3 июля 2019

«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Немедленно извинись!» — требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», — говорит он, и… раз за разом продолжает отбирать игрушки у других детей. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?

Извиниться и забыть

Пока ребенок учится с помощью родителей уважать права других людей на материальные вещи и неприкосновенность их тел — он неизбежно будет совершать промахи. Но довольно скоро может усвоить, что «извини» — это такое волшебное слово, которое аннулирует твои плохие поступки, и поэтому можно делать всё, что хочется, если потом извинишься. «А что такого? Я же извинился!» К сожалению, у некоторых людей такое непонимание смысла извинений остаётся на всю жизнь: вы наверняка с такими встречались, и вряд ли хотели бы иметь с ними дело дальше. Даже в публичном пространстве мы видим, что люди, которые проявляли насилие или сексуальные домогательства, могут просто сказать «Ну, извините» без осознания того, что произошло, и продолжать дальше делать то, что делали. Или сместить свои извинения на обвинение жертвы: «Извините, но они сами виноваты!», «Извините, что вы обиделись».

Возможны и формальные извинения, переносящие вину на кого-то другого или включающие в себя бессмысленные оправдания: «Извините, мои сотрудники ошиблись, но просто они не знали, что…» Это говорится обычно, чтобы получить выгоду от извинений — прощение, разрешение ситуации, снятие напряжения, но не из-за искреннего раскаяния или понимания происходящего, осознания причинённого другим ущерба и изменения своего поведения в последующих ситуациях.

Что чувствует другой?

Когда мы учим ребёнка извиняться, мы, конечно, хотим не просто услышать определенный набор слов. Мы бы хотели, чтобы он усвоил принятые правила поведения в обществе и мог соотносить своё поведение с этими правилами, то есть пытаемся задать понимание морали и нравственности. Как это может быть усвоено? На основании понимания ребенком своих чувств и возможности поставить себя на место другого человека. Для совсем маленьких это пока невозможно, но учить этому, конечно, все равно нужно.

Настоящее извинение содержит осознание факта: я сделал что-то не так, я постараюсь это исправить и изменить своё поведение в похожих ситуациях. Почему же это так сложно? Признавать свои ошибки многим очень трудно, мы сталкиваемся с неприятными чувствами: стыдом, страхом от последствий. Такие чувства непросто выдержать и очень хочется избежать, снять напряжение.

Особенно сложно бывает детям. Они верят, что они хорошие, но если признаться, что сделано что-то плохое, как будто мгновенно превращаются в плохих людей. Понимание, что не ты плохой, а твой поступок неправильный, не приходит само по себе. Особенно, если родители подчеркивают: «Что ты натворил?! Ужасный ребёнок! Я не хочу тебя видеть и с тобой разговаривать!»

Регулярно можно услышать от родителей или учителей: «Извинись, тебе же будет легче!» Но извинения нужны не для того, чтобы снять напряжение, легче обычно от них не становится. Даже исследования проводились на эту тему: точно не становится. Бывают и такие поступки, когда просьбы о прощении недостаточно, тебя всё равно не прощают и не простят. Но извинения нужны — чтобы исправить ситуацию и не допустить подобного впоследствии.

Как же научить детей осмысленно извиняться?

  • Не стоит учить чему-то человека, когда он переполнен сильными эмоциями, или переполнены эмоциями вы сами. Поэтому первый шаг — подождать, пока все успокоятся.
  • Спросите о чувствах: «Что ты чувствовал, когда отбирал у друга игрушку?» Помогите ребенку назвать эти чувства, обсудите их. Возможно, это были злость или зависть. Какие бы ни были эмоции, ребёнок имеет на них право, нельзя запрещать ощущать их или подавлять.
  • Теперь опишите действия в ситуации: «Расскажи, как это произошло?» Важно именно «Как», а не «Почему» — для второго варианта ребенку придется объяснить (или придумать) мотив своего поведения. Но даже взрослые часто не отдают себе отчета, почему сделали так, а не иначе!
  • Поговорите о чувствах другого. «Как ты думаешь, что чувствовал твой друг, когда ты отобрал у него его игрушку?» Возможно, вы вместе сможете вспомнить похожие ситуации, в которых оказывался сам ребёнок. Важно: сложно поставить себя на место другого человека, то есть проявить эмпатию, если ты не понимаешь своих собственных чувств. Именно поэтому сначала мы обсуждаем чувства самого ребёнка, а потом чувства пострадавшего.
  • Как можно сейчас исправить ситуацию? Обсудите, что можно сделать, нужна ли ребёнку в чём-то помощь взрослого или он справится сам.
  • Спросите, что ребенок сделал бы по-другому в такой ситуации в следующий раз? Можно даже проиграть эту ситуацию с помощью игрушек.
  • Вот теперь ребёнок готов принести извинения по-настоящему.

Конечно, главный способ, которым учатся дети, это наблюдение за близкими. Они смотрят, как вы признаете свои ошибки, как вы извиняетесь за совершенные оплошности, и делают точно так же. Если ребёнок слишком мал и не умеет так хорошо говорить, чтобы с ним можно было вести серьезные беседы, вы можете извиниться за его поступок вместо него, но в его присутствии. И пусть это будет не формальное «Простите, он ещё маленький», снимающее ответственность, а настоящее, помогающее освоить правила, без которых мы бы все не выжили в обществе.

Читайте также:

Как прививать ребенку хорошие манеры

Как правильно извиняться перед ребёнком

Мифы о воспитании, в которые не стоит верить

Фото: Roman Samborskyi, Dmitro Zinkevych, STUDIO GRAND WEB, fizkes/Shutterstock.com

Читайте также:
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
20 сентября 2019
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
Самые интересные книги для любознательных детей, которые не перестают задавать вопросы и всегда готовы узнавать что-то новое. Родителям тоже стоит прочитать!
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
19 сентября 2019
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
Начало учебного года часто становится стрессом и для ребёнка, и для всей семьи. Как помочь детям справиться с возросшей нагрузкой? Советует педиатр, автор популярного блога «Заметки детского врача»
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
6 сентября 2019
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
5 сентября 2019
Роспотребнадзор напомнил родителям о правильном питании школьников
Какие ошибки чаще всего делают родители, составляя детский рацион?
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
3 сентября 2019
Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту
Ребёнок пошел в школу, учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта — консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
27 августа 2019
7 важных вещей, которые надо сделать родителям первоклассника до 1 сентября
Ребёнок вот-вот пойдет в школу. Волнуетесь? Еще бы! Напоминаем о простых, но очень важных делах, которые требуют внимания: вот список.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
23 августа 2019
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
Герои этих книг каждый день ходят на учёбу, попадают в нелепые ситуации, пытаются подружиться с одноклассниками и справиться с трудными уроками. 
Мобильный телефон на время уроков придется убрать
23 августа 2019
Мобильный телефон на время уроков придется убрать
Отвлекаться на звонки и сообщения посреди урока не получится: в школах наведут порядок.