5 сентября 2019

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу?

Мария Баулина, кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа
Мария Баулина, кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Чистая физиология!

Развитие детской нервной системы происходит постепенно, разброс индивидуальных показателей тут очень широкий. В классе могут оказаться дети, способные спокойно высидеть 4 урока, и их ровесники, начинающие тоскливо поглядывать в окно через 5 минут после звонка. Нет смысла ставить ребёнку в пример более «зрелых» ровесников и призывать его быть внимательнее. Важно понять, какие трудности адаптации испытывает именно ваш первоклассник.

Почему ребенку сложно? 3 сценария

  • Для ребёнка урок длится «слишком долго». Первые 20 минут он внимателен и собран, а потом устаёт и теряет интерес. Но на перемене успевает отдохнуть - и на втором уроке снова готов к работе. Нужно помочь ребёнку увеличить время активного внимания. С этой целью можно использовать детские игры: «гляделки», «молчанку», складывание паззлов или узоров из мозаики. Играйте дома по вечерам и в выходные. Попробуйте также чаще ходить в музеи, в театр и на детские спектакли.
  • Утомление ребёнка нарастает к концу учебного дня или, наоборот, он «раскачивается» лишь к последнему уроку. Здесь нужно корректировать режим. Так, если ученик устает к 3−4-му уроку, его надо избавить от лишних стрессов после пробуждения: рюкзак и одежда должны быть приготовлены с вечера, все серьёзные разговоры и наставления лучше отложить до конца дня. Тем же, кто «просыпается» к концу учебы, полезно вставать пораньше, делать зарядку, готовить завтрак.
  • Ребёнок включён в учебный процесс, но ведёт себя беспокойно: вскакивает с места, всех перебивает. Нужно уделить внимание правилам соблюдения очерёдности. Выручат настольные игры-«ходилки», в которых приходится ждать своего хода. Полезно посещать многолюдные детские площадки в парках, где придётся постоять в очереди, прежде чем скатиться с горки.

Между книжками и игрушками

Игровая мотивация у ребёнка, который пошел в школу, меняется на учебную. Но не стоит полагать, будто эти изменения происходят одномоментно, а любовь к игре должна покинуть ребёнка раз и навсегда. Опыт успешных людей показывает: их заслуги во многом связаны со способностью поддерживать свою игровую мотивацию до старости. Не требуйте, чтобы ваш первоклассник резко сократил время на развлечения. Наоборот, надо использовать его любовь к игре для облегчения адаптации к школе. Но, конечно, важно обсудить, в каких ситуациях необходимо быть серьёзным: это касается поведения во время контрольных работ или ответа у доски.

  • При покупке школьных принадлежностей не стоит создавать «взрослый» антураж, чтобы настроить ребёнка на серьёзный лад. Выбирайте яркие тетради, рюкзаки и пеналы с изображениями любимых персонажей. Их вид будет дополнительно стимулировать ребёнка использовать все эти принадлежности.
  • Не запрещайте брать с собой в школу маленькие игрушки. Они помогут установить дружеские отношения с одноклассниками и найти занятие на переменах. Только важно договориться, что доставать игрушки на уроках нельзя.
  • Используйте игровую мотивацию при выполнении скучных заданий. Скажите ему, что он разгадывает секретную шифровку, а вовсе не решает арифметическую задачу

Детство продолжается

Очень часто причиной беспокойного поведения в школе становится нервозность родителей. Чересчур серьёзное отношение взрослых к учёбе вредит ребёнку. Слыша бесконечные вопросы о том, не забыл ли учебник, понял ли правило, малыш теряет уверенность в своей способности соответствовать статусу «хорошего ученика». Многие родители так часто упоминают о том, как важно получить образование, что первоклассник начинает относиться к урокам, как к тяжкому испытанию. Если будете снисходительнее к его ошибкам, станете меньше контролировать, то он быстрее адаптируется к новым условиям.

  • Не надо остро реагировать на замечания учителя в адрес ребёнка. Педагогам нравятся послушные и бойко читающие дети, но ваш первоклассник вовсе не обязан соответствовать этим ожиданиям. Он имеет полное право на адаптацию и «дозревание».
  • Какие бы неудачи ни постигли ребёнка, старайтесь быть на его стороне. Не нужно критиковать педагога за строгость и предвзятость, чтобы не ронять его авторитет, но и повторять мантру «учитель всегда прав» тоже не стоит. Сглаживайте углы, обсуждая с ребёнком проблемную ситуацию. Вместо обвинения «Марья Ивановна жалуется, что ты срываешь урок» лучше использовать более щадящий вариант: «Учительнице сложно вести урок, когда ты разговариваешь. Нужно помочь ей, показав своё умение слушать!».
  • Не ограничивайте общение с друзьями и родными, даже если из-за этого приходится сокращать время на приготовление домашних заданий. Далеко не всегда учёба должна стоять на первом месте: важно, чтобы ребёнок научился расставлять приоритеты. Так, вполне можно учить стихотворение в автомобильной пробке по дороге в гости, но придется отложить прогулку до вечера, если не сделана работа над ошибками в контрольной.

Читайте также:

Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школ

Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины

6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам

Фото: Ermolaev Alexander, stockfour, AlexeyMaltsev, wavebreakmedia/Shutterstock

Читайте также:
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября 2019
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября в мире отмечается День доброты. Отличный повод поговорить с детьми о заботе и помощи другим - и, например, вместе сделать пару добрых дел.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают 
17 октября 2019
5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают 
Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь ему настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не делаете ли вы этих ошибок?