«Казупс!» Мультсериал«Казупс!» Мультсериал
0+
19:20
«Казупс!» Мультсериал
«Пластилинки». Мультсериал«Пластилинки». Мультсериал
0+
21:00
«Пластилинки». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
21:05
«Оранжевая корова». Мультсериал
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога

Международный день художника, который отмечают 8 декабря, -- хороший повод поговорить о творчестве и том, почему оно так важно для развития ребёнка. Зачем устраивать в доме уголок художника и выставки его работ, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

Нужно как можно раньше начинать заниматься творчеством с ребёнком. И чем раньше в детской или вообще в доме появится отдельное место, где он сможет рисовать, лепить, мастерить, тем лучше. Для дошкольника проводить время за такими занятиями — значит, развивать моторику, получать разные сенсорные ощущения, учиться воспринимать разные цвета, оттенки (то есть уже по-другому видеть окружающий мир и реагировать на него). И потом, творчество — это всегда контакт с собой, это способность узнать, что ты любишь, и понять, что ты чувствуешь.

Как обустроить уголок художника?

Очень часто родители, услышав от меня задание для ребёнка порисовать-полепить дома, говорят: «Но это же грязь, ужас, он всё испачкает!»

Нужно продумать место так, чтобы это было удобно и ребёнку, и маме с папой:

  • Выделить пространство, которое можно было бы легко застелить плёнкой (и пол в том числе) или старыми обоями, например. Проще застилать, чем мыть и убирать каждый раз.
  • Все материалы для творчества хранить отдельно в шкафу, разложив по коробкам — пластиковым прозрачным контейнерам. Здесь карандаши, здесь — мелки, здесь фломастеры. Отдельная коробка под природные материалы: листочки, веточки, желуди, камушки, шишки. Картон, цветная бумага, глина, пластилин — всё разложено по местам. Кстати, ещё хорошие материалы для поделок получаются из упаковки — фантики, ленточки, фольга из-под шоколадки, всё это тоже можно собирать в отдельной коробке. Если всё это будет просто лежать грудой на столе, то фломастеры быстро окажутся без колпачков, а родители будут возмущаться «что за бардак?».
  • При этом в доступе у ребёнка должен быть какой-то небольшой набор материалов — на тот случай, если ему вдруг просто захочется порисовать, что-то помастерить. Мелки, бумага — что-то простое, с чем можно позаниматься и не испачкаться.

Как планируем занятие творчеством?

Надо заниматься регулярно, хотя бы каждые выходные. Время, конечно, должно быть удобно и семье, и ребенку: например, 10−11 утра или после полдника, чтобы художник не был голодным, сонным или уставшим.
Как выбирать темы? Я бы предложила разные варианты.
Можно опираться на время года, праздничные даты и давать условное задание: «Что мы видели на прогулке зимой?», «Весенние праздники».
Можно идти от материала. Например, взрослый готовит шишки, веточки, пластилин — делаем поделки, аппликации из растительных материалов.

Дома держите под рукой пару книг с идеями творческих занятий для детей. Могу порекомендовать книгу Джин Ван'т Хал «Искусство и творчество вашей семьи». Там много подсказок, советов, тем для занятий, причем, начиная с самого маленького возраста.

Сколько длится занятие, зависит от возраста: если ребёнку 2−3 года, то час — это невероятно много, достаточно и 15−20 минут. Для 6−7-летних — 30−40 минут. Некоторым нужно 2 раза по 15 минут с перерывом: усидчивость и способность к концентрации разная.

Родители часто говорят: «У меня нет времени, а он один делать ничего не будет, надо сидеть вместе». Значит, делаете так: сначала вы с ребенком сидите какое-то время вместе, показываете, как можно работать с тем или иным материалом, а потом говорите: «Ты пока сам, а я подойду попозже». Постепенно это время увеличиваете. Месяца за 2 вы приходите к тому, что ребёнок старшего школьного возраста работает один, вы только начинаете и заканчиваете вместе. Это вопрос тренировки.

Ребёнок должен принимать участие в уборке после занятия, это тоже часть жизни художника. Вместе разложили — вместе убрали. Даже малыш может отнести что-то в раковину, протереть тряпкой. Чем больше дети умеют и могут делать сами, тем лучше: они от этого становятся увереннее и спокойнее. Задача взрослого -- обозначить для него границы.

Как реагировать на работы?

Автор трудился, и вот принёс свой шедевр маме, ждёт её реакции. Что сказать?

  • Не пытайтесь угадать, что нарисовано. Очень часто увидеть разницу между белкой или, например, рысью на рисунке бывает трудно. А если речь идёт о совсем маленьких детях, то там вообще бывает сложно разглядеть что-то конкретное.
  • Избегайте характеристик: «Как красиво!» или «Мне нравится». Если мама на всё отвечает «Как красиво!», ребёнок может прийти к выводу, что ей всё равно. И сам не учится анализировать свои работы, перестаёт понимать разницу между каляками и шедевральными вещами (а такие у детей бывают).
  • Давайте описание: «Я вижу, ты использовал яркие контрастные цвета: зеленый, черный, красный». «Вот здесь у тебя штрихи, а здесь вижу круги, ты использовал разные линии», «Расскажи, что ты нарисовал». Надо побудить ребёнка к рассказу. Еще хороший вопрос: «Получилось ли у тебя нарисовать? Ты сам доволен?». А дети, кстати, часто бывают недовольны. Обсуждайте, как с художником, цвета-линии, творческие решения. Пускай учится сам себя оценивать, чтобы не быть зависимым от оценки со стороны.

Не пытайтесь самостоятельно трактовать рисунки. Если в них постоянно повторяется, например, тема печали, и вас это тревожит, соберите их и покажите психологу.

Зачем делать выставку?

В детской обязательно должно быть пространство для выставки работ. Потому что картины и поделки — это его отражение, его «я». Выставка означает: «это мой дом», «я здесь живу», «это моё пространство». Не нужно украшать эту комнату покупными постерами.

  • Поделки расставьте: достаточно и двух полок.
  • Рисунки — развесьте. Родители не захотят делать лишние дырки в стенах под рамки, но они и не нужны. Есть варианты лучше. Можно сделать мобильную развеску: на двух гвоздиках закрепить на стене леску или шпагат с обычным прищепками. Можно крепить (приклеить на двусторонний скотч) к полкам, к люстре (если позволяет конструкция), подвесить на прищепках на обычный карниз из лески или вообще развесить картины на металлических плечиках с прищепками.

Когда ребенок видит именно выставку, отношение к плодам своего творчества совершенно другое. Это подтверждение того, что он сделал что-то настоящее, повышение уверенности в себе.

Экспозицию можно менять: освобождать место для нового. Вы быстро научитесь отделать явные каляки от того, что хочется оставить. Какие-то ценные рисунки пойдут в семейный архив. Какие-то работы можно собрать в альбом. Но есть и еще вариант: использовать их как повторный материал для творчества — делать из них цветные коллажи, паспарту.

Можно:

  1. порезать хаотичным образом старые рисунки, добавить пуговки, бисер и сделать оригинальную рамку;
  2. делать открытки к праздникам, вырезая какие-то детали;
  3. оклеивать коробки, шкатулки.

Ребёнку нужны источники вдохновения. Очень важно, чтобы дома были разные иллюстрированные книги, комиксы. Должны быть сборники с репродукциями из картинных галерей: трёхлетка может разглядывать и фрески, и Джексона Поллока. С дошкольником обязательно надо ходить в музеи: ему нужна подпитка, разные визуальные образы.

Читайте также:

Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве

5 техник рисования, которые очень понравятся вашим детям

4 типа психологических проблем, с которыми поможет справиться арт-терапия

Фото: nara Prusakova, vvoe, Baby bird818, Aleksandar Mijatovic, StockphotoVideo, Alina Shirova, Olalaphoto, spacezerocom, Yuganov Konstantin /Shutterstock.com