21 ноября 2018

14 правил хорошего спора: как научить ребёнка отстаивать свою точку зрения

Научиться эффективно спорить под силу не каждому: когда зашкаливают эмоции, трудно удержаться от перехода на личности и вежливо, но настойчиво аргументировать свою точку зрения. А ведь это очень полезный навык. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина вывела 14 правил, которые помогут родителям научить своих детей правильно спорить. Кстати, взрослым они тоже могут пригодиться.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Если включить телевизор и немного посмотреть реалити-шоу или политические дебаты, то можно легко обнаружить много удачных примеров того, как люди не могут договориться между собой, не умеют отстаивать своё мнение с помощью риторики — искусства речи или искусства управления нашим разумом, основы которого подарены человечеству ещё древними греками. Они пускают в ход кулаки, поливают друг друга водой, громко орут, приводят нелогичные аргументы, не слышат собеседника и, как результат, проигрывают. А как часто вы слышите надоедливое: «Мам, купи!» после просмотра рекламы игрушек и теряетесь, не зная, что противопоставить маркетинговым уловкам и рекламным ходам? Или сами поддаётесь на фейковую информацию в соцсетях, эмоционально реагируя на «десять брошенных овчарок, которых завтра усыпят», выставив свою логику за дверь? Похоже, чтобы вырастить детей более цивилизованными, защитить от мошенников и позаботиться об их безопасности, стоит учить их спорить и проверять информацию. Но не усложнит ли это жизнь родителям, на которых дети, конечно же, начнут активно практиковаться? И хотя многие родители мечтают, чтобы дети просто слушали и делали то, что им говорят мама и папа, но от обучения эффективным методикам спора, умения приводить весомые аргументы и отстаивать своё мнение зависит, насколько дети будут успешны в жизни и сумеют ли добиться того, что им нужно.

Исследования EEF, английского фонда образования, показали, что всего лишь двухмесячные интенсивные курсы обучения детей эффективным навыкам аргументирования и выслушивания собеседника увеличили академическую успеваемость учеников по языку и естественным наукам и продвинули их вперёд быстрее, чем контрольную группу, не участвующую в «диалогическом обучении». Учителя задавали открытые вопросы и поощряли детей думать, рассуждать, связывать услышанное и прочитанное, обсуждать сказанное с одноклассниками, а не просто давать ответ из учебника.

В основном дети учатся спорить, копируя методы собственных родителей. Исследователи из Университета Вирджинии недавно изучили аргументы, которые использовали в спорах 13-летние подростки и их мамы и папы. Большинство из них были сосредоточены на следующих темах: оценки, работа, деньги и друзья. Родители лучше реагировали именно на аргументы, связанные с этими темами. Некоторые мамы и папы закатывали глаза в споре с детьми, другие кричали или просто останавливали дискуссию, часть родителей выслушивали точку зрения своего подростка и поощряли спокойную дискуссию. Когда исследователи снова опросили этих же подростков в возрасте от 15 до 16 лет, то обнаружили, что те методы аргументирования, которые они усвоили в спорах, глядя на родителей, они используют в социальном взаимодействии со сверстниками.

Правила хорошего спора

Обучение детей разумному аргументированию может дать им инструменты, необходимые для того, чтобы противостоять давлению со стороны сверстников, когда они становятся старше. Подростки, которые научились спокойно обсуждать разногласия со своими родителями, чувствовали себя более уверенно, не соглашаясь с друзьями, особенно в отношении алкоголя или наркотиков. Фактически исследование показало, что эти дети на 40% чаще говорят «нет» противоправному поведению и неразумным предложениям сверстников, чем дети, которые не спорили со своими родителями. Ребята, которых не учили спорить и не разрешали этого делать, как правило, были менее уверены в своем взаимодействии со сверстниками и, таким образом, с большей вероятностью пассивно соглашались, когда им предлагали наркотики или алкоголь.
Навык приводить разумные аргументы позволяет человеку с большей вероятностью быть услышанным, даже если он и не получит желаемого, а действовать так в процессе воспитания — это способ донести до ребёнка нужную информацию и одновременно научить его опираться на логику.

Например, на какое из высказываний ребёнок отреагирует более позитивно и какое научит логике?

— Надень шапку немедленно, потому что я — твой отец, и я тебе сказал!

— Возьми шапку, на улице холоднее, чем вчера. Не хочется, чтобы ты пропустил встречу с друзьями из-за болезни.

Конечно, не стоит ждать, что дети младшего возраста будут сразу отстаивать свою точку зрения с помощью логики, но они могут постепенно этому научиться. Смогут ли они быть убедительными в дальнейшем, во многом зависит от родителей и окружения.

Вот несколько правил, соблюдая которые, вы поможете ребёнку научиться отстаивать свою точку зрения:

  1. Остановите спор, если ребёнок сердится. Вначале надо немного остыть. «Ты сейчас сердишься. Трудно приводить разумные аргументы, когда ты зол. Давай немного успокоимся, потом продолжим». Если эмоции — движущая сила спора, все аргументы перестают быть эффективными.

  2. Предложите рассказать о своей цели, желании — и привести аргументы, почему вы должны согласиться что-то сделать, купить, вместе организовать и так далее, то есть почему цель — это отличная идея и возможность.

  3. Выслушайте аргументы и повторите их, чтобы ребёнок услышал сам себя.

  4. Соглашайтесь или просите привести дополнительные аргументы. Обязательно проговаривайте вслух.

  5. Объясняйте, что в аргументах нужно уважительно относиться ко всем сторонам спора.

  6. Объясните, что такое логика на примерах: «Я хочу съесть шоколадку сейчас, она такая красивая, брату не дам» или «Я хочу съесть шоколадку сейчас, потому что проголодался, а она из углеводов. А брат свою часть уже съел, поэтому осталась только моя».

  7. Указывайте на нелогичность: «Пусть она освободит мою часть стола, она глупая, меня достала!» — «То есть она должна освободить твою часть стола, потому что она глупая?» — «Нет, потому что она ее заняла без спроса!» — «Она может спросить и оставить всё как есть?» — «Нет, мне надо, чтобы она освободила её немедленно, так как мне негде делать уроки!» — «То есть ты сейчас садишься делать уроки, но твоё место занято сестрой, ты бы хотел, чтобы оно было свободно?» Логично.

  8. Учите и более действенным аргументам: «Ты хочешь, чтобы папа немедленно помог тебе с математикой? Но он сейчас занят уборкой — и собирался пойти посмотреть фильм. Может быть, ты можешь предложить ему помощью в уборке в обмен на помощь в математике?»

  9. Учите сочувствую. Если понять, чего хочет вторая сторона спора, понять и убедить собеседника будет легче.

  10. Объясняйте разницу между борьбой и спором. Спорить и выигрывать в споре значит, что собеседник хотя бы частично поменял своё сознание, отношение к вопросу. Например, если стукнуть кулаком, то можно победить в драке, но изменит ли это убеждения соперника по нужному вопросу? Нет. Значит, выигрыш не состоялся.

  11. Объясните, что для убедительности надо осознавать точку зрения человека и рассказывать, почему вы считаете, что ваш способ решения лучше, но не оскорблять мнение другого человека, на которое он имеет право. Укажите на конкретные факты, которые логически показывают, что ваше решение или мнение превосходит. «Ты идиот, если так думаешь?» — аргумент, который точно не приведёт к победе. «У тебя другое мнение. Расскажи поподробнее, почему ты так думаешь, а я расскажу, почему у меня такое мнение, ладно?»

  12. Помогайте детям увидеть ситуацию более объёмно. Например, когда вы смотрите рекламу, спросите, убедили ли его купить вещь, которую показали по телевизору? Какие были приведены аргументы, достаточно ли они логичны?

  13. Предоставляйте детям возможность высказывать свою точку зрения по любому вопросу, интересуйтесь их мнением, их аргументами.

  14. Разрешите им побеждать в спорах, если их аргументы убедительны. Не бойтесь потерять свой родительский авторитет. Он только выиграет, если дети поймут, что вы их слышите.

Вы удивитесь, как быстро дети учатся спорить по правилам и отстаивать свою точку зрения, насколько они будут убедительными в спорах с вами и на школьных дебатах. Думаю, это даст вам немало поводов гордиться ими не только сейчас, но и в дальнейшей жизни.

Читайте также:

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

18 вопросов про развод: отвечает психолог

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

Фото: Yuliia V, Dean Drobot/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.