«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Фиксипелки»«Фиксипелки»
0+
9:35
«Фиксипелки»
Премьера! «Тима и Тома». МультсериалПремьера! «Тима и Тома». Мультсериал
0+
9:40
Премьера! «Тима и Тома». Мультсериал

Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов

Как начать с детьми разговор о правильном поведении на улице, около школы, в торговом центре? Как объяснить детям, на что важно обратить внимание, и чего делать нельзя? Вот полезные рекомендации от Школы безопасности «Стоп Угроза»: запоминайте!

Обсуждайте вопросы безопасности регулярно, но ненавязчиво

Знания о правилах безопасности, готовность их применять — это обычные, повседневные социальные навыки, такие же, как умение купить продукты в магазине или поднять руку, когда хочешь ответить на уроке. Именно поэтому обсуждения с детьми не должны проходить в формате «серьезных разговоров», лекций или нервных нотаций. И никаких «страшилок»! Ребенок гораздо эффективнее запомнит то, о чем вы говорите с ним между делом, по дороге в школу, во время просмотра мультика, после чтения перед сном. Трех—пяти минут пару раз в неделю достаточно.
Очень часто разговоры об правилах безопасности превращаются в стресс для детей, потому что мамы показывают свою тревожность, склонны не фильтровать свой страх. Ребенок уже устал, отвлекается, хочет уйти, но мама настаивает: «Сиди, слушай, повторяй, разве ты не понимаешь, как это важно? Ничего смешного! Нет, ты сначала скажи мне, что все понял! Ну-ка повтори, что ты скажешь, если к тебе подойдет плохой человек? Вот посмотри вместе со мной это видео! Видишь, девочка ушла с дядей? Ты же никогда так не сделаешь? Точно»? Конечно, ребенок кивает, но он уже устал, злится, хочет поскорее закончить этот неприятный разговор. А еще часто считает, что мама беспокоится совершенно зря!

Больше спрашивайте, меньше говорите

Помогите ребенку самому подумать над вопросом, который вы обсуждаете, и сделать собственные выводы. Спросите, например: «Как ты думаешь, какие места по дороге в школу выглядят безопасными, а какие нет? К кому из людей, которых мы сейчас видим на улице, ты мог бы обратиться с вопросом или просьбой о помощи? Как ты думаешь, угрюмый человек — значит плохой? А если улыбается — хороший? А может быть, наоборот? Почему преступники должны маскироваться и придумывать разные уловки, а не просто схватят ребенка и убегут с ним? Что бы было, если бы сейчас кто-то прямо у нас во дворе куда-то потащил ребенка? А если бы ребенок просто хныкал и вырывался, но не кричал бы: „Помогите! Я не знаю этого человека!“ Что бы сделали все взрослые?» Ребенок будет размышлять, предлагать версии — и отлично запомнит те выводы, к которым пришел сам. Особенно, если вы это отметите и похвалите!

Показывайте пример

Каждый элемент правильных алгоритмов поведения, которые вы обсудаете, покажите сами. Как отвечать любому незнакомцу? Как сразу отходить на пару шагов назад, если кто-то подходит на расстояние вытянутой руки? Как кричать, если тебя держат? Как отвечать, если кто-то звонит в дверь или по телефону? Можно предложить: «Давай ты как будто посторонний, который звонит в дверь, а я буду ты, который один дома. А теперь наоборот». Делайте сами все то, что обсуждаете: оглядывайтесь, когда входите в подъезд, не заходите в лифт с незнакомыми людьми, вслух оценивайте места, где находитесь, или мимо которых проходите, как безопасные и потенциально опасные.

Тренируйтесь

Помогите ребенку понять, что в случае угрозы надо громко кричать — и это нормально, прилично, полезно и правильно. Обязательно потренируйтесь: покричите вместе на улице, побегайте, пошумите. Наши дети настолько привыкли к вечным одергиваниям и к тому, что надо вести себя хорошо, что совет привлечь к себе внимание своими активными действиями их может буквально парализовать. Объясните, что в подозрительных ситуациях быть громким и невежливым можно и нужно! Пусть ребенок точно знает, что надо отойти, не откликнуться на зов незнакомца, побежать, закричать, отказаться заходить в лифт, если там кто-то есть — это нормально. Задача родителей — не только рассказать о правилах безопасного поведения, но и помочь обрести уверенность в том, что им нужно следовать.

Даже если вы столкнулись с тем, что ребенок разговаривает с посторонним, или даже куда-то пошел с ним, несмотря на ваши уроки, не сразу ругайте его. Спросите, почему он сделал это? Возможно, именно этот человек не вызвал подозрений — и тогда важно понять, какой тип людей легко введет малыша в заблуждение. Или, как часто бывает, ребенок сначала «не сразу подумал», а потом вспомнил, но «было уже неудобно как-то». Важно обсудить два принципа: «Незнакомый подросток или взрослый подошел сам, он так делать не должен» и «Я не разговариваю с посторонними». И действия: кричать «Помогите, я не знаю этого человека!», бежать туда, где много людей, просить о помощи.

Узнал? Научи другого

Если ребенок узнал уже достаточно информации о правилах безопасности, попросите его выступить в роли тренера. Он может рассказать о том, что освоил, младшим братьям и сестрам, друзьям, бабушке и дедушке. и друзей. И не только рассказать, но и нарисовать, объяснить, показать, предложить потренироваться вместе. Это здорово закрепляет знания и навыки, мотивирует самого ребенка соблюдать все правила безопасности — уже с позиции «эксперта»!

Школа безопасности «Стоп Угроза»

Читайте также:

8 игр, которые научат ребёнка правилам безопасности

О! Дети. Выпуск 11. Безопасность в интернете (видео)

Дети и личная безопасность: мнение гостей программы «О! Дети»

Фото: Tatiana Gordievskaya, Roman Samborskyi/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти