«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
2:00
«ДиноСити». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Как помочь ребенку (и себе) справиться с горем



Говорить о горе у нас не принято, но делать это нужно обязательно. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина объясняет, что сказать ребенку и как помочь самому себе, если случилось что-то плохое. Это текст, который сегодня нужен каждому из нас.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

Мы, родители, хотим оградить ребенка ото всех неприятностей мира и защитить его ото всех негативных эмоций. Мы стремимся сделать его жизнь максимально безопасной. В своих фантазиях матери готовы руками-крыльями обнять и спрятать малыша от любых страшных жизненных событий. Нам хочется предостеречь и оградить от ошибок сына или дочь, сколько бы лет им ни было.

Мы, родители, прошедшие через свои тяжелые жизненные испытания, хотим, чтобы ребенок учился на наших ошибках, а не совершал свои. К сожалению, это невозможно.

Наши дети смотрят телевизор, слушают радио, ищут информацию в интернете, слушают разговоры взрослых и постоянно сталкиваются со страшными и непонятными вещами. Вокруг идут войны, случаются теракты, землетрясения и пожары, родители ссорятся и разводятся, умирают близкие люди. Даже для взрослых людей это тяжелые события, которые могут стать причиной психологического шока, что говорить про детей! Увы, мы не в силах купить страховку ото всех несчастий мира и негативных переживаний.

Мы не можем защитить детей от психологических травм, но можем помочь им научиться справляться с последствиями, делая их менее хрупкими и беспомощными. Чем раньше мы начнем их учить, тем легче им будет адаптироваться к жизни на этой планете. Нам важно объяснить ребенку, что переживать — это нормально, потому что мы — люди. Мы можем рассказать, что все разные, но все гневаются, горюют, печалятся, боятся. Нормально испытывать разные эмоции. И негативные в том числе.

Каждый человек переживает негативные эмоции своим способом. Один рыдает много часов подряд, другой молча прячется под одеяло. Кому-то начинают сниться плохие сны, а некоторые дети могут ночью описаться. У кого-то болит голова или живот, а другие начинают бегать по комнате кругами. Родителям важно понять, что ребенок испытывает прямо сейчас, и помочь ему назвать словами свои эмоции, сделав их более осознанными.

Знайте, что ребенок редко зацикливается на длительном горевании. Он может поплакать, потом посмотреть мультики и даже посмеяться, а к вечеру опять впасть в горе и отчаяние. Называйте его негативные переживания и разговаривайте с ребенком столько раз, сколько ему нужно, но не настаивайте на разговорах, если ребенок именно сейчас не готов что-то обсуждать.

В тяжелых обстоятельствах, которые происходят с нами, часто хочется часть вины переложить на кого-нибудь, поискать виноватых. Кажется, что если удастся их найти, то все изменится в лучшую сторону. Дети во многих жизненных неприятностях тоже ищут виноватых и часто назначают виноватыми себя. Например, потому, что родители умные и непогрешимые. Детям кажется, что ни с кем в мире ничего подобного не случалось, что это именно они самые невезучие, а может быть это случается с ними, потому что они плохие? Может быть, это случилось потому, что я злился на бабушку? Или потому, что я обманул маму? Родителям важно донести до детей, что они точно не виноваты. Груз вины на детских плечах — непосильная ноша.

Тяжелые события случились у вас дома или в вашем городе, в вашей или в чужой стране, но ребенок это принял близко к сердцу? Ему может казаться, что это страшное скоро случится и с ним, это наполняет его страхом и ужасом. Скажите ребенку, что вы знаете про страх, который он испытывает. Скажите, что это нормально — бояться. И даже самые смелые люди на свете боятся, потому что так придумала природа. Наш страх — это наш сигнал светофора: тут можно нарваться на неприятности, значит в этот момент надо подумать, как позаботиться о своей безопасности.

Что может сделать ребенок, чтобы ему было хоть немного спокойнее? Выслушайте его, пусть он предлагает даже самые фантастические вещи. Предложите свои варианты. Подумайте вместе о том, какие действия реальны, а какие — не очень. Попробуйте вместе с малышом подумать о том, сколько в мире живет людей. Человечество выживает, несмотря на разные ужасы, люди справляются, хотя и не всегда. Часто людям нужна помощь других людей. Подумайте вместе с ребенком, можете ли вы что-то сделать для других людей, попавших в беду? Что можете сделать конкретно вы, что, пусть совсем маленькое, может сделать ребенок.

Психологическая травма — это состояние, когда психика находится в полной беспомощности. Чтобы вытащить человека из травмы, нужно признать его чувства, его травму и помочь найти выходы, а они есть из любых обстоятельств, пусть не идеальные, но хотя бы какие-то! В момент травматических событий вокруг нас все как будто заслоняется черной мглой, мы лишаемся возможности видеть будущее. Так же происходит и у ребенка, кажется, что все стало чужим, злым и недоступным.

Помогите ему увидеть что-то обнадеживающее впереди. Создайте ощущение, что хотя бы один любящий его человек в этом мире есть, даже если многое изменилось. Ищите с ребенком «островки спокойствия», это важно и ему, и вам. Иногда можно спрятаться и в своих фантазиях, переждать самое тяжелое время или набраться сил.

Стоит рассказать ребенку, что тяжелые моменты жизни бывают у всех людей, он в этом не одинок. Но так же, как и радость не бывает вечной, горе и печаль тоже когда-нибудь заканчиваются. У нас есть близкие люди, которые будут с нами в трудное время. Назовите всех людей, которые могут поддержать ребенка. Расскажите, как вы сами справлялись с тяжелыми событиями в своей жизни, кто помог вам. А потом обнимите ребенка и погрустите. Это дает шанс не избавиться от чувств, а прожить их, став сильнее, и получить от родителей психологический зонтик — защиту от слишком интенсивных, разрушающих эмоций. Чуть не забыла сказать важную вещь.

В травме, как и в чрезвычайной ситуации на самолете: «Сначала наденьте маску на себя, и только потом на ребенка». Прежде чем помогать кому бы то ни было, проделайте эмоциональную работу с собой. Чтобы кого-то защитить и помочь, нужны внутренние ресурсы. Если их нет, то нужно подумать, как их можно немного увеличить. Например, попросить близких, друзей, психологов помочь вам. Все мы выжили во многом потому, что поддерживали друг друга.

Фото: AlohaHawaii/Motortion Films/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти