23 мая 2018

Как объяснить ребенку, почему люди едят мясо

Среднестатистический ребенок в возрасте четырех лет задает примерно 390 вопросов в день. Часть из них вполне безобидна, но другая заставляет родителей мучительно краснеть и изо всех сил пытаться придумать какой-нибудь более-менее нормальный ответ. Особенно если дело происходит в общественном месте. В сегодняшней статье эксперт «О!» психолог Анна Скавитина разбирает один из таких вопросов и рассказывает, как объяснить ребенку, почему мы едим животных.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

В России около 4% вегетарианцев, в европейских странах их от 2 до 10%, а в Индии 80% людей не ест мясо животных. Это значит, что большинство российских и европейских родителей должны как-то объяснять своим детям, что люди любят животных и заботятся о них, но при этом убивают их для того, чтобы съесть. Для некоторых мам и пап эта задача оказывается довольно сложной. Родители-вегетарианцы могут дальше не читать эту статью, но лучше, если вы останетесь с нами — про детей, чьи мамы и папы сознательно отказались от мяса, мы поговорим чуть позже.

Пока ребенок маленький, он ест то, что дают родители, особенно не задумываясь, откуда эта еда появилась. Важно, что ее дает мама или другой родной человек. Как только малыш начинает осваивать мир, он узнает о нем все больше нового и интересного, чаще всего от собственных родителей. Они непременно рассказывают, что молоко дает коровка или козочка, хлеб делают из пшеницы или ржи, а в тарелке лежит котлета из курочки или говядины. Многие ребята с детства знают, что молоко и мясо — это полезные продукты, которые обязательно нужно есть, ведь это топливо для растущего организма.

Современные городские дети, мало знакомые с жизнью животных, не сразу могут установить причинно-следственные связи между мясом в тарелке и животными на картинках или в зоопарке. Люди, которым не нужно самим добывать себе пищу, выращивать животных, ходить на охоту, отделены от понимания естественности круговорота жизни и смерти в природе. Наших городских детей окружают не настоящие животные, а плюшевые игрушки. Правда, они часто оживляются родителями: «Как говорит коровка? Му!», «Коровка дает молочко!», «Не бросай мишку на пол, ему больно!» Мы учим детей любить животных, заботиться о них, мы заводим домашних любимцев, и понимание того, что животные умеют думать, отодвигает ребенка от осознания того, что животные служат практической цели человека. В представлении городского ребенка козочки, овечки и коровки вечно живут на зеленых лугах, едят травку, дают нам молочко и шерсть.

Дети, живущие в деревне, бывают на ферме и знают про жизнь животных не понаслышке. Эти ребята обычно сами выводят концепции, объясняющие устройство мира. Если вы из городских, не торопите события, подождите, пока ребенок установит связь между курочкой и куриными котлетами в тарелке. Однажды этот день придет: когда-нибудь он точно начнет задавать вопросы о том, почему люди едят коров, птиц и кроликов. И это самый удачный момент для начала серьезного разговора.

Многие родители, опасаясь слишком бурных реакций, начинают придумывать сказки, пытаясь отвлечь ребенка от темы и избежать сложных объяснений: «Коровка дает нам мясо и для удобства складывает его в баночки!», «Мы едим только плохую рыбу, которая всех кусала!» Таким способом мы немного оттягиваем время разговора, берем для себя передышку, но теряем доверие детей. Есть простое правило: для формирования устойчивой психики и гармоничного развития ребенок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса. Правда — это научные знания об окружающем мире, знания по биологии, физике, химии, астрономии. Конечно, ответ важно давать простыми словами, с учетом возраста ребёнка, но обязательно давать. Правда — это понимание биологической пищевой цепочки и того, что все в мире рождается и умирает.

Обращайте внимание ребенка на дерево: вот у него распустились листочки, вот оно цветет, а это дерево засохло, оно умерло, посмотри, вокруг растут его дети — молодые деревья. Давай посмотрим на муравьев. Смотри, этот лежит, его раздавили, а вокруг сотни муравьев ползут дальше. Не стоит уничтожать растения или давить муравьев просто так, не потому, что «травке больно», а потому, что уничтожая без дела, без пользы, мы нарушаем естественный процесс жизни растения, животного, а труд людей, которые вырастили это животное или растение, будет напрасен. Важно знакомить детей с жизнью животных, читать им книги про флору и фауну, показывать передачи для того, чтобы малыш хотя бы постепенно понимал и принимал реальное мироустройство.

Помните задачу про волка, козу, капусту и незадачливого фермера, который должен был перевезти их с одного берега на другой? В вашей жизни непременно наступит момент, когда вам придется объяснить ребенку принцип устройства мира, в котором все друг друга едят. Да, люди — всеядны, наши зубы рассчитаны на то, чтобы есть мясо, а наш желудок умеет его переваривать. Коза ест капусту, волк ест козу. Корова ест траву и дает молоко, люди специально выращивают коров для того, чтобы их съесть. Питание человека зависит от условий проживания: в северных, холодных странах сложно что-то вырастить на земле, и люди охотятся на животных, чтобы выжить. В большинстве дети воспринимают информацию спокойно, если родители сами не впадают в панику, разговаривая с ребенком на эту тему. Лишь некоторые особо чувствительные дети могут отказаться на время есть мясо или рыбу, сказав, что им животных жалко. Конечно, не стоит насильно заставлять ребенка есть, в том числе и мясо. Современное питание довольно разнообразно, и можно составить полноценный детский рацион, даже если исключить некоторые продукты на время или вообще навсегда. Если родители спокойно продолжают есть шашлыки, котлеты и рыбный суп, то дети, скорее всего, вскоре к ним присоединятся.

Теперь про родителей-вегетарианцев, которые из принципиальных соображений не едят мясо или другие продукты животного происхождения. По отношению к питанию собственных детей родителей-вегетарианцев можно разделить как минимум на два типа.

Первый тип родителей считает, что вегетарианство — это осознанный выбор, и к нему надо прийти. В силу малолетнего возраста дети сделать это не в состоянии. Такие родители спокойно дают своим детям мясную и молочную пищу и обычно не возражают, когда ребенок ест продукты животного происхождения вне дома: в гостях, у бабушки, в кафе, уважая личность ребенка и его право на свободный выбор. Но в период, когда ребенок дозреет до вопросов про мясо, эти родители могут рассказать не только про пищевую цепочку, но и про свои принципиальные соображения по этому поводу, оставляя ребенку возможность выбрать, хочет ли он придерживаться точки зрения родителей.

Вторая категория родителей-вегетарианцев считает, что дети должны становиться вегетарианцами с рождения. Они уверены, что дети-вегетарианцы более спокойные и интеллектуально развитые. К сожалению, научных исследований, подтверждающих эту теорию, на сегодняшний день не обнаружено. Также не обнаружено никаких данных о том, что мясная пища вредна. Но интересно, что и информации о том, что именно вегетарианское питание является для детей вредным, в открытых источниках тоже нет.
Абсолютно точно вредным для ребенка является несбалансированное питание, и именно оно может привести к анемии, рахиту, отставанию в росте и развитии. Правда, что добавляя мясо в рацион ребннка, родителям проще поддерживать полноценное питание, но если мамы и папы ответственно подходят к меню ребенка и советуются с врачом, то ребенок-вегетарианец развивается как положено, не лучше и не хуже малыша, который ест мясо.

Современный человек может позволить себе быть вегетарианцем. Впрочем, это зона ближе к медицине, чем к психологии. Если вернуться к психологическим сложностям, то родители-вегетарианцы этого типа часто задаются вопросом о том, как запретить ребенку есть неправильную с точки зрения родителей пищу? С этими сложностями сталкиваются и представители разных религией с определенной системой питания и люди, страдающие разными заболеваниями, которым необходимо придерживаться особой диеты. Пока ребенок питается внутри семьи, проблем обычно не возникает. Но когда он сталкивается с социальной средой — детским садом, школой, походом на детский праздник, то опасения родителей о возможности ребенка наесться запретной еды возрастают. Вот почему они стараются минимизировать контакты малыша с социумом и часто в конфликтных ситуациях обвиняют воспитателей, родителей других детей, которые без спроса угостили неправильной едой.

К сожалению, мы не можем контролировать своих детей всю жизнь, лишая их общения с миром, поэтому решить этот вопрос можно только с помощью многократных разговоров и объяснений, почему ребенку нужно воздерживаться от определенной пищи. Большинство детей в возрасте старше четырех лет уже в состоянии удерживать себя и не есть запрещенную родителями или незнакомую пищу. Чем раньше вы начнете спокойно объяснять малышу мироустройство, закладывая фундамент научного знания, тем проще ему будет понять и принять факты жизни, смерти и круговорота природы. И тем больше у него шансов на формирование устойчивой психики.

Другие материалы Анны Скавитиной:

5 главных вопросов о книгах, ответы на которые должен знать каждый родитель

Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Фото: Petrovich Nataliya/Petr Bonek/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
16 января 2019
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
Отчего возникает беспокойство, как с ним бороться и две телесные игры, которые помогут справиться с тревожностью.
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
15 января 2019
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
А заодно и самим вспомнить, как это важно!
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
14 января 2019
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
И это очень серьёзный вид спорта.
13 игр для тренировки памяти
13 января 2019
13 игр для тренировки памяти
Занимайтесь с малышом с первых дней его жизни.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
9 января 2019
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
8 января 2019
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
Восстанавливаем привычный распорядок.
Как рассказать ребенку о Рождестве
6 января 2019
Как рассказать ребенку о Рождестве
Что нужно знать об этом светлом дне?
16 интересных и полезных зимних развлечений
3 января 2019
16 интересных и полезных зимних развлечений
Как разнообразить зимние прогулки?
Как развивать чувство юмора у детей
2 января 2019
Как развивать чувство юмора у детей
И зачем нужно это делать?
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
27 декабря 2018
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
Как развивать эмоциональный интеллект с помощью мультфильмов?
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
26 декабря 2018
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
Обсуждаем самую новогоднюю тему вместе с психологом!
19 книг на любой вкус, которые можно положить под ёлку
22 декабря 2018
19 книг на любой вкус, которые можно положить под ёлку
Передайте этот список Дедушке Морозу!
Пойдём гулять: 5 полезных зимних игр на свежем воздухе
20 декабря 2018
Пойдём гулять: 5 полезных зимних игр на свежем воздухе
В холодное время года очень важно оптимизировать двигательную активность детей.