«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
21:30
«Смешарики». Мультсериал
«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы
0+
23:40
«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы
«Доктор Малышкина»«Доктор Малышкина»
0+
0:30
«Доктор Малышкина»

Малыш, испугался? Как успокоить ребёнка, которому страшно

Он кричит и плачет или, наоборот, застыл в ужасе. Подождите с уговорами и внушениями, он сейчас всё равно ничего не поймёт. Как помочь малышу успокоиться и прийти в себя? Об этом — отрывок из книги Виктории Шиманской и Александры Чканиковой «Мама, я боюсь! Как научить ребёнка справляться со страхами» («МИФ»), который мы публикуем с разрешения издательства.

Виктория Шиманская, доктор психологии, преподаватель, ведущая программ развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, преподаватель, ведущая программ развития эмоционального интеллекта
Александра Чканикова, детский социолог, журналист
Александра Чканикова, детский социолог, журналист

Что делать, куда бежать, что говорить, когда твой ребёнок прямо здесь и сейчас трясётся, плачет, бьётся в истерике и совершенно тебя не слышит?
Каждый из нас так или иначе уже тушил похожий «эмоциональный пожар» доступными, интуитивно понятными методами. Теперь давайте разберёмся, насколько эти методы экологичны и эффективны.

«Пару раз ребёнок (три года) просыпался по ночам с диким криком. Я в этот момент чувствовала себя совершенно беспомощной. Как его успокоить?»

«Что мне делать, когда дочь сталкивается с источником страха? Можно ли игнорировать её истерику и просто ждать, пока она успокоится? Или нужно сразу бежать на помощь и удалять источник страха? Или пусть она лучше поборется?»

Сразу видно, что родители, когда формулировали эти вопросы, уже вышли из состояния стресса. Только в спокойной обстановке, когда ничто нас не пугает и не угрожает нашим детям, можно размышлять о том, как лучше поступить.

Непосредственно в моменте у нас нет времени на обдумывание плана действий: мы реагируем импульсивно. Поэтому полезно приготовить такой план заранее.

Но прежде чем приступить к нему, стоит уточнить — а вы точно понимаете, когда ребёнку страшно? Если он кричит, что ему страшно, — это одно. Но бывают же и такие ситуации, когда ребёнок никак не выдаёт своего состояния. Поэтому давайте сначала проверим, можете ли вы по симптомам распознать страх у ребёнка.

Как понять, что ребёнок испытывает страх?

Если вы заметили хотя бы половину из этих признаков, значит, ребёнку в данный момент, скорее всего, очень страшно:

  • он часто дышит, у него колотится сердце;
  • он побледнел, сосуды сужены;
  • он в состоянии ступора (как будто перестал дышать);
  • мышцы напряжены;
  • зрачки расширены;
  • все реакции, движения стали более быстрыми, появилась дрожь;
  • ребёнок хуже вас слышит, у него наблюдается туннельное зрение (видит только то, что находится прямо перед ним).

После приступа страха дрожь может проявиться сильнее (ребёнок уже справился с основным стрессом, но тело ещё продолжает реагировать на пережитое), часто появляется жажда, ребёнок испытывает общее истощение и слабость.

Итак, вы видите, что ребёнку страшно. Он позвал вас. Или просто лежит как каменный под одеялом. Или стоит не в силах отвести взгляд от объекта страха.

В этот момент совершенно бессмысленно, хотя и очень хочется:

  1. Допытываться, чего именно ребёнок так сильно испугался. Если он будет в состоянии, то, возможно, сам расскажет. Если нет — ваш вопрос только усилит панику.
  2. Говорить «не бойся». Это то же самое, что сказать «не чихай»: как прикажете выполнять эту команду, если тело само чихает?
  3. Стыдить, взывать к моральным идеалам («Как же так?! Разве можно плакать, ты же мальчик / ты же девочка!»).
  4. Угрожать («Я всё расскажу папе. Сейчас уйду!»).
  5. Обещать расправиться с источником страха («Мы эту Бабу-ягу накажем / эту собаку прогоним / этого Слендермена в клетку посадим!»).
  6. Приводить какие-то логические аргументы в пользу того, что страх ребёнка не обоснован, неразумен или не оправдан. Какой смысл убеждать ребёнка, что призраков не существует, если он только что видел что-то очень похожее?

Что делать, когда ребёнку страшно

1. Телесный контакт. Ребёнку, объятому страхом, просто необходимо ощутить себя в своём теле. Но действовать нужно мягко и осторожно.

Так делать не надо:

  • окрикивать;
  • трясти за плечи;
  • вести в ванную, ставить под душ, умывать холодной водой, брызгать воду на лицо;
  • пытаться привести в чувство щипками или шлепками, даже самыми лёгкими.

А так можно:

  • взять за руку;
  • легонько погладить по плечам, голове;
  • обнять, если он не сопротивляется;
  • глубоко и ровно дышать: ребёнок инстинктивно начнёт дышать в такт с вами;
  • попробовать мягко сменить позу (например, посадить);
  • предложить воды.

2. Эмоциональный контакт. В момент страха ребёнок, особенно маленький, может не понимать, что с ним происходит, поэтому имеет смысл назвать его состояние, показать, оно вам знакомо, вы с таким сталкивались и, в общем-то, знаете, что можно сделать:

  • назовите эмоцию, которую испытывает ребёнок (Тебе страшно. Ты боишься. Что-то тебя напугало.);
  • признайте эту эмоцию (Да, неприятно. Ты плохо себя чувствуешь из-за своего страха. Тебе хочется плакать, это нормально.);
  • покажите, что ребёнок не одинок (Я рядом, я с тобой.).

3. А вот контакт на уровне разума будет возможен только спустя какое-то время. Когда ребёнок занят проживанием страха, он не способен анализировать, обдумывать, размышлять. Всё, что он может прямо сейчас, — чувствовать, и ему будет намного легче пройти через эти сложные переживания, если вы окажетесь рядом и установите с ним телесный и эмоциональный контакт.

Когда вы увидите, что страх отступил (дыхание стало ровнее, изменился цвет кожи и т. д.), не спешите сразу заводить разговор о его причинах. Лучше закрепить успех и продолжить работу с телом и эмоциями:

• помогите ребёнку принять удобное положение: уютно улечься или, наоборот, пройтись;
• немного измените внешнюю среду: откройте или закройте окно, убавьте свет, раздвиньте шторы;
• если ребёнок готов с вами поделиться, выслушайте его. Если нет, попробуйте расспросить, что случилось, но не настаивайте.

Приготовьтесь к тому, что в момент сильного страха, несмотря на хороший телесный и эмоциональный контакт с вами, ребёнок всё равно не сразу успокоится. Наша задача как родителей — не купировать страх, не остановить истерику, а дать чувствам свободно излиться, чтобы при этом у ребёнка не возникло сомнений, что он в безопасности и не совершает ничего предосудительного.

Вопрос «Как остановить детскую истерику?» задан из глубины нашего раздражения от всего происходящего. Вопрос «Как помочь ребёнку?» задан из спокойной, покровительственной позиции взрослого.


Главное — помните: яркое проживание страха никогда не длится долго. Слёзы, дрожь, крики обязательно прекращаются и, как правило, достаточно быстро.

После пережитого ребёнку нужен отдых. Он может занять несколько минут или часов. У вас же появится время подумать о том, как действовать дальше: когда вам поговорить о случившемся, о чём спросить, во что поиграть.

Эти правила работают для детей в любом возрасте. Будь то двухлетний малыш, который вдруг испугался лая собаки, или выпускник, который никак не может собраться перед экзаменом по физике. Правила одни и те же — поддержка на трёх уровнях: тела, эмоций и только потом, по мере готовности, смыслов.

ПРАКТИКА
Воспитание детей — занятие творческое. Каждый родитель, общаясь с ребёнком, изобретает множество своих рецептов: как уложить спать, как увести с детской площадки, как ускорить процесс одевания, как разбудить, чтобы утро получилось действительно добрым… Предлагаю прямо сейчас начать составлять «книгу» ваших собственных рецептов против страха. Основа у вас уже есть — контакт, телесный и эмоциональный, забота, ваши спокойствие, терпение и устойчивость.

Подумайте и запишите, какие формы контакта с телом помогут вашему ребёнку легче пережить страх. Например, можно:
• размять ему ладошки;
• погладить по спине;
• спеть какую-нибудь особенную, «вашу» песню;
• создать какой-то ритм (можно постукивать пальцем по ноге или спине ребёнка).

Продолжите список. Вспомните всё, что вызывает у вас с ребёнком приятные ощущения, когда вы вместе возитесь, играете, укладываетесь спать. Соберите такую «телесную копилку», из которой можно будет в сложные моменты достать хороший рецепт.

Виктория Шиманская, Александра Чканикова «Мама, я боюсь! Как научить ребёнка справляться со страхами»

Издательство "МИФ"
Издательство "МИФ"

Страхи есть у каждого. Некоторые хорошо знакомы почти всем (темноты, высоты или змей), некоторые выглядят необычными (представьте: кто-то боится живых карпов в магазине, кукол или маленьких котят). Но смеяться над чужими переживаниями или считать их не стоящими внимания точно не надо: страхи способны серьёзно осложнять жизнь. Как же научить ребёнка справляться с ними? Книга, которую написали эксперты по эмоциональному интеллекту, подробно и понятно рассказывает, как поддержать ребёнка, успокоить его и помочь почувствовать себя более уверенно. В каждой главе найдёте практические задания, игры, конкретные советы и примеры фраз, которые выручат во многих ситуациях.

Читайте также:

5 игр, которые помогут преодолеть страх темноты

Чудище в темноте и другие страхи дошкольников: как справиться?

Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти