешь плюшевого медведя, а уж если любимого тобой тёплого человека, то можно растаять от нежности! Почему так важны прикосновения для детей любого возраста, рассказывает эксперт «О!», детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Начиная с рождения, дети прикасаются к родителям и родители прикасаются к детям раннего возраста от 33 до 61% от общего времени, в течение которого они находятся рядом (Стака и Миура, 1990 г.). Понимаете теперь, почему у мам часто случается «овертачинг», или тактильная перегрузка? Она проявляется обычно так: «Не трогайте меня, ну, пожалуйста, хотя бы полчаса». А ребёнок нуждается, чтобы его держали и трогали с самого первого дня жизни, потому что для младенца это практически основной способ познания мира. Именно из-за отсутствия прикосновений больше всего страдают малыши в Домах малютки, ведь прикасаясь к чему или кому-либо, ребёнок активно развивается.

У большинства мам есть встроенный биологический механизм: при прикосновении к ней детей она начинает нагреваться как индукционная печь. Так работает гормон окситоцин, связанный с привязанностью, поэтому рядом с мамой мгновенно становится очень тепло.

Мамы малышей часто жалуются на то, что дети требуют всё время находиться на руках у родителя, и на это есть одна серьёзная причина: ребёнок очень умный, он уже знает, где ему лучше всего. Родителям не всегда просто это выдерживать, но если вы понимаете, что на руках ребёнок развивается активнее, поскольку он имеет намного больше сенсорных ощущений, чем лёжа в коляске или кроватке, то перенести такое психологически легче. Исследователи предполагают, что нежные прикосновения родителей ведут серьёзную работу — от стимулирования здорового развития новорожденного до формирования мозга ребенка в дальнейшем.

У многих животных прикосновения обеспечивают связь с эмоциями и являются сигналами, которые связывают родителя с ребёнком. Для новорожденного любовь родителей может быть так же важна, как и молоко. В знаменитых экспериментах Гарри Харлоу в 1950-х годах на молодых обезьянах было показано, что детёныши обезьян, разлученные с мамами, цепляются за мягкого манекена и проводят с ним время в прикосновениях, даже если получают молоко в другом месте.

Спустя годы после этого учёные из Германии и Сингапура попытались понять, как влияет получение большого количества нежных ласк на человеческий мозг и можно ли это измерить.

«Мы исследовали, влияют ли родительские прикосновения на детей, помимо социальных связей, и оказывают ли они влияние на функционирование развивающегося мозга», — пишут Йенс Брауэр, Аннетт Ширмер и их коллеги.

Экспериментаторы собрали около 40 детей в возрасте 5 лет и их мам и попросили пары поиграть с игрушками в течение 10 минут, а сами наблюдали и подсчитывали, сколько раз матери касались своих детей и как часто дети касались своих матерей. Пару дней спустя они просканировали мозг каждого ребёнка, находящегося в состоянии покоя, чтобы увидеть характер его активности. Учёные сосредоточились на «социальном мозге»: сумме нейронных сетей, которая заставляет нас иметь дело с человеком иначе, чем с предметами. Это происходит, когда мы ведём себя социально, интересуемся другими людьми и пытаемся увидеть мир глазами другого человека, то есть проявляем эмпатию. В конечном итоге получилось, что активность мозга в этих сетях была сильнее у детей, к которым матери чаще прикасались.

Полученные результаты основаны не только на оценке 10-минутного интервала, но учёные предположили, что более тактильные матери стимулировали развитие мозга ребёнка с момента рождения, а не за время эксперимента. Эти цифры хорошо согласуются с данными, которые показали животные.

Прикосновения к ребёнку дают ему представление о своём собственном теле, помогают сформировать так называемый образ тела. Какое оно, моё тело, как оно устроено? Если родители, поглаживая ребёнка, пропускают какую-то часть тела, например, область гениталий, или выделяют её каким-то другим способом, это даёт малышу искажённое представление о его теле, что какой-то части будто бы у него нет или она обладает какими-то непонятными характеристиками.

До года малышам нужны контакты кожа к коже, поглаживания, поцелуи, ношение на руках, и это обычно приятно обеим сторонам. Если мама чувствует «овертачинг», это нормально. В такой момент важно найти свой способ восстановления: погулять по парку, пообщаться в кафе с подружками, купить что-то нужное, почитать книгу или сходить в кино, передав на один-три часа заботу о ребёнке другим родственникам. Примерно после года добавляются прикосновения в активных играх, качании, подбрасывании и других двигательных стимуляциях, а прямой контакт с малышом может стать чуть меньше.

Часто родители замечают, что ребёнок в возрасте около трёх лет начинает отказываться от близкого контакта, может отодвинуть родителя, просит не обнимать его или не целовать в какой-то момент времени. Порой это вызывает у родителей недоумение, а некоторые даже начинают стыдить малышей, требовать подойти поближе, поцеловать и обнять. Но вы сами прекрасно знаете, что бывают в жизни моменты, когда хочется, чтобы вас никто не трогал, хочется побыть в своём теле «без компании», чтобы сосредоточиться и сделать важные дела, а не растекаться от нежности. Для формирования собственного «образа тела» важны не только прикосновения, но и понимание границ своего тела: здесь я, а здесь уже другой человек. Таким образом формируется и представление о границах между собой и людьми, понимание своих желаний и нежеланий.

Многодетные мамы часто начинают испытывать желание родить ещё одного ребёнка, когда младший приближается к трём, поскольку он хочет иметь право сам распоряжаться своим телом: может хотеть мыться сам, спать сам в своей кровати, не всегда хотеть обнимашек. В таком случае важно поддерживать его самостоятельные проявления — человек растёт и развивается, ему становятся важнее свои «личные дела» по строительству Лего, рисованию или сюжетным играм. Разрешая своему ребёнку говорить «нет», вы позволяете ему учиться противостоять навязыванию чужих требований, учиться говорить «нет» возможному насилию в жизни и понимать, что это — насилие.

Предлагайте объятия и прикосновения своим детям, но не настаивайте на них. Соглашайтесь, когда ребёнок прибегает за обнимашками к вам, будьте с ним столько, столько надо ему: у малыша в это время подзаряжается внутренняя батарейка, а вы — его аккумулятор. Чуть погодя он уйдёт, и вы будете восстанавливаться своими взрослыми способами, а вот у ребёнка наработанных способов пока мало, главный из которых — прижаться к маме или папе и почувствовать себя в полной безопасности.

Дети, в семьях которых было много нежных прикосновений к ребенку путём поглаживания, держания за руку, щекотки, объятий, поцелуев, обниманий по желанию ребёнка, оказывались менее склонны к депрессии в будущем, имели более устойчивую самооценку и удовлетворяющие их отношения с романтическими партнёрами в юности и старшем возрасте. Позитивные прикосновения между родителями и детьми оказывают долгосрочное влияние на физическое и психологическое развитие детей, на их здоровье и на то, какие отношения в дальнейшем будут между родителями и детьми. В общем, обнимайтесь тогда, когда всем хочется, и не бойтесь, что избалуете!

Читайте также:

Один дома: в каком возрасте ребёнок готов оставаться без взрослых?

3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками

«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z

Фото: Robert Kneschke, Natalia Lebedinskaia, rodimov/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
15 апреля 2019
5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям
Что может быть лучше, чем бегать на свежем воздухе вместе с друзьями!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.
6 причин, почему наши дети не любят читать
2 апреля 2019
6 причин, почему наши дети не любят читать
Разбираем сложную тему с детским психологом.