8 октября 2019

Домашняя работа: как решить проблемы с уроками

Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа»: читайте полезные советы от учителя.

Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников
Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников

Среди проблем, возникающих у младших школьников при выполнении домашней работы, есть безусловные «лидеры» по массовости и распространённости. Но преодолеть их можно, если знать правильные решения! Разберём разные варианты. Итак…

Родительская боль — несамостоятельность ребёнка

Сам он не садится за выполнение домашнего задания. Возможные причины — лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим.

  • За уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жёстко пресечь все детские «хочу» — «хочу пить» (в десятый раз!), «хочу яблоко» и прочее, — объяснив, что сначала следует делать то, что надо. Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь — будет и яблоко, и питьё». Приучайте к этому ребёнка и будьте последовательны.
  • Можно поставить таймер, будильник, сигнал которых будет раздаваться в одно и то же время и означать, что пора садиться за уроки. Такой механический сигнал очень помогает родителям, снимая с них «вину». Это не любимая мама заставляет работать, оставив игрушки, а нечто механическое. Через два-три месяца у ребёнка появится привычка садиться за домашнее задание в определённое время, и режим не будет вызывать у него негативных эмоций. В доме должна быть позитивная атмосфера: «Работать интересно! Я люблю свою работу! Без работы скучно!» От вас, родителей, должны исходить только положительные эмоции: «Что тебе задали? Класс! Ты сможешь проверить себя! Какая интересная задача! Ты уже решаешь такие сложные примеры? Какой у нас золотой ребёнок! Как нам повезло!»

Ребёнок открывает учебник, а там так много всего:и задания, и вопросы, и правила… Очень хочется, чтобы любимая мама всё спланировала (как учитель планирует подачу учебного материала на уроке) — с чего начинать, как выполнять и пр. А мама не учитель, и сама часто не знает, что делать и с чего начать, как преодолеть первые трудности…
Наберитесь терпения и с первых шагов, с первого домашнего задания приучайте ребёнка планировать свою работу: делить её на этапы и определять, какое время будет затрачено на выполнение каждого. Обсуждайте план работы:
— С какого предмета начнёшь? С самого любимого? С самого трудного? С самого лёгкого?
— О! Сколько всего интересного по математике — 6 примеров, 1 задача, 1 уравнение. Как думаешь, за сколько минут ты решить 6 примеров и красиво запишешь их в тетрадку?
— Давай для самоконтроля поставим разные песочные часы — на 3 минуты и на 5 минут. Какие часы пригодятся для этой работы? Давай в учебнике карандашиком на полях разметим время.
— Как ты распланировал (а)? Три минуты на решение примеров, три — на решение задачи и три — на уравнение? Знаешь, мне кажется, что ты правильно прикинул (а). Удачи тебе!
— Сможешь написать красиво, правильно, да ещё и песочные часы обогнать — не забудь поделиться со мной этой новостью!

Писать или не писать черновик? С одной стороны, черновик — это замечательное средство, которое помогает добиться «чистых» образцовых тетрадей. Но не будем забывать, что мы говорим об учениках начальной школы. Пишут они ещё медленно, каждая буква для них — это огромный труд. Работа в черновике отнимает много времени и требует больших усилий. На чистовик сил малыша уже может просто не хватить. Черновик — это двойная работа, двойная нагрузка на ребёнка, поэтому пусть он использует черновик, только если другого выхода нет.

Страх неудачи: «У меня всё равно ничего никогда не получится!»

Ребенок не первый час проводит за рабочим столом, а домашняя работа даже не начата. Многочасовые рыдания: «У меня это всё равно никогда не получится! Я всё равно ничего не понимаю! И не пойму! Я не знаю, как это делать!»

  • Повышайте его самооценку. Хвалите за реальные, пусть пока и небольшие достижения: «Вот этот хвостик у буквы У просто замечательный!» Делайте это чаще, намного чаще, чем раньше.
  • Подойдите к учителю и попросите его больше хвалить вашего малыша. У ребёнка на каждом уроке должна присутствовать ситуация учебного успеха. И неоднократно! Есть авторитарные учителя, похвалу от которых ученик слышит раза 3 за 4 года обучения. Для некоторых детей это не так уж и важно, но тонких, ранимых детей эта ситуация может довести до того, что у них опустятся руки. Контролируйте ситуацию и не допускайте подобного.
  • Разъясните, что при приближении к цели страх исчезает. Скажите: «Важно собраться с духом и сделать первый шаг. Ты способен пройти весь этот путь!» Чтобы снять страх неудачи, покажите, какие конкретно шаги надо сделать — глаза боятся, а руки делают. Разговаривайте с ребёнком без иронии, с доброжелательной улыбкой.

Вашему малышу сейчас страшно — поддержите, ободрите его:

— ЧТО ты не можешь сделать? Открыть тетрадку? Кого попросить помочь?
— Можешь написать сегодняшнее число? А теперь так же красиво напиши «Домашняя работа». Чудесно!
— Можешь прочитать домашнее задание в дневнике? Молодец!
— В учебнике сможешь найти первое задание? А прочитать? Отлично!
— Ты видишь, СКОЛЬКО ты уже всего можешь? Да ты вообще ВСЁ можешь! Давай продолжим.

Затем переходите в планированию (см. пункт выше). И по возможности старайтесь разряжать атмосферу шуткой, анекдотом.

Ребёнок очень долго делает уроки? Это может быть усталость!

Проанализируйте, когда ваш ребёнок делает домашнее задание.

  • Ваш малыш почти всегда садится за уроки не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждёт маму с работы). Срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку. После 6 часов вечера ребёнок и домашнее задание — явления почти не совместимые.
  • Он учится во вторую смену и выполняет домашнюю работу утром, его никто не контролирует, так как родители в это время на работе? Это самый сложный случай. Устные задания ребёнок пусть старается делать сам. Ложитесь рано, вставайте в 6 утра и делайте письменные уроки до 7:30. Также уделяйте время учёбе в выходные: занимайтесь по 3−4 часа.

Делает много ошибок? Есть пробелы в знаниях! Для начала обратитесь к учителю и пошагово выполняйте его рекомендации. Если он не хочет или не может вам помочь, решите проблему самостоятельно. Попробуйте сами разобраться или наймите репетитора. Не ждите и не требуйте быстрых результатов. Учитесь видеть все микропобеды ребёнка и радуйтесь вместе с ним. У всех людей разные возможности восприятия. Да, кому-то достаточно объяснить один раз, а кому-то надо повторить раз 300. Наберитесь терпения.

Интересно почитать. Ольга Узорова, Елена Нефёдова «Караул, домашняя работа! Все основные вопросы и ответы о домашней работе в начальной школе»

Издательство CLEVER
Издательство CLEVER

Первый раз пойти в школу волнительно и интересно, но потом начинаются будни… Оказывается, после уроков надо садиться за домашку. Вот это у детей обычно особого энтузиазма не вызывает. И многие начинают «страдать»: да зачем её вообще делать? В книге дан обстоятельный ответ и на этот вопрос, и на многие другие: когда лучше приниматься за домашнюю работу, с чего начинать, как помогать ребёнку, а что, наоборот, лучше не делать. Очень полезная книга-инструкция!

Читайте также:

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий

Фото: Dragana Gordic, Veja, GANNA MARTYSHEVA/Shutterstock

Читайте также:
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
7 ноября 2019
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
Выставка, созданная пожарными добровольцами, работает до 10 ноября в столичном пространстве «Красная стрела». 
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
28 октября 2019
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
В новом проекте зоопарка будут рассказывать о животных и учить бережно относиться к природе.
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
7 интересных фактов о снежном барсе
23 октября 2019
7 интересных фактов о снежном барсе
23 октября отмечаем Международный день снежного барса: что известно об этом редком хищнике?
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт.