22 мая 2019

Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо

Среднестатистический ребёнок в возрасте четырёх лет задаёт примерно 390 вопросов в день. Часть из них вполне безобидна, но другая заставляет родителей мучительно краснеть и изо всех сил пытаться придумать какой-нибудь более-менее нормальный ответ. Особенно если дело происходит в общественном месте. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина разбирает один из таких вопросов и рассказывает, как объяснить ребёнку, почему мы едим животных.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

В России около 4% вегетарианцев, в европейских странах их от 2 до 10%, а в Индии 80% людей не едят мясо животных. Это значит, что большинство российских и европейских родителей должны как-то объяснять своим детям, что люди любят животных и заботятся о них, но при этом убивают их для того, чтобы съесть. Для некоторых мам и пап эта задача оказывается довольно сложной. Родители-вегетарианцы могут дальше не читать эту статью, но лучше, если вы останетесь с нами — про детей, чьи мамы и папы сознательно отказались от мяса, мы поговорим чуть позже.

Пока ребёнок маленький, он ест то, что дают родители, особенно не задумываясь, откуда эта еда появилась. Важно, что её даёт мама или другой родной человек. Как только малыш начинает осваивать мир, он узнаёт о нём всё больше нового и интересного, чаще всего от собственных родителей. Они непременно рассказывают, что молоко даёт коровка или козочка, хлеб делают из пшеницы или ржи, а в тарелке лежит котлета из курочки или говядины. Многие ребята с детства знают, что молоко и мясо — это полезные продукты, которые обязательно нужно есть, ведь это топливо для растущего организма.

Современные городские дети, мало знакомые с жизнью животных, не сразу могут установить причинно-следственные связи между мясом в тарелке и животными на картинках или в зоопарке. Люди, которым не нужно самим добывать себе пищу, выращивать животных, ходить на охоту, отделены от понимания естественности круговорота жизни и смерти в природе. Наших городских детей окружают не настоящие животные, а плюшевые игрушки. Правда, они часто оживляются родителями: «Как говорит коровка? Му!», «Коровка даёт молочко!», «Не бросай мишку на пол, ему больно!»

Мы учим детей любить животных, заботиться о них, мы заводим домашних любимцев, и понимание того, что животные умеют думать, отодвигает ребёнка от осознания того, что животные служат практической цели человека. В представлении городского ребёнка козочки, овечки и коровки вечно живут на зелёных лугах, едят травку, дают нам молочко и шерсть.

Дети, живущие в деревне, бывают на ферме и знают про жизнь животных не понаслышке. Эти ребята обычно сами выводят концепции, объясняющие устройство мира. Если вы из городских, не торопите события, подождите, пока ребёнок установит связь между курочкой и куриными котлетами в тарелке. Однажды этот день придёт: когда-нибудь он точно начнёт задавать вопросы о том, почему люди едят коров, птиц и кроликов. И это самый удачный момент для начала серьёзного разговора.

Многие родители, опасаясь слишком бурных реакций, начинают придумывать сказки, пытаясь отвлечь ребёнка от темы и избежать сложных объяснений: «Коровка даёт нам мясо и для удобства складывает его в баночки!», «Мы едим только плохую рыбу, которая всех кусала!» Таким способом мы немного оттягиваем время разговора, берём для себя передышку, но теряем доверие детей.

Есть простое правило: для формирования устойчивой психики и гармоничного развития ребёнок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса. Правда — это научные знания об окружающем мире, знания по биологии, физике, химии, астрономии. Конечно, ответ важно давать простыми словами, с учётом возраста ребёнка, но обязательно давать. Правда — это понимание биологической пищевой цепочки и того, что всё в мире рождается и умирает.

Обращайте внимание ребёнка на дерево: вот у него распустились листочки, вот оно цветёт, а это дерево засохло, оно умерло, посмотри, вокруг растут его дети — молодые деревья. Давай посмотрим на муравьёв. Смотри, этот лежит, его раздавили, а вокруг сотни муравьёв ползут дальше.

Не стоит уничтожать растения или давить муравьев просто так, не потому, что «травке больно», а потому, что уничтожая без дела, без пользы, мы нарушаем естественный процесс жизни растения, животного, а труд людей, которые вырастили это животное или растение, будет напрасен. Важно знакомить детей с жизнью животных, читать им книги про флору и фауну, показывать передачи для того, чтобы ребёнок хотя бы постепенно понимал и принимал реальное мироустройство.

Помните задачу про волка, козу, капусту и фермера, который должен был перевезти их с одного берега на другой? В вашей жизни непременно наступит момент, когда вам придётся объяснить ребёнку принцип устройства мира, в котором все друг друга едят. Да, люди — всеядны, наши зубы рассчитаны на то, чтобы есть мясо, а наш желудок умеет его переваривать. Коза ест капусту, волк ест козу. Корова ест траву и даёт молоко, люди специально выращивают коров для того, чтобы их съесть. Питание человека зависит от условий проживания: в северных, холодных странах сложно что-то вырастить на земле, и люди охотятся на животных, чтобы выжить.

В большинстве дети воспринимают информацию спокойно, если родители сами не впадают в панику, разговаривая с ребёнком на эту тему. Лишь некоторые особо чувствительные дети могут отказаться на время есть мясо или рыбу, сказав, что им животных жалко. Конечно, не стоит насильно заставлять ребёнка есть, в том числе и мясо. Современное питание довольно разнообразно, и можно составить полноценный детский рацион, даже если исключить некоторые продукты на время или вообще навсегда. Если родители спокойно продолжают есть шашлыки, котлеты и рыбный суп, то дети, скорее всего, вскоре к ним присоединятся.

Теперь про родителей-вегетарианцев, которые из принципиальных соображений не едят мясо или другие продукты животного происхождения. По отношению к питанию собственных детей родителей-вегетарианцев можно разделить как минимум на два типа.

Первый тип родителей считает, что вегетарианство — это осознанный выбор, и к нему надо прийти. В силу малолетнего возраста дети сделать это не в состоянии. Такие родители спокойно дают своим детям мясную и молочную пищу и обычно не возражают, когда ребёнок ест продукты животного происхождения вне дома: в гостях, у бабушки, в кафе, уважая личность ребёнка и его право на свободный выбор.

Но в период, когда ребёнок дозреет до вопросов про мясо, эти родители могут рассказать не только про пищевую цепочку, но и про свои принципиальные соображения по этому поводу, оставляя ему возможность выбрать, хочет ли он придерживаться точки зрения родителей.

Вторая категория родителей-вегетарианцев считает, что дети должны становиться вегетарианцами с рождения. Они уверены, что дети-вегетарианцы более спокойные и интеллектуально развитые. К сожалению, научных исследований, подтверждающих эту теорию, на сегодняшний день не обнаружено. Также не обнаружено никаких данных о том, что мясная пища вредна. Но интересно, что и информации о том, что именно вегетарианское питание является для детей вредным, в открытых источниках тоже нет.

Абсолютно точно вредным для ребёнка является несбалансированное питание, и именно оно может привести к анемии, рахиту, отставанию в росте и развитии. Добавляя мясо в рацион ребёнка, родителям проще поддерживать полноценное питание. Однако если мамы и папы ответственно подходят к меню малыша и советуются с врачом, то ребёнок-вегетарианец развивается как положено, не лучше и не хуже детей, которые едят мясо.

Современный человек может позволить себе быть вегетарианцем. Впрочем, эта зона ближе к медицине, чем к психологии. Если вернуться к психологическим сложностям, то родители-вегетарианцы такого типа часто задаются вопросом о том, как запретить ребёнку есть неправильную с точки зрения родителей пищу? С этими сложностями сталкиваются и представители разных религией с определённой системой питания и люди, страдающие разными заболеваниями, которым необходимо придерживаться особой диеты.

Пока ребёнок питается внутри семьи, проблем обычно не возникает. Но когда он сталкивается с социальной средой — детским садом, школой, походом на детский праздник, то опасения родителей о возможности ребенка наесться запретной еды возрастают. Вот почему они стараются минимизировать контакты малыша с социумом и часто в конфликтных ситуациях обвиняют воспитателей, родителей других детей, которые без спроса угостили неправильной едой.

К сожалению, мы не можем контролировать своих детей всю жизнь, лишая их общения с миром, поэтому решить этот вопрос можно только с помощью многократных разговоров и объяснений, почему ребёнку нужно воздерживаться от определённой пищи. Большинство детей в возрасте старше четырёх лет уже в состоянии удерживать себя и не есть запрещённую родителями или незнакомую пищу.

Чем раньше вы начнёте спокойно объяснять малышу мироустройство, закладывая фундамент научного знания, тем проще ему будет понять и принять факты жизни, смерти и круговорота природы. И тем больше у него шансов на формирование устойчивой психики.

Читайте также:

Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга

Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура!»

Я никогда не порекомендую вашим детям диету, и вот почему

Фото: Petrovich Nataliya, Petr Bonek, Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
6 декабря 2019
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Международный день художника, который отмечают 8 декабря, -- хороший повод поговорить о творчестве и том, почему оно так важно для развития ребёнка. Зачем устраивать в доме уголок художника и выставки его работ, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева.
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря 2019
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него  нет друзей?
4 декабря 2019
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
Зачем людям друзья? Как умение дружить помогает ребенку расти более уверенным в себе и влияет на его будущее? Психолог Анна Скавитина рассказывает, что могут сделать родители.
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
4 декабря 2019
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
С 5 по 9 декабря В Гостином дворе работает 21-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Что в детской программе? И какие будут классные книжные новинки? 
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
27 ноября 2019
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
Молчание как форма наказания ребенка за непослушание или проступки - довольно распространенный способ воспитания. Психолог Анна Скавитина объяснила, почему это на самом деле манипулирование и насилие.
7 фактов о снежинках
26 ноября 2019
7 фактов о снежинках
Какого цвета снежинка на самом деле? А сколько она весит? Двух одинаковых в природе действительно не бывает? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
22 ноября 2019
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
В воскресенье, 24 ноября, празднуем День матери. Что подарить любимой маме? Приятнее всего получить подарок, сделанный своими руками.
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
20 ноября 2019
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
Ребенок проявляет жестокость к близким, к другим детям, к животным? В чем причины такого поведения и как вести себя родителям? Как отличить нормальную агрессию от жестокости и как объяснить, что другим может быть неприятно или больно? Рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 детских игр для прогулки
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?