«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
16:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Как сочинить сказку для ребенка? (И почему это важно cделать?) 

«Ну расскажи…», — тянет ребенок. И так уже который день подряд. Почему все дети, рано или поздно, просят сочинить «персональную» сказку? И почему родителям все-таки важно не отнекиваться, а прислушаться к просьбам и попробовать? Объясняет Лита Ли, сказкотерапевт, автор книги «Мам, расскажи сказку!».

Фото: Prostooleh/Freepik
Фото: Prostooleh/Freepik

Лита Ли, педагог, сказкотерапевт
Лита Ли, педагог, сказкотерапевт

Почему все дети так просят придумать для них сказку? Какие потребности за этим стоят?

Во-первых, здесь потребность во внимании, очень естественная и для взрослых людей, и для детей в особенности. Им очень нужно доброе внимание.

Когда ребенок приходит с каким-то запросом — «Мам, расскажи сказку про зайчонка» или «Расскажи про куколку», -- подспудно, неосознанно он ожидает, что это будет сказка о нем самом. Ему нужно, чтобы на него обратили внимание, чтобы значимый взрослый посвятил ему время, причем качественно, осмысленно.

Это еще и потребность в поддержке. Особенно, если у персонажа есть какая-то проблемная история: например, малыш просит рассказать про котенка, который боялся купаться. Ему важно не чувствовать себя в одиночестве: это не только я боюсь купаться или зубки чистить, но и герой тоже. Конечно, ребенок этого не осознает, но все-таки ему нужен сотоварищ, пусть и сказочный, который будет разделять какую-то его слабость.

Иногда ребенку важно даже придать какую-то «легитимность» своим поступкам. Нельзя быть «плохим», драться, плеваться, обзываться, но что-то внутри заставляет тебя это делать — ты сам не хочешь, но вот так себя ведешь. И тогда приходишь к маме и говоришь: «Мам, расскажи мне про волчонка, который дрался».

Третья, очень важная, — потребность в игре, в творчестве. Ведь такая сказка творится прямо сейчас, на твоих глазах, по твоему запросу — это такой акт творчества, и ты даже можешь повлиять на сюжет, если что-то происходит не так, как тебе хотелось. Например, мама начинает рассказывать о семействе лис, в котором было двое лисят. А ребенок может в этот момент сказать: «Нет, пусть будет три!». Получается уже совместное сочинительство.

В каком возрасте обычно появляется такая просьба?

Всё очень индивидуально, зависит от темперамента, характера ребенка, от наличия старших братьев и сестер, которые могут его «подтягивать» за собой. Многое зависит от воспитания, окружения.

Обычно такой запрос появляется не раньше трех лет, — раньше само «я» еще не настолько сформировано. Начиная от трех лет и лет до 6−7, это конечно, очень условно и обобщенно.

Конечно, если отношения с родителями доверительные, то и подросток может подойти и предложить сочинить вместе историю.

Что происходит с ребенком, когда он слушает сказку, которую придумали специально для него?

Тут зависит от того, попали вы или нет своей сказкой в проблематику, в ту тему, которая важна для него, удалось ли ребенку проассоциировать себя с главным героем. Если да, то тогда он проживает те эмоции, которые испытывает и герой.

И, конечно, испытывает прежде всего интерес, захваченность, завороженность, — как при выступлении фокусника, когда все внимание полностью сконцентрировано на том, что происходит на сцене (или в сказке). Это проявляется и на уровне тела — широко распахнутые глаза, затаенное дыхание.

Фото: freepic.diller/Freepik
Фото: freepic.diller/Freepik

Это как-то влияет на отношения ребенка и родителя?

Конечно же, происходит сближение. Отношения укрепляются благодаря тому, что вы очень качественно проводите время вместе, тесно общаясь.

Иногда у родителя и ребенка даже появляестя такой тайный язык, когда они могут перебрасываться какими-то намеками, метафорами — и окружающим, которые не в теме, непонятно, о чем идет речь.

Взрослый и ребенок находятся в своем особенном мире, который только для них двоих — и это, конечно, очень сближает. Это очень здорово.

Что дает родителям? Это прикосновение к своему внутреннему ребенку, к той части души, о которой мы часто забываем. В моменты погружения в сказочный мир, тот внутренний ребенок пробуждается и взрослый в идеальном варианте чувствует легкость, игру, интерес, радостный творческий зуд, когда уже и самому хочется побыстрее придумать, что же там дальше будет.

Но все это бывает в том случае, если мы не подходим слишком серьезно к написанию сказки. Не говорим себе строго: «Так, у моего ребенка проблема, надо срочно ее решить. Вот сейчас сяду, напишу и все разрулю». Это работает когда подход легкий: мы сейчас поиграем!

А если родитель никогда не придумывал истории и теперь боится даже пробовать?

Наверное, за этим страхом что-то стоит. Может быть, внутренний критик? И он запрещает все это делать: «Да что ты выдумала? Ды ты писать-то вообще не умеешь! Вспомни, у тебя что по литературе было в школе? Нашла чем заниматься!» Страх, что ты не будешь соответствовать каким-то планкам, установкам. Это один из вариантов, который приходит в голову.

Я бы посоветовала попробовать написать сказку для себя, чтобы проработать эти вещи, ответить на вопросы. Но это, наверное, утопический совет. Как правило, потребности детей мотивируют нас больше, чем наши собственные.

Тогда так: надо просто начать — звучит, пожалуй, глуповато? Двигайтесь маленькими шажками, не пытайтесь сразу написать шедевр.

Отталкивайтесь от повседневности — вот ребенок просит вас о сказке, а вы в это время моете посуду, вот отсюда и берите ситуацию. Начинайте рассказывать про маму зайчиху, которая на кухне варила суп для своего зайчонка и…

Собирайте то, что близко и знакомо, то, что происходит в вашей жизни. Пусть история будет простой, без изысков — обычное описание вашей жизни, немножко переделанной в сказку. Со временем вы потихонечку войдете во вкус и начнете сочинять более интересные захватывающие сюжеты.

Для начала нужно просто разрешить себе говорить все что угодно, любые простейшие «детсадовские» вещи, поддержите себя.

Еще совет: сочинять сказку совместно с ребенком. Это очень бережный способ, — ребенок сам вас направит в нужное русло.

Дети очень любят включаться в эту игру, с удовольствием придумывают — у них такая фантазия, что занятие даже превращается в терапию для родителей. Ведь у вашего малыша в голове еще нет ограничений, что «вот так сочинять нельзя», «а вот это глупо», «а вот так стыдно» — дети могут сказать любую «ерунду», и делают они это естественно. И это поможет расслабиться вам и вашему внутреннему ребенку и тоже включиться в процесс сочинения, игры и творчества.

Интересно почитать

Лита Ли «Мам, расскажи сказку!»

"Абраказябра"
"Абраказябра"

Легко сказать: придумай ребенку сказку. А с чего начать? Эта книга поможет подойти к делу с ясной головой. Как создавать главного героя — должен ли он быть похож на ребенка и если да, то в чем? Как лучше выстроить сюжет, есть ли обязательные «ингредиенты»? И почему не стоит бросать сказку на середине? А хеппи-энд — это обязательно? Первая часть книги поможет начать сочинять полезные терапевтичные истории для малыша, а вторая подскажет, как взрослый может позаботиться и о себе самом,. тоже написав сказку.

Читайте также:

Нужно ли читать детям сказки?

ТЕСТ. Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?

Сказки на ночь: 8 книг для сладких снов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти