«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
23:30
«Смешарики». Мультсериал
«Шоу Мо»«Шоу Мо»
0+
1:45
«Шоу Мо»
«Крепость. Щитом и мечом»«Крепость. Щитом и мечом»
6+
2:00
«Крепость. Щитом и мечом»
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы

Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?

Вы говорите о ребенке «мы»

«Мы уже большие, в дошколку ходим», «а мы лучше всех прочитали стихи на утреннике», «мы расстроились-устали-поспали-помылись-причесались», — каждый раз, говоря о ребенке, которого уже давно не назовешь грудничком, вы используете именно «мы», хотя в русском языке есть и другие прекрасные местоимения. Кризис трех лет, когда ребенок громко и по каждому поводу заявлял «я сам!», — явление не случайное. Вы не обращали внимания, что это «мы» вызывает у него неловкую улыбку, а иногда и раздражение? Это его острая потребность быть самим собой, отдельным человеком со своими взглядами на жизнь, своими чувствами и настроением. Привыкнув, что вы всегда говорите за него, ребенок может так и не разобраться, где мама, а где — он сам. А ему надо учиться понимать, что он сам чувствует и чего хочет.

Вы слишком обеспокоены его здоровьем

«Да ты вспотел! А голова не болит? Ну-ка, сядь, что-то ты горячий!», — пока другие ребята продолжают носиться по площадке, мама ловко выуживает из кучи-малы своего сына и усаживает на лавочку. Если педиатр не отмечает у ребенка особенностей здоровья, которые требуют пристального внимания, то такие сложности ни к чему. Ограничивая ребенка в активных играх, тревожась о здоровье, вы подспудно внушаете ему, что он «не такой»: трепетный, чуть поднапряжется — и сломается. С такой установкой он вряд ли будет способен импровизировать, рисковать, конкурировать с другими — куда без этого в нашей жизни? Ну, а вспотеть после беготни — это совершенно нормально.

Вы ограждаете его от домашних дел

Он же еще неловкий: будет 10 минут пыхтеть над застежкой-«молнией», уронит вилки-ложки, накрывая на стол, и зальет ванную комнату мыльной пеной, если попробует помыться сам. А вдруг поранится или поскользнется? «Давай лучше я!» — не выдерживает мама. Да, последствия его самостоятельности проверяют вашу нервную систему на прочность. Но с каждым разом «молния» будет застегиваться все быстрее, а пены будет все меньше. И никаких травм! А вот говоря ему, что вы сделаете все сами, быстрее и лучше, вы сообщаете: ему не надо даже пытаться. Так постепенно угасает и природная любознательность, и стремление освоить новое. Дайте понять, что поможете и подскажете, если он попросит. Но вот делать за него то, что вполне доступно по возрасту, не стоит.

«Выполняя за ребенка домашние дела, мы действуем из лучших побуждений. Но когда речь заходит о том, чтобы преуспеть в жизни, такие умения, как, например, вовремя добираться до места, следить за своим рюкзаком или дипломатом и уметь готовить, оказываются не менее важны, чем школьные занятия, уроки игры на фортепиано и соревновательные виды спорта», — пишет Джули Литкотт-Хеймс в книге «Отпустите их: Как подготовить детей к взрослой жизни»

Вы строго контролируете его общение с другими детьми

Что они сказали, как посмотрели, что подумали? Соседский мальчик устроил гонки на самокатах с вашим сыном и спровоцировал «аварию»? Надо немедленно заклеймить его на весь двор, тоже мне друг! Вообще дружить лучше с Тимошей с третьего этажа, он тихий и вежливый. А вон еще девочка, чистенькая и спокойная, на площадке играет: пойдем-ка, познакомимся. Общение так же, как и любой другой навык, требует тренировки. Как вести себя в ситуации недопонимания, во время ссоры, когда прозвучала обидная шутка? Как подружиться, первому завести разговор? Как понять, с кем тебе интересно, а с кем — нет? Если не попробуешь сам, то и не узнаешь. Помогите разобраться, подскажите, если видите, что растерян. Но не спешите вмешиваться, если ребенок пытается справиться сам.

Все ваши интересы связаны с ребенком

Ваши старые друзья забыты, хобби заброшены, спортом заниматься некогда, что уж говорить о театре. Теперь все крутится вокруг сына или дочки. С ним надо играть и гулять, водить в несколько кружков, вместе читать и обсуждать книги и мастерить гениальные поделки, чтобы всегда побеждать на садовских выставках. Оставить на кого-то? Нет, от одной мысли на душе тревожно. Родители — отличная компания для дошколенка, но и с ними ему может стать тесно и душно. Потому что для роста и развития нужны интересные примеры вокруг, представление о новых возможностях. На кого ориентироваться, если он видит, что все замкнуто на нем самом? Пускай мама и папа рассказывают и показывают, сколько всего бывает интересного в жизни: это стимулирует познавательную активность лучше сложных развивающих игрушек.

Читайте также:

«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия

Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми

11 вещей, которые не надо запрещать детям

Фото: Kekyalyaynen, Gerain0812/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: