Ребёнок довольно бойко разговаривает к 3 годам, но часть звуков «зажёвывает»: нужно ли идти к логопеду или это лишний стресс? И если нужно, то когда лучше показаться? А что это за подъязычная уздечка, о которой все говорят? На частые вопросы родителей отвечает логопед Наталья Зискина.
Какие факторы задерживают развитие речи ребёнка?
Причины, по которым развитие речи у ребёнка происходит с задержкой, могут быть самыми разными, но в основе своей они всегда биологического или социального характера.
Если говорить о социальных, то я бы выделила 5 факторов (хотя их, конечно, намного больше).
Первый фактор — это соска во рту. Когда малыш начинает познавать мир, он задаёт вопросы, если расстроен, он хнычет, когда у него что-то болит — плачет, голоден — кричит во весь голос. А ещё малыши пробуют на вкус окружающие предметы. Не все родители согласны это терпеть, следить, объяснять, помогать, и соска в этих ситуациях простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Так проще заставить ребёнка замолчать. И если родитель позволяет своему малышу держать соску во рту большую часть дня — она определённо замедлит развитие речи.
Второй фактор — подгузник. Есть исследования, где доказана прямая связь между длительностью ношения подгузника и развитием речи, а также навыков ребёнка. 67% нормотипичных детей, которые носили подгузник до 3 лет, имели задержку речи и бытовых навыков. Дело в том, что в подгузнике ребёнок не чувствует изменений температур и влажности, что не дает ему установить первые причинно-следственные связи между позывом к туалету и результатом. Значит, не происходит природный импульс к развитию интеллекта. Также такой ребенок не понимает, как это — проситься, и даже жестами не может показать, что хочет в туалет.
Третий фактор — телевизор и гаджеты. Бывает, малышу бесконтрольно разрешают смотреть мультики, играть в компьютерные игры, усугубляя проблемы социализации и развития.
Четвёртый фактор — гиперопека, когда мама предвосхищает все желания своего малыша, понимает его без слов, перекрывая все возможности к развитию речи. Получается, ребёнку в этом случае слова не нужны, в них просто нет никакой необходимости. Мамы не дают ребенку самостоятельно ответить на вопрос.
Пятый фактор — перетёртая пища. Где тут связь? Когда малыш ест только пюре, у него элементарно не развиваются мышцы речевого аппарата.
В каком возрасте пора показаться логопеду?
Существует мнение, что к логопеду стоит обращаться после 5 лет, ближе к школе. Но чем раньше специалист осмотрит ребёнка, тем больше вероятность исправить нарушения.
Логопед нужен в 1 год, если:
- ребенок не гулит;
- не лепечет;
- не произносит повторяющиеся слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «ди-ди».
Здесь стоит сначала обратиться к лору, чтобы исключить нарушения слуха, затем к неврологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, — к логопеду.
В 1,5 года, если:
- малыш практически не произносит слов типа «баба», «мама»;
- звукоподражаний «би-би», «топ-топ» и др.
В 2 года, если:
- в арсенале у малыша менее 10 слов;
- в словаре всё ещё звукоподражания, которые малыш и не пытается заменять общеупотребительными словами (например, вместо машина — «би-би», вместо собака — «ав-ав»);
- в речи отсутствуют фразы;
- ребёнок предпочитает мычать, даже если кажется, что он все понимает.
Логопед для ребенка 3 лет нужен обязательно. Необходимо показывать детей специалисту, даже если родитель считает, что все в порядке.
И точно нужно обратиться к специалисту, если:
- ребёнок говорит много, но на «тарабарском» языке;
- заменяет один звук другим, например, Т на К, Г на Д;
- не задает вопросы: куда? зачем? почему?
- не устанавливает причинно-следственные связи (например, на вопрос «зачем нужно мыть руки?» он должен ответить: «чтобы руки были чистыми»
- молчит, хотя всё понимает.
Часто окружающим и близким кажется, что малыш не разговаривает или «коверкает» слова из вредности, а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже —правильно развиваться и учиться в школе.
Логопед в 4 года нужен, если:
- ребёнок ещё ни разу не был на консультации;
- речь малыша смазанная, нечеткая, невнятная;
- ребёнок не выговаривает 5 и более звуков;
- не может поддерживать беседу, ответив на простые вопросы;
- речь не развивается, малыш разговаривает так же, как и год назад.
В 5 лет нужен, если:
- речь нечёткая;
- слишком мягкое или напротив слишком твердое произношение звуков
- не произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Ль, Й.
- присутствует гнусавость, шепелявость;
- бедный лексикон.
Если ребёнок в 5−5,5 лет не произносит только звуки Р, Рь — требуется консультация логопеда.
А школьника показывать уже поздно?
Если ребёнок пошел в школу и у него проблемы с письмом после второй учебной четверти, тоже важно обратиться к логопеду или психологу. Возможно, у ребёнка дисграфия или же дефицит внимания.
Логопед исправляет только картавость и шепелявость?
Миссия логопеда гораздо шире и не ограничивается лишь постановкой звуков. Зачастую под «шепелявостью» и «картавостью» скрываются более глубинные речевые нарушения.
Например, у ребёнка есть недоразвитие фонематического слуха, хотя с физиологическим слухом всё в порядке. Если вовремя не обратить на это внимание и не начать коррекционную работу, то это может привести к трудностям в овладении чтением и письмом. На письме такой ребёнок будет пропускать буквы или даже слоги, переставлять их местами, объединять несколько слов в одно
Также логопед:
- работает над грамматическим строем речи, расширением словарного запаса, развитием связной речи;
- работает с интонаций речи, силой голоса, темпом;
- обучает грамоте, чтению;
- развивает речь неговорящих детей;
- работает с теми, у кого произошла утрата речи (афазия).
Влияет ли смена молочных зубов на постановку звуков?
Есть популярное мнение, что, если у ребёнка недавно выпали зубы, то это и есть причина неправильного произношения: «вырастут зубы, и звуки встанут на место».
Как правило, процесс смены у детей молочных зубов идет примерно в возрасте 4−6 лет, и как раз этот возраст считается самым благоприятным для занятий с логопедом, именно в этот период идёт самая активная и продуктивная работа по коррекции звукопроизношения.
Если ждать появления коренных зубов, можно упустить время: для того, чтобы поставить звуки, необязательно наличие всех зубов. Здесь гораздо важнее, чтобы у ребёнка были сильные мышцы артикуляции (языка, губ), была сильная и целенаправленная воздушная струя, а также хорошо развитый фонематический слух.
Что за подъязычная уздечка и надо ли её подрезать?
Так называемая уздечка — это подъязычная связка, соединяющая нижнюю часть языка с дном ротовой полости. На что влияет длина уздечки?
Очень короткая подъязычная связка мешает грудному вскармливанию, и её могут подрезать младенцу ещё в роддоме. Операция помогает наладить грудное вскармливание, а ранка заживает очень быстро. У детей постарше (от 4 лет) возникают трудности с произношением звуков, требующих поднятия языка на вверх. Это шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и сонорные Л, Р. Нормальному произношению других звуков языка короткая уздечка не препятствует, не стоит её винить в том, что ребёнок не разговаривает, что у него бедный словарный запас или он переставляет слоги местами — здесь подъязычная связка ни при чем.
Как понять, в каком случае растягивать, а в каком — подрезать?
Попросите ребёнка открыть рот и потянуться кончиком языка за верхние зубы.
Если он сможет поднять язык наверх, но не дотягивается до нёба, то здесь, как правило, логопед с легкостью справляется, растягивая уздечку с помощью специальных упражнений или массажа. По времени это может занимать от месяца и больше, процесс трудоёмкий, но эффективный.
Если ребёнок не способен облизать губы, дотянуться до нёба и высунуть язык из полости рта, то здесь, чаще всего, направляем на подрезание уздечки. Но такое бывает редко.
Если обращаться к статистике, то частота возникновения короткой уздечки языка это 1 случай на 1000 новорождённых, у мальчиков такая уздечка встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. Поэтому современная логопедия в большинстве случаев предлагает уздечку тянуть. Для этого есть специальный комплекс упражнений.
Можно ли самостоятельно поставить звуки?
Да, бывают ситуации, когда родители вполне могут справиться и без логопеда, но перед самостоятельной работой с ребёнком всё равно необходимо пройти хотя бы разовую консультацию, чтобы исключить серьёзные речевые нарушения.
Часто бывает, что, родители, пытаясь самостоятельно или с помощью обучающих роликов поставить звуки, оказывают детям медвежью услугу. Они не всегда могут понять причины нарушения и определить правильность произношения звуков в речи ребёнка. Из-за того, что работа ведётся не в том направлении, упускается драгоценное время.
На моей практике немало случаев, когда мама или бабушка пытались поставить звук ребёнку, в итоге он получался искажённым. А неправильное произношение исправлять гораздо сложнее.
Ещё одна ошибка: родители начинают ставить звуки не по возрасту, так как не знают норм речевого развития. Настойчивые попытки заставить рычать трёхлетку приводит к негативным последствиям, вплоть до отказа ребёнка говорить.
С тяжелыми речевыми нарушениями, такими как заикание, алалия, дизартрия — определенно коррекционную работу должен проводить логопед и, как правило, совместно с другими специалистами.
Читайте также: