«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
18:05
«Смешарики». Мультсериал

Родители перестарались: как быстро отбить у ребёнка интерес к учёбе

Так хочется вдохновить своего ребёнка, настроить на отличный результат, пробудить здоровый дух соперничества: пусть будет самым умным в классе! Некоторые мамы и папы так стараются, что им удаётся чуть ли не за пару месяцев отбить всякое желание учиться: первоклассник, конечно, продолжает ходить в школу, но каждый день с тоской вспоминает детский сад, а уроки — просто высиживает…

Какие ошибки приводят к тому, что ребёнок быстро теряет интерес к учёбе?

Постоянная критика

Типичные фразы:«Ну кто так пишет? Как курица лапой! Это надо переделать. Сколько раз тебе повторять? Да что ж тут непонятного?»

У ребёнка действительно многое может не получаться: так он и пошёл в школу за тем, чтобы научиться. Если бы чтение, счёт, письмо и прочие премудрости можно было бы спокойно освоить за пару недель, то зачем бы вообще нужны были школы?

Сейчас ребёнок просто сбит с толку, даже ровно сидеть сорок пять минут за партой для вчерашнего дошкольника — очень сложная задача. А уж выводить все эти палочки… Если постоянно требовать выдающихся результатов (которые школьник пока объективно не может показать), он усвоит только одно: он безнадёжен и никогда ничему не научится. Так зачем и пытаться?

Как лучше: чаще используйте метод зелёной ручки — обращайте его внимание на то, что стало получаться (ровный крючочек или аккуратный кружок, на который можно ориентироваться, — это уже большое достижение для того, кто недавно научился писать).

Чрезмерная помощь

Типичные фразы:«Давай я покажу! Не делай без меня. Подожди, я проверю. Сейчас всё исправлю!»

Ну очень хочется, чтобы дочка или сын были лучше всех в классе, поэтому мама (или папа) перепроверяет все примеры, диктует правильные ответы, аккуратно поправляет кривые «хвостики» и петельки у букв. Тетради получаются — просто загляденье! Вот только ребёнок имеет смутное представление об их содержимом и всё больше начинает витать в облаках.

Это вроде совсем не похоже на критику, но послание ребёнок считывает похожее: «У тебя ничего не получается».

Как лучше: подсказывать, если спрашивает; объяснять, если непонятно. А когда он говорит «я сам», прислушаться и отойти. В качестве моральной поддержки первое время, пока ребёнок сидит за уроками, можно просто сидеть рядом в комнате, — но не вмешиваться, а тихонько заниматься своими делами.

Иногда родители в качестве помощи отправляют младшего школьника к репетитору, на кружки, дополнительные занятия, всевозможные онлайн-курсы по тем предметам, которые не даются. Не забывайте: он пока только адаптируется к школе, а такая серьёзная нагрузка может стать непосильной. Да и «не даваться» сейчас может вовсе не сам предмет, а новый распорядок дня, непривычные условия, незнакомые правила. В школьной программе младших классов нет ничего такого, чего не мог бы усвоить обычный ребёнок.

Что точно нужно вчерашнему детсадовцу — так это время на весёлую игру, прогулки, спорт (тренировки без жёсткой дисциплины, на которых можно сбросить напряжение, подурачиться, набегаться).

Сравнение с другими школьниками

Типичные фразы:«А вот Лёша, наверное, всё легко сделал! Учитель хвалил Лилю, а тебя почему нет? Странно, у всех моих коллег дети быстро учат стихи, а ты что же?»

Вроде бы это должно создать ситуацию конкуренции и пробудить в ребёнке дух соревнования, но почему-то у него не появляется желание участвовать в этом чемпионате первоклассников. А зачем, если всегда найдётся какой-то одарённый мальчик, который всё равно будет более аккуратным, начитанным и трудоспособным?

Взрослому кажется, что бодрый суперотличник станет для ребёнка примером и ориентиром, но он скорее становится «захватчиком», который претендует на любовь и внимание родителей.

Как лучше: забыть про гениального Лёшу раз и навсегда. Поддерживать своего ребёнка, пускай он одарён не во всём. Но ведь у него есть свои сильные стороны? Какие, кстати? Обязательно отметьте их для себя. Что ему интересно? Поддерживайте его естественную любознательность, давая понять, что изучать новое бывает очень интересно.

Постоянные похвалы

Типичные фразы: «Молодец! Вот умница! Да ты быстро справишься! Ты всё схватываешь на лету».

Такие похвалы констатируют, какой ребёнок прекрасный. И… на самом-то деле дезориентирует его: он перестаёт понимать, где ему постараться, когда сосредоточиться, куда двигаться. А ведь сейчас одно из самых важных дел — это научиться учиться.

Приятные слова от самых близких услышать, конечно, хочется: поэтому он будет тратить силы не на то, чтобы освоиться в школе и вникнуть в новый материал, а на то, чтобы выглядеть «молодцом», у которого нет никаких вопросов и сомнений.

Когда появятся затруднения, как он скажет об этом родителям или учителю? Ведь он же такой «умница»!

Как лучше: хвалить, но за что-то конкретное, — за то, что проявил сообразительность и упорство. За то, что попытался, пускай неудачно, зато сам увидел свои ошибки, — вот это уже очень ценное умение.

Зацикленность на оценках

Типичные фразы:«Моя дочь не может быть двоечницей. Есть только одна оценка — пять. А вот у папы — золотая медаль!»

В младших классах оценки начинают ставить не сразу. Но у первоклашек наклейки или штампики прекрасно заменяют отметки. Грустный «троечный» смайлик и так повод расстроиться, а если ещё и родители начинают за него ругать, то ребёнку совсем плохо. Он понимает лишь, что его отталкивают и отвергают: кажется, от этой учёбы вообще одни проблемы. Кстати, чтобы получить веселый смайлик и похвалу, во время диктанта достаточно было чуть-чуть подсмотреть в учебник… А это идея!

Очень трудно сосредоточиться на процессе, когда ты постоянно думаешь, как оценят результат. Главное всё сделать «правильно» и «красиво», — а получается поверхностно и «для галочки». Вдохновение и любознательность в таких условиях быстро пропадают.

Как лучше: напоминать себе, что оценки сами по себе не говорят ни об интеллекте ребёнка, ни о его способностях. Радоваться успехам и поддерживать: для того, кто с трудом пишет аккуратно и грамотно, четвёрка (и даже тройка) за диктант — это уже настоящая победа.

Читайте также:

Трудно быть первоклассником: почему ребёнку сложно в школе?

Родители и учителя: как общаться?

Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти