3 июля 2019

«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Немедленно извинись!» — требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», — говорит он, и… раз за разом продолжает отбирать игрушки у других детей. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?

Извиниться и забыть

Пока ребенок учится с помощью родителей уважать права других людей на материальные вещи и неприкосновенность их тел — он неизбежно будет совершать промахи. Но довольно скоро может усвоить, что «извини» — это такое волшебное слово, которое аннулирует твои плохие поступки, и поэтому можно делать всё, что хочется, если потом извинишься. «А что такого? Я же извинился!» К сожалению, у некоторых людей такое непонимание смысла извинений остаётся на всю жизнь: вы наверняка с такими встречались, и вряд ли хотели бы иметь с ними дело дальше. Даже в публичном пространстве мы видим, что люди, которые проявляли насилие или сексуальные домогательства, могут просто сказать «Ну, извините» без осознания того, что произошло, и продолжать дальше делать то, что делали. Или сместить свои извинения на обвинение жертвы: «Извините, но они сами виноваты!», «Извините, что вы обиделись».

Возможны и формальные извинения, переносящие вину на кого-то другого или включающие в себя бессмысленные оправдания: «Извините, мои сотрудники ошиблись, но просто они не знали, что…» Это говорится обычно, чтобы получить выгоду от извинений — прощение, разрешение ситуации, снятие напряжения, но не из-за искреннего раскаяния или понимания происходящего, осознания причинённого другим ущерба и изменения своего поведения в последующих ситуациях.

Что чувствует другой?

Когда мы учим ребёнка извиняться, мы, конечно, хотим не просто услышать определенный набор слов. Мы бы хотели, чтобы он усвоил принятые правила поведения в обществе и мог соотносить своё поведение с этими правилами, то есть пытаемся задать понимание морали и нравственности. Как это может быть усвоено? На основании понимания ребенком своих чувств и возможности поставить себя на место другого человека. Для совсем маленьких это пока невозможно, но учить этому, конечно, все равно нужно.

Настоящее извинение содержит осознание факта: я сделал что-то не так, я постараюсь это исправить и изменить своё поведение в похожих ситуациях. Почему же это так сложно? Признавать свои ошибки многим очень трудно, мы сталкиваемся с неприятными чувствами: стыдом, страхом от последствий. Такие чувства непросто выдержать и очень хочется избежать, снять напряжение.

Особенно сложно бывает детям. Они верят, что они хорошие, но если признаться, что сделано что-то плохое, как будто мгновенно превращаются в плохих людей. Понимание, что не ты плохой, а твой поступок неправильный, не приходит само по себе. Особенно, если родители подчеркивают: «Что ты натворил?! Ужасный ребёнок! Я не хочу тебя видеть и с тобой разговаривать!»

Регулярно можно услышать от родителей или учителей: «Извинись, тебе же будет легче!» Но извинения нужны не для того, чтобы снять напряжение, легче обычно от них не становится. Даже исследования проводились на эту тему: точно не становится. Бывают и такие поступки, когда просьбы о прощении недостаточно, тебя всё равно не прощают и не простят. Но извинения нужны — чтобы исправить ситуацию и не допустить подобного впоследствии.

Как же научить детей осмысленно извиняться?

  • Не стоит учить чему-то человека, когда он переполнен сильными эмоциями, или переполнены эмоциями вы сами. Поэтому первый шаг — подождать, пока все успокоятся.
  • Спросите о чувствах: «Что ты чувствовал, когда отбирал у друга игрушку?» Помогите ребенку назвать эти чувства, обсудите их. Возможно, это были злость или зависть. Какие бы ни были эмоции, ребёнок имеет на них право, нельзя запрещать ощущать их или подавлять.
  • Теперь опишите действия в ситуации: «Расскажи, как это произошло?» Важно именно «Как», а не «Почему» — для второго варианта ребенку придется объяснить (или придумать) мотив своего поведения. Но даже взрослые часто не отдают себе отчета, почему сделали так, а не иначе!
  • Поговорите о чувствах другого. «Как ты думаешь, что чувствовал твой друг, когда ты отобрал у него его игрушку?» Возможно, вы вместе сможете вспомнить похожие ситуации, в которых оказывался сам ребёнок. Важно: сложно поставить себя на место другого человека, то есть проявить эмпатию, если ты не понимаешь своих собственных чувств. Именно поэтому сначала мы обсуждаем чувства самого ребёнка, а потом чувства пострадавшего.
  • Как можно сейчас исправить ситуацию? Обсудите, что можно сделать, нужна ли ребёнку в чём-то помощь взрослого или он справится сам.
  • Спросите, что ребенок сделал бы по-другому в такой ситуации в следующий раз? Можно даже проиграть эту ситуацию с помощью игрушек.
  • Вот теперь ребёнок готов принести извинения по-настоящему.

Конечно, главный способ, которым учатся дети, это наблюдение за близкими. Они смотрят, как вы признаете свои ошибки, как вы извиняетесь за совершенные оплошности, и делают точно так же. Если ребёнок слишком мал и не умеет так хорошо говорить, чтобы с ним можно было вести серьезные беседы, вы можете извиниться за его поступок вместо него, но в его присутствии. И пусть это будет не формальное «Простите, он ещё маленький», снимающее ответственность, а настоящее, помогающее освоить правила, без которых мы бы все не выжили в обществе.

Читайте также:

Как прививать ребенку хорошие манеры

Как правильно извиняться перед ребёнком

Мифы о воспитании, в которые не стоит верить

Фото: Roman Samborskyi, Dmitro Zinkevych, STUDIO GRAND WEB, fizkes/Shutterstock.com

Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
2 июля 2019
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
Почему все мамы в мире одинаково быстро откликаются на детский плач? Все дело в наших нейронных связях!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
Родился летом? Ищи друзей!
24 июня 2019
Родился летом? Ищи друзей!
У детей, которые родились в июле и августе, будет меньше друзей, чем у их «осенних» и «зимних» сверстников.
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
18 июня 2019
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
Мы попросили трех многодетных пап поделиться опытом: как им живется, что трудно, а что больше всего радует. Вот что получилось!