«Пластилинки». Мультсериал«Пластилинки». Мультсериал
0+
5:00
«Пластилинки». Мультсериал
«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
5:05
«Дракошия». Мультсериал
«Фиксипелки»«Фиксипелки»
0+
6:00
«Фиксипелки»

5 игр и занятий, которые по-настоящему полезны дошкольникам

«Мне ску-у-учно!» — сколько раз родители слышали это от детей за последние месяцы, пока все сидели дома? Кажется, уже все книжки перечитали и во все игры переиграли! У арт-терапевта Светланы Филяевой есть несколько отличных подсказок, чем ещё заняться с ребёнком 3−5 лет, чтобы всем вместе провести время весело и с пользой.

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

Это замечательный возраст для совместных игр. Для детей 3−5 лет надо придумывать развивающие и терапевтичные занятия, улучшающие настроение и способность к концентрации, развивающие мелкую моторику и креативность. А главное — выбирайте те, которые помогут вам сблизиться, улучшить контакт с ребёнком.

Обратите внимание на такие игры и занятия, которые ориентированы не на результат, а на процесс, интересный и творческий. Это очень важно в этом возрасте!

Рисуем пальчиковыми красками

Ими полезно рисовать не только самым маленьким: с удовольствием творят и трёхлетние, и старшие дошкольники. В рисовании очень советую принимать участие и мамам с папами. Это очень приятный процесс, расслабляющий и подходящий людям любого возраста.

Сначала подготовимся: вместе застилаем стол (или другую поверхность) плёнкой, непромокаемой скатертью. Раскладываем бумагу, небольшую — формата А3, А4.

Вы можете предложить ребёнку просто порисовать на свободную тему. Можно обозначить направление: например, рисуем дождь. Вы удивитесь, какими разными бывают дожди на рисунках! У всех они получаются особенные. Ещё хорошая тема «Моё настроение», «Радуга». Тут и творчество, и самовыражение, и яркие эмоции. Все пальчиковые шедевры соберите и вместе сделайте выставку работ.

Время — 15−20 минут, и это предел.

Иногда на консультациях мама говорит: «Ребёнка ничем не увлечь, он сразу же теряет интерес». Когда я спрашиваю, сколько времени вы занимались, то слышу — «час, полтора». Дети в младшем дошкольном возрасте не способны концентрироваться на чём-то так долго. 15−20 минут, и достаточно!

Строим «домик»

Понадобятся одеяла, подушки, стулья, стол. Стопки книг и прищепки, чтобы зафиксировать драпировку.

Это очень полезная и терапевтичная игра, которая помогает сформировать границы личного пространства. Ребёнок, даже когда вы играете вместе, вдвоём, строит этот домик для себя. Он может сам выбрать и взять с собой любимую книжку, игрушку, лампу (ещё интереснее — повесить внутри ёлочную электрогирлянду). Берёт что-то из еды? Позвольте сделать и это.

Возможно, он захочет к вечеру разобрать домик. Не захочет— пускай тот остаётся стоять. Ребёнок может хоть целую неделю время от времени сидеть внутри, лежать, читать. И, кстати, он может никого не впускать внутрь, даже маму.

На даче можно построить на участке шалаш из веток или, если есть крытая веранда, домик из картонных коробок.

Таким образом ребёнок учится формировать психологические границы. Это очень важный навык, которого, увы, в наши дни не хватает и многим взрослым.

Рассказываем истории

Ещё одно полезное занятие — это развитие нарративного навыка в игре.

Интересный вариант — игра для всей семьи «Однажды в тёмном лесу». Можно взять её или любую другую, где есть карточки с рисунками, персонажами, городом. Суть игры: вытаскивая наугад карточку, нужно быстро продолжить историю. Это помогает развить нарративный навык, умение следить за сюжетом, и, конечно, способность общаться, контактировать друг с другом.

Играем минут 15−20, максимум полчаса, пока ребенку не станет скучно.

Изучаем темноту

Это именно тот возраст, когда появляются и формируются страхи, связанные с темнотой, ночью. Поэтому сейчас очень полезно темноту начать исследовать.

Здесь помогут хорошие книги, например «Большая книга темноты» Гелены Гараштовой, «Как спят зверята?» Евгении Гюнтер, «Светящиеся в темноте!» Лены Шёберг, «Ночные истории» Маури Куннас. Вместе открываем и смотрим: кто обитает в темноте, гуляет по ночам, кто поселился на самом дне океана в кромешной тьме — да, и там, оказывается, есть жизнь. Смотрим на звёздное небо, изучаем ночную жизнь в городе: есть люди, которые работают, когда на улицах уже совсем темно.

Это всё профилактика страхов, связанных с ночью, темнотой, монстрами. Исследуя темноту вместе, мы знакомим ребёнка с ней, делаем этот страх небольшим, смягчаем, — отменить его совсем мы не можем, но помочь прожить и принять его — вполне.

Ещё хорошая идея для проработки страха темноты — придумать театр теней. Купить готовые фигурки или вырезать самим.

Играем с водой

Налейте воду в любую ёмкость, побросайте туда камешки разной фактуры, ракушки. Купите упаковку плавающего пластилина, и пусть ребёнок сделает из него, например, водоплавающую черепаху. Сюжет можно задать: мир животных, которые живут в воде. Значит, надо будет слепить крокодила, рыбок, змей…

Второй вариант игры: можно изображать пиратов, которые ищут клад на дне моря. Надо будет припрятать на дне коробочку с монетками, слепить корабль.

Игры с водой дают расслабляющий эффект, мышечный и эмоциональный, развивают креативности, сенсорику и мелкую моторику.

Они не похожи на купание с уточками в ванной: те связаны с режимом дня, с ритуалом отхода ко сну. А это настоящая свободная игра.

Читайте также:

Творчество против стресса. Идеи занятий с детьми от арт-терапевта

Игры с бумагой для самых маленьких

Любимые книги детства. Тест по иллюстрациям Леонида Владимирского

Фото: Sakharova Anastasia, Annashou Romrodphoto, Antonio Guillem/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти