8 октября 2019

Домашняя работа: как решить проблемы с уроками

Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа»: читайте полезные советы от учителя.

Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников
Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников

Среди проблем, возникающих у младших школьников при выполнении домашней работы, есть безусловные «лидеры» по массовости и распространённости. Но преодолеть их можно, если знать правильные решения! Разберём разные варианты. Итак…

Родительская боль — несамостоятельность ребёнка

Сам он не садится за выполнение домашнего задания. Возможные причины — лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим.

  • За уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жёстко пресечь все детские «хочу» — «хочу пить» (в десятый раз!), «хочу яблоко» и прочее, — объяснив, что сначала следует делать то, что надо. Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь — будет и яблоко, и питьё». Приучайте к этому ребёнка и будьте последовательны.
  • Можно поставить таймер, будильник, сигнал которых будет раздаваться в одно и то же время и означать, что пора садиться за уроки. Такой механический сигнал очень помогает родителям, снимая с них «вину». Это не любимая мама заставляет работать, оставив игрушки, а нечто механическое. Через два-три месяца у ребёнка появится привычка садиться за домашнее задание в определённое время, и режим не будет вызывать у него негативных эмоций. В доме должна быть позитивная атмосфера: «Работать интересно! Я люблю свою работу! Без работы скучно!» От вас, родителей, должны исходить только положительные эмоции: «Что тебе задали? Класс! Ты сможешь проверить себя! Какая интересная задача! Ты уже решаешь такие сложные примеры? Какой у нас золотой ребёнок! Как нам повезло!»

Ребёнок открывает учебник, а там так много всего:и задания, и вопросы, и правила… Очень хочется, чтобы любимая мама всё спланировала (как учитель планирует подачу учебного материала на уроке) — с чего начинать, как выполнять и пр. А мама не учитель, и сама часто не знает, что делать и с чего начать, как преодолеть первые трудности…
Наберитесь терпения и с первых шагов, с первого домашнего задания приучайте ребёнка планировать свою работу: делить её на этапы и определять, какое время будет затрачено на выполнение каждого. Обсуждайте план работы:
— С какого предмета начнёшь? С самого любимого? С самого трудного? С самого лёгкого?
— О! Сколько всего интересного по математике — 6 примеров, 1 задача, 1 уравнение. Как думаешь, за сколько минут ты решить 6 примеров и красиво запишешь их в тетрадку?
— Давай для самоконтроля поставим разные песочные часы — на 3 минуты и на 5 минут. Какие часы пригодятся для этой работы? Давай в учебнике карандашиком на полях разметим время.
— Как ты распланировал (а)? Три минуты на решение примеров, три — на решение задачи и три — на уравнение? Знаешь, мне кажется, что ты правильно прикинул (а). Удачи тебе!
— Сможешь написать красиво, правильно, да ещё и песочные часы обогнать — не забудь поделиться со мной этой новостью!

Писать или не писать черновик? С одной стороны, черновик — это замечательное средство, которое помогает добиться «чистых» образцовых тетрадей. Но не будем забывать, что мы говорим об учениках начальной школы. Пишут они ещё медленно, каждая буква для них — это огромный труд. Работа в черновике отнимает много времени и требует больших усилий. На чистовик сил малыша уже может просто не хватить. Черновик — это двойная работа, двойная нагрузка на ребёнка, поэтому пусть он использует черновик, только если другого выхода нет.

Страх неудачи: «У меня всё равно ничего никогда не получится!»

Ребенок не первый час проводит за рабочим столом, а домашняя работа даже не начата. Многочасовые рыдания: «У меня это всё равно никогда не получится! Я всё равно ничего не понимаю! И не пойму! Я не знаю, как это делать!»

  • Повышайте его самооценку. Хвалите за реальные, пусть пока и небольшие достижения: «Вот этот хвостик у буквы У просто замечательный!» Делайте это чаще, намного чаще, чем раньше.
  • Подойдите к учителю и попросите его больше хвалить вашего малыша. У ребёнка на каждом уроке должна присутствовать ситуация учебного успеха. И неоднократно! Есть авторитарные учителя, похвалу от которых ученик слышит раза 3 за 4 года обучения. Для некоторых детей это не так уж и важно, но тонких, ранимых детей эта ситуация может довести до того, что у них опустятся руки. Контролируйте ситуацию и не допускайте подобного.
  • Разъясните, что при приближении к цели страх исчезает. Скажите: «Важно собраться с духом и сделать первый шаг. Ты способен пройти весь этот путь!» Чтобы снять страх неудачи, покажите, какие конкретно шаги надо сделать — глаза боятся, а руки делают. Разговаривайте с ребёнком без иронии, с доброжелательной улыбкой.

Вашему малышу сейчас страшно — поддержите, ободрите его:

— ЧТО ты не можешь сделать? Открыть тетрадку? Кого попросить помочь?
— Можешь написать сегодняшнее число? А теперь так же красиво напиши «Домашняя работа». Чудесно!
— Можешь прочитать домашнее задание в дневнике? Молодец!
— В учебнике сможешь найти первое задание? А прочитать? Отлично!
— Ты видишь, СКОЛЬКО ты уже всего можешь? Да ты вообще ВСЁ можешь! Давай продолжим.

Затем переходите в планированию (см. пункт выше). И по возможности старайтесь разряжать атмосферу шуткой, анекдотом.

Ребёнок очень долго делает уроки? Это может быть усталость!

Проанализируйте, когда ваш ребёнок делает домашнее задание.

  • Ваш малыш почти всегда садится за уроки не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждёт маму с работы). Срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку. После 6 часов вечера ребёнок и домашнее задание — явления почти не совместимые.
  • Он учится во вторую смену и выполняет домашнюю работу утром, его никто не контролирует, так как родители в это время на работе? Это самый сложный случай. Устные задания ребёнок пусть старается делать сам. Ложитесь рано, вставайте в 6 утра и делайте письменные уроки до 7:30. Также уделяйте время учёбе в выходные: занимайтесь по 3−4 часа.

Делает много ошибок? Есть пробелы в знаниях! Для начала обратитесь к учителю и пошагово выполняйте его рекомендации. Если он не хочет или не может вам помочь, решите проблему самостоятельно. Попробуйте сами разобраться или наймите репетитора. Не ждите и не требуйте быстрых результатов. Учитесь видеть все микропобеды ребёнка и радуйтесь вместе с ним. У всех людей разные возможности восприятия. Да, кому-то достаточно объяснить один раз, а кому-то надо повторить раз 300. Наберитесь терпения.

Интересно почитать. Ольга Узорова, Елена Нефёдова «Караул, домашняя работа! Все основные вопросы и ответы о домашней работе в начальной школе»

Издательство CLEVER
Издательство CLEVER

Первый раз пойти в школу волнительно и интересно, но потом начинаются будни… Оказывается, после уроков надо садиться за домашку. Вот это у детей обычно особого энтузиазма не вызывает. И многие начинают «страдать»: да зачем её вообще делать? В книге дан обстоятельный ответ и на этот вопрос, и на многие другие: когда лучше приниматься за домашнюю работу, с чего начинать, как помогать ребёнку, а что, наоборот, лучше не делать. Очень полезная книга-инструкция!

Читайте также:

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий

Фото: Dragana Gordic, Veja, GANNA MARTYSHEVA/Shutterstock

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября 2019
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября – Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия - не заболевание,а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Как родители могут помочь?
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как отмечают День учителя в разных странах
4 октября 2019
Как отмечают День учителя в разных странах
7 интересных фактов об этом празднике.
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.