«Катури». Мультсериал«Катури». Мультсериал
0+
22:20
«Катури». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
23:20
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Машинки», «Человечки». Мультсериалы«Машинки», «Человечки». Мультсериалы
0+
1:30
«Машинки», «Человечки». Мультсериалы
Сделай сам: нужно ли помогать детям с поделками?

Садовские и школьные выставки и конкурсы поделок — негласное соревнование творческих родителей. Надо ли помогать ребёнку с рисунками и креативными проектами, или пусть делает сам, как может? А если помогать, то как? Обсуждаем с психологами Анной Скавитиной и Юлией Титовой.

Юлия Титова, детский и подростковый психолог,  Центр детской и семейной психологии (г. Солнечногорск)
Юлия Титова, детский и подростковый психолог, Центр детской и семейной психологии (г. Солнечногорск)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Просто красота!

Как часто вы видели в родительских чатах фотографии прекрасных поделок для детского сада или школы — которые родители честно сделали за своего ребёнка или при его минимальном участии, и ещё предлагают похвастаться друг перед другом? Я — миллион. Постоянное соревнование между родителями «у кого поделка круче» поощряется и многими образовательными учреждениями. Да и ребёнку стыдно и страшно приносить в школу что-то придуманное самостоятельно и созданное своими руками, без помощи родителей — качество будет совсем другое! Но есть ли смысл в таких поделках, кроме запоздалого развития родителей? Есть и обратная сторона: часть родителей принципиально против того, чтобы помогать ребёнку в процессе обучения и творчества: они же отправили ребёнка в детский сад или школу, чтобы он учился и развивался, и пусть воспитатели и учителя там свои функции выполняют.

Мы — за серединный путь и за внимательное отношение к отдельновзятому ребёнку. Некоторым детям никакая помощь не нужна, они отлично справляются, а с кем-то приходится идти вместе с начала до конца в любом проекте. Не для того, чтобы наша поделка была лучше, чем у всех, а для того, чтобы помочь ребёнку сформировать навык.
Наблюдая за ребёнком внимательно, мы сможем понять, когда «Чип и Дейл» должны спешить на помощь. Если вы «спасаете» ребёнка в ситуации, когда он может и сам, делая за него, то вы лишаете его веры в свои силы и крадете возможность действовать. Но если вы не помогаете, когда он нуждается в вашей помощи, то практически бросаете его на произвол судьбы, проявляя нечувствительность.

Как помочь по-настоящему?

Как же нужно помогать? Во-первых, комментировать. Известная психотерапевт Анн Альварез пишет о важности для ребёнка родительских комментариев. Что это значит? Цель таких описательных комментариев — проговаривание всего происходящего. Это можно назвать «маркирование» и «радиорепортаж». Поступать таким образом имеет смысл с детьми до 8 лет, задача родителя — выступать своего рода зеркалом происходящего для ребёнка, отражать процесс творчества.
Вы замечали, что аниматоры на праздниках преувеличенно игривы — и это легко включает почти всех детей в совместное творчество? Если родителю удастся войти с ребёнком в пространство игры, пусть немножко в роли аниматора, то любая поделка, рисунок или заучивание стихотворения будут рождаться в атмосфере творчества.
Важно создать обстановку, где будут органичны веселье, развлечение: «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Очень помогает юмор, но его трудно запланировать: если вы почувствуете, что вам хочется смеяться или шутить, ни в чем себе не отказывайте.

Уровни вашей помощи:

Полный вход: это эффективно с маленькими детьми до 4 лет. В этом возрасте характерна неустойчивость границы между реальностью и вымыслом, и ребёнок легко воспринимает условия игры, в которых родитель превратится в «снеговика» или «листочек, падающий с дерева». Задача — быть спонтанным и сыграть роль персонажа из поделки. Такое дурачество и пробуждает фантазию ребёнка, и даёт родителям возможность почувствовать больше близости к ребёнку и его творчеству.

Вход для наблюдения: включение в деятельность ребёнка (например, заучивание стихотворения или рисование), но с сохранением наблюдательной позиции. С любопытством и интересом наблюдайте за тем, как развивается создание рисунка или поделки, позвольте разворачиваться тому, что получается, без советов и критики. Но не забывайте комментировать происходящее: «Ты взял шишку, чтобы сделать человечку голову. Похоже, тебе нравится красный цвет».

Технический вход: ещё более отдаленная позиция. Вы обращаете внимания на технические характеристики, так что в случае с созданием поделки комментарии могут быть примерно такими: «Пластилин такой интересный материал, правда? Он мягкий, его легко разрезать, он может сохранять форму, когда его прилепляешь обратно. Получается, как будто его и не разрезали никогда…»

Творчество как процесс

Детский психотерапевт Вайолет Оклендер в книге «Окна в мир ребёнка» пишет о важных правилах для помогающих детскому творческому процессу родителей. Первое — никогда не принуждать ребёнка сделать или сказать что-то, чего он совершенно не хочет, лучше предложить взамен что-то, что ему больше нравится. И второе — не критиковать в процессе творчества. Как же помогать и реагировать так, чтобы это принесло пользу? Вот несколько ее методик, которые приводят к удивительным результатам.

1. Предпринимайте действия, направленные на то, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании или выполнении поделки. Пусть ребёнок поделится впечатлениями о самом рисунке. Можно попросить его описать картинку так, как будто этой картинкой является он сам — например словами: «Я — картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат».

2. Для улучшения концентрации внимания задайте ребёнку вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Кто тебе ближе всех из этих персонажей?», «Куда она идёт?», «Что произойдёт с этим героем рисунка?». Предложите ребёнку подумать о цветах, которые он собирается использовать. Проявляйте интерес и настойчивость, обсуждайте то, что выходит на первый план, или заострите внимание на том, что интересно самому ребёнку.

3. Предоставьте выбор разнообразных материалов для творчества: бумагу разного формата, краски, пастель, карандаши, массу для лепки, природные материалы, бусины и пуговицы и т. д. В качестве разогрева можно предложить ребёнку нарисовать идеальное место, где бы он хотел сейчас оказаться, или как выглядел бы мир, если бы он был таким, как ему хочется; изобразить место, которое делает его счастливым. Попросите нарисовать «счастливые линии», «мягкие линии», «сердитые» или «испуганные». Или вместе нарисуйте каракули и отыщите в них картинку, или просто водите рукой по бумаге, чтобы получались спонтанные изображения. Нарисуйте подарок, который вам хотелось бы получить. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно комбинировать рисование с сочинением стихов. Пусть ребёнок работает быстро. Предложите ему сказать вам, что нарисовать и когда вам это нарисовать.

4. Поделки — ещё один вид творчества. Полезно снабдить ребёнка ящиком с инструментами, которые он сможет использовать для работы с глиной, пластилином и другими материалами. Чтобы ребёнок лучше представил себе, сколько разных вещей можно сделать из этих материалов, можно выполнить следующее упражнение:
«Закрой глаза. Знай, что при закрытых глазах твои пальцы и руки более чувствительны к глине, пластилину. Когда твои глаза открыты, они могут изменять ваши ощущения. Попробуй оба этих способа, чтобы выяснить, так ли это. Посиди минуту, положив руки на этот кусок глины или пластилина. Сделай два вдоха. Отщипывай кусочки. Сначала маленькие, потом большие. Сожми, разгладь, проткни, пошлепай по ней…»
Если говорить мягко и почти непрерывно, давая инструкции, ребёнок станет тихим, сосредоточенным и увлечённым. Затем предложите ребёнку сделать что-нибудь, не открывая глаз. Поговорите с ним о его о впечатлениях. Что понравилось больше всего? Что не понравилось делать?

5. Чтобы стимулировать ребёнка заучивать стихи, можно поиграть в замечательную настольно-печатную игру «Рифмочки и не-рифмушки», предложить сочинить стихи от сердца, пусть они будут и без использования рифмы.

6. Техника опорных слов. Пишем или рисуем слова из каждого четверостишия, на которые можно опираться при запоминании строки, и так постепенно выучивать длинные стихотворения.

Известная психотерапевт Филиппа Перри в книге «Как жаль, что мои родители об этом не знали…(И как повезло моим детям, что теперь об этом знаю я)» приводит одно увлекательное упражнение. Задача родителя: выработать привычку находиться с ребёнком, ничего не делая, а просто составляя компанию и позволяя ему вести вас. Старайтесь наблюдать и помогать детям, вместо того, чтобы спасать или брать на себя инициативу. Способствуйте их самостоятельному решению задач, вместо того, чтобы решать за них. Важно не прерывать ребёнка, если он занят рисованием или поделкой; с более старшими детьми не стоит выполнять каждый раз роль генератора идей, когда они не знают, что придумать; лучше скажите «Я уверена в том, что ты придумаешь что-то интересное». Моменты скуки — необходимый компонент креативности.

Каждый внимательный родитель ищет и находит свой собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством, направлением занятия в нужное русло и следованием туда, куда ведёт вас ваш ребёнок.

Читайте также:

Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога

10 способов развить креативность

5 игр и занятий, которые по-настоящему полезны дошкольникам

Фото: Stock Rocket, Pinkasevich, Maria Symchych/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти