«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (С субтитрами)«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (С субтитрами)
0+
0:10
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (С субтитрами)
«Зебра в клеточку». Мультсериал«Зебра в клеточку». Мультсериал
0+
1:40
«Зебра в клеточку». Мультсериал
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
3:20
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
Новогодний календарь О!
Новогодний календарь О!

Как учить ребенка защищать себя - и не перегнуть палку?

Умение постоять за себя, защитить свои интересы — точно полезный навык. Но некоторые дети так азартно применяют эти навыки на практике, что самозащита быстро переходит в нападение, а дальше — ярлык драчуна. Ушли в прошлое времена, когда все свободное время дети проводили на улице, где надо было уметь постоять за себя, хочешь — не хочешь, приходилось драться. Как научиться отстаивать собственное достоинство и не унижать при этом других, рассказывает Мария Булыгина, доцент кафедры детской и семейной психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Мария Булыгина, доцент кафедры детской и семейной психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета
Мария Булыгина, доцент кафедры детской и семейной психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета

В доме Николаевых — научный диспут. Как быть, если ребенок встречается с агрессией сверстников? Ответить ударом на удар? Но хорошо ли это — учить малыша драться, унижать кого-то? Нужно ли сеять в нем ответные семена агрессивности и злобы, выращивать в маленьком человеке мстительность?
Истоки спора просты — родители трех чудных шестилетних мальчиков, дружащих с подгузникового возраста, собрались хорошо провести вечер: взрослым — пицца, детям — игры. Но что-то пошло не так: мальчишки повздорили из-за какой-то детали, и вот Миша и Сережа вместе начали задирать Веню. Кто-то треснул хозяина конструктора машинкой, и — понеслось…
Растащив ревущих мальчишек в стороны и включив им мультик, родители заспорили.
Папа Вени был принципиален:
— Это ж парни, — сказал он. — Пусть учатся защищать себя. Сегодня один двинул лопаткой, завтра другой машинкой. Нормальное дело. Жизнь — не сахар и не прогулка по лужайке, надо уметь отстаивать свое достоинство. Обидели тебя — будь готов ответить.
Тут слово взяла мама Сережи:
— А я не хочу, чтобы мой сын, мой милый и добрый мальчик, пускал в себя злобу и агрессию. Чтобы он сразу бил в лицо тех, кто его обидел. Я не хочу, чтобы в его мире правота определялась мордобоем.
А мама Миши вздохнула:
— Так ведь затюкают…
— Не сомневайся, — подтвердил папа Миши.



Действительно, эта проблема беспокоит многих родителей. Потому что ребенок, приходя в детское учреждение — сад, школу — сталкивается с разным поведением своих сверстников. Кто-то из ребят дружелюбен и спокоен, а кто-то может быть агрессивен и задирист, не умеет пока контролировать эмоции.
Но родители должны понимать: если ребенок привыкает отвечать агрессией на агрессию, то он может применить насилие и тогда, когда в этом не будет никакой необходимости, или его реакция окажется избыточной. Например, его случайно толкнули, а он берет лопатку или портфель и бьет толкнувшего по голове… И это уже будет ответственность родителя.

Оценка ситуации маленьким человеком — это очень сложный момент. Потому что у детей, в силу возраста, не сформировано еще то, что специалисты называют «произвольностью поведения» — то есть, ребенок действует импульсивно, не задумываясь, к чему приведут его действия. Не развита и способность к рефлексии. Нет еще умения оценивать и собственное, и чужое поведение. А что касается дошкольников, то тут ситуация еще сложнее, потому что дети еще не умеют вставать на позицию другого человека. Дошкольник любую ситуацию оценивает с точки зрения себя самого. Как он видит ситуацию, так ее и понимает. А объективный взгляд приходит позже, в том числе, когда расширяется количество сверстников, с которыми ребенок вступает в контакт, и одновременно накапливается опыт общения.
Я думаю, правильнее говорить не о том, что ребенка надо учить всегда давать сдачи, важно научить его уверенному поведению. Подумайте: кто чаще всего становится объектом насмешек, агрессии со стороны других детей? Тот, кто выглядит слабым, неуверенным, не знает как себя вести в сложной ситуации. Ваш малыш должен уметь показать, что он уверен в своих силах, может постоять за себя. Все это можно продемонстрировать обидчику словом, осанкой, постановкой головы. Свободная поза и уверенный взгляд в глаза агрессивному человеку — это будет более существенным ответом, чем драка. Слова «Стоп!», «Остановись!», «Давай поговорим» лучше, чем «Я сейчас тебя стукну». И хорошо, если родители демонстрируют ребенку пример такого поведения. Малыш, видя, что папа в любой ситуации говорит спокойно, уверенно, глядя на собеседника, не закрываясь и не прячась — подражает ему и таким образом, обучается.

Еще один существенный момент — важно научить признавать свои ошибки, если ребенок не прав. Ведь может быть так, что ребенок кого-то случайно толкнул, и обиженный начинает проявлять агрессию. И в такой ситуации лучше не вставать на тропу войны, а признать: «Извини, я случайно тебя толкнул. Помиримся?».
Конечно, нужен спорт и знание самообороны. Не для того, чтобы кого-то ударить первым и победить в драке. А чтобы уметь противостоять удару агрессивного человека. Перехватить этот удар. Остановить противника. Сейчас много спортивных секций и клубов, где ребенка могут этому научить. Если говорить про секции единоборств, то я бы рекомендовала те, которые не только обучают техническим приемам, но и формируют понимание того, когда можно и нужно применять навыки самообороны. Все это придаст ребенку уверенность в том, что в сложной ситуации он сможет дать отпор. Лучше всего — победить, не начиная саму борьбу.

Прекрасная защита — чувство юмора, умение переключить ситуацию, не доводить ее до силового разрешения. Например, сказать: «А помнишь, мы с тобой играли …, как было здорово!» Агрессор ведь такого поворота не ожидает и будет очень удивлен. И вот это детям 6−8 лет вполне доступно.

А самое главное — это внимание родителей к детям, умение поговорить, обсудить и разобрать с ними любую сложную ситуацию и те чувства, которые у них возникали. Ребенок имеет право на разные чувства (в том числе, обиду и гнев), но выражать их надо так, чтобы это не усугубляло конфликт.

P. S. А Миша, Сережа и Веня, конечно же, помирились. Конструктор за вечер был собран, пицца съедена. А родители еще долго тревожно поглядывали на мальчишек, когда они начинали толкаться уж слишком сильно.

Читайте также:

Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость

Детская агрессия: понять и обезвредить

Почему вредно говорить мальчику «Будь мужчиной»?

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Новогодний календарь О! Декабрь — время чудес!

Перейти