24 апреля 2018

Дети и личная безопасность: мнение гостей программы «О! Дети»


Третий выпуск программы «О! Дети» был посвящен вопросам детской безопасности. Как рассказать ребенку об угрозах внешнего мира? Как научить его осторожности и здоровому недоверию к людям? Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и ее гости попытались вместе найти ответы на эти вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Сегодняшний выпуск посвящен безопасности ребенка. Мы все видим, слышим, читаем о событиях, в которых страдают дети. И каждый раз мы надеемся, что лично нас беда обойдет стороной. Но только надеяться — мало. Надо действовать. Рядом со мной в студии певец, композитор, общественный деятель, участник группы «На-На» в ее самом первом, золотом составе — Владимир Лёвкин.

Владимир, как в вашей семье решается вопрос безопасности дочери? Кто за это отвечает — вы или ваша жена?

Владимир Лёвкин: Нике почти шесть лет, и о безопасности с ней мы начали говорить уже давно. Когда она только научилась говорить, она уже знала свой адрес и имена родителей. На прогулке, в торговых центрах она всегда помнит об установленном мною правиле: «Держи меня за руку, и пока я не разрешил — не отходи». После определенных событий в стране Ника просто не отходит от старших, более того, в любом кинотеатре она проверяет, открыт ли пожарный выход.

Также Ника знает, что если она потерялась, ей нужно подойти к человеку в форме — охраннику, полицейскому, военному — и попросить о помощи.

АШ: Как вам кажется, какие сейчас опасности являются главными для детей? И как объяснить ребенку, который доверяет миру, что этот мир опасен? И кто это должен делать?

ВЛ: Главная опасность — это люди, которые относятся к детям не как к детям, а как к средству наживы. Их много, их видно даже в городских парках. Мамы и папы перестраховываются, были случаи, когда даже говорили охраннику парка или полицейскому: «Этот человек слишком долго здесь ходит». Единственное, что я могу посоветовать родителям, — когда вы идете вместе с ребенком, ни на секунду не упускайте его из вида. Три секунды — и ребенок исчез из поля вашего зрения.

Я считаю, что на родителях целиком вся ответственность за то, усвоил ли ребенок правила безопасности. Педагоги в детском саду могут в игровой форме рассказать, что делать в различных ситуациях, они должны проследить за тем, чтобы пожарные выходы были доступны. Но основы этого безопасного поведения закладываются прежде всего родителями.

АШ: Как вы считаете, какая самая эффективная форма донесения информации до детей дошкольного и младшего школьного возраста?

ВЛ: Я думаю, что игровая. Очень здорово, что сейчас есть много развивающих книг. Мне понравился наш, отечественный мультфильм о работе МЧС, например. Дети любят мультфильмы, а тут им в доступной форме объясняют, как себя вести в различных чрезвычайных ситуациях.

Яна Лапутина, Анна Шнайдер и Владимир Лёвкин
Яна Лапутина, Анна Шнайдер и Владимир Лёвкин

АШ: Я с удовольствием приглашаю к нам нашего второго участника. Встречайте: журналист, писатель, психолог, эксперт в вопросах красоты Яна Лапутина. Яна, как в вашей семье решаются вопросы детской безопасности? Кто разговаривает об этом с дочерью — вы или муж?

Яна Лапутина: В нашей семье с дочкой разговаривают все: и я, и муж, и моя мама, которая стала классической бабушкой. Мне хочется объяснить Тее, что в мире есть опасности, что нужно быть осторожной. Но я понимаю, что могу напугать ее. Все-таки для ребенка мир должен быть комфортным. А такая информация выводит из зоны комфорта даже меня, взрослого человека.

Но иногда приходится применять «шоковую терапию». Бывают ситуации, когда ты не можешь до ребенка спокойно что-то донести. Приведу пример: Тее не нравятся ремни безопасности. Когда она была маленькой и не могла сама их отстегнуть, она просто капризничала и возмущалась во время дороги, но была пристегнута. Когда ей исполнилось пять, она уже научилась сама отстегивать ремни. Один раз это случилось, когда я была за рулем, и мне пришлось сильно понервничать. Я поняла, что мои просьбы не работает, и тогда показала Тее видео с краш-тестом машины. Дочка увидела, что может произойти с человеком, если он не позаботился о ремнях безопасности. У ребенка началась истерика. Я почувствовала себя ужасной матерью, но с этого момента моя дочь никогда не ездит непристегнутой. На нее это видео произвело большое впечатление.

АШ: Пытались ли вы когда-нибудь смоделировать для дочери опасную ситуацию, чтобы посмотреть, как она усвоила правила?

ЯЛ: Да, на площадке. Я всегда Тее говорю: «Когда ты гуляешь на площадке, не только я должна тебя видеть, но и ты меня». Я несколько раз видела, что дочка заигрывается, отстает, куда-то уходит, и я пряталась, чтобы она меня не видела. И никакого эффекта это не имело: Тея осматривалась, а потом спокойно продолжала играть с подружкой. Я не могла сидеть в засаде бесконечно, поэтому прекратила эксперимент. Теперь, когда возникает какая-то ситуация, я просто снова повторяю правила поведения. Но в большинстве случаев дочь все равно спрашивает разрешения куда-то пойти, что-то сделать.

АШ: Что будет делать ваша девочка, если потеряется?

ЯЛ: Тея знает наш домашний адрес, имена и фамилии мамы и папы, у нее есть телефон. Но я не знаю, что она будет делать. Мы моделировали похожую ситуацию: недавно мы были на отдыхе, и я дала Тее телефон и разрешила погулять по гостинице, где мы жили. Я понимала, что на улицу она не выйдет. Я ей звонила, и она очень четко исполняла мои инструкции. Но я не знаю, насколько эффективно это будет в условиях открытого пространства. Когда мне было 7−8 лет, меня родители отпускали во двор гулять с собакой. Но я понимаю, что не смогу отпустить свою дочь одну даже в 9 лет.

Один раз она меня очень поразила. Это было два года назад, и я пошла гулять с собаками, и вдруг я вижу, как ко мне бежит мой ребенок. Пока я собиралась на улицу, она быстро оделась, спустилась одна на лифте и вышла на улицу. Я не знала, как себя вести, ведь дочь не сделала ничего плохого, она пошла к маме. Я сказала ей, что она молодец, очень самостоятельная, но лучше так никогда не делать, это опасно. Эта история показала мне непредсказуемость детского мышления.

АШ: Мы на нашем телеканале постоянно заказываем социологические исследования, общаемся с психологами. И мы выяснили, что сейчас дома может быть опаснее, чем в интернете. Ведь дети редко гуляют одни, с ними почти всегда взрослый, зато дома есть полный опасностей интернет, и здесь родителям сложнее контролировать ситуацию.

ЯЛ: Мы не думаем о том влиянии, которое на ребенка оказывает даже включенный телевизор. Если бы у меня была возможность, я бы сделала недоступной для ребенка любую небезопасную информацию из интернета и телевизора. Рассказывать ребенку о том, что случаются авиакатастрофы и другие трагедии, нужно адекватно его психологическому состоянию. А кадры, которые показывают по телевидению, могут шокировать даже взрослого.

К сожалению, мою позицию не разделяет мой муж. Но если бы у меня была возможность, я бы жила без телевизора и без интернета.

АШ: Я приглашаю присоединиться к нашему разговору Лию Шарову, руководителя школы детской безопасности «Стоп Угроза», и Марию Куленкову, детского психолога, преподавателя, финалиста конкурса «Педагог-психолог — 2018» в Москве.

Лия, ваша школа существует пятый год. Как изменились вопросы безопасности и отношение к этим вопросам за это время?

Лия Шарова
Лия Шарова

Лия Шарова: Изменилось мое личное отношение. Я увидела, что работать надо прежде всего с родителями. Мамы и папы любой ценой хотят защитить детей и как можно дальше показывать им картину мира, в котором нет угроз. Каждый день я слышу, как родители признаются: «Мой ребенок очень впечатлительный и многого не знает». Никто лучше родителей не может научить детей основам безопасности, но на практике они делают много ошибок. Для нас эта тема очень болезненная, она нас пугает. Для детей — неинтересная. Мы призываем ребенка к ответственности, но это не работает. Я предлагаю перестать бесконечно повторять, как надо себя вести. Дети это совсем не воспринимают. Я смотрю, как родители беседуют с детьми, смотрю лекции учителей, смотрю на детей, стоя позади них в классе. Они не слушают!

Первое, что я бы советовала родителям, — перестать разговаривать о безопасности и о правилах поведения. Нужно не поучать, а спрашивать: «Что бы ты сделал?», «Как ты считаешь?», побуждать думать самостоятельно, а не мыслить стереотипами.

Мы даем детям разрешение быть невежливыми и говорить чужим людям: «Я вас не знаю и разговаривать с вами не буду». Это правило дети усваивают быстро и четко. Мы также учим их тому, что если взрослый хватает их за руки и пытается тащить, нужно вырываться, кричать — это напугает преступника и он сбежит. А если он тебя удерживает, то надо камнем падать на землю, пинаться, царапаться, кричать, что не знаешь этого человека.

ЯЛ: Я сама хожу на детские площадки, и вижу, что каждая мама следит за своим ребенком и не интересуется другими. Я наблюдаю такую ситуацию: взрослые, которые привели одного ребенка, просят его собираться и идти домой. И тут он падает камнем, кричит, убегает, то есть ведет себя так, будто эти люди — чужие. И никто не реагирует! Мы все продолжаем заниматься своими детьми, мы не выясняем, кто эти взрослые, кем они приходятся ребенку. И как тут знать, нужно ли что-то делать?

ЛШ: Я понимаю, что люди могут просто пройти мимо. Но есть ключевые фразы, которых ребенок не будет говорить просто так: «Я вас не знаю» и «Вызовите полицию». Нет ни одной рекомендации, следование которой гарантировало бы вам безопасность ребенка.

Правила безопасности нужно закреплять на практике, а закрепляется только то, к чему есть интерес. «Ты должен», «Тебе нельзя» — это не работает. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его думать и самостоятельно искать ответы.

В массе своей наши дети стеснительны, с этим нужно что-то делать. Я даю такое задание родителям: придите с ребенком в торговый центр и спойте там, прочитайте стих, сделайте что-то такое, что заставит окружающих смотреть нас вас как на идиота. Пусть ребенок хоть раз проживет эту ситуацию. По своим тренингам могу судить, что мальчики бы постеснялись звать полицию — они сами признаются, что им «стремно», а девочки вообще не знают, как себя вести.

АШ: Мария, к вам, как к психологу, с какими вопросами, связанными с безопасностью, обращаются чаще всего?

Мария Куленкова
Мария Куленкова

Мария Куленкова: Самая распространенная проблема — это то, что дети, оказавшись на улице или в торговом центре с родителями, убегают. И у них всегда есть на это причина. И если мы ему говорим: «Ты сейчас убежишь и меня больше не увидишь», пытаясь таким образом показать ему, что может случиться, последствия будут печальными. Это оборачивается психологической травмой, ребенок теряет ощущение безопасности. А это недопустимо, потому что родитель — это опора ребенка. Он должен создавать ребенку безопасную среду, обеспечивать ему доверие и принятие. С самого раннего возраста дети пытаются проявить себя, ощутить свои силы, а мы позволяем или не позволяем им это делать. Как мы ведем себя во время детских истерик? Обычно мы не хотим, чтобы дети привлекали к себе внимание. Но если мы готовы принять то, что у ребенка есть эмоции, что он имеет право их проявлять, мы закладываем в него очень важную вещь. Период бурного выражения эмоций пройдет, это возрастное, но у ребенка останется понимание того, что он имеет право на выражение своих чувств и желаний. Остается важное ощущение: «Я могу».

Это «Я могу» мы как родители можем поддерживать и развивать, но не в отрыве от реальности. Мы видим, когда ребенок на самом деле может, а когда нет, и он сам это понимает. Хвалите ребенка, поощряйте его заниматься тем, где он может раскрыться с лучшей стороны. Это дает ему внутренние силы справляться с чрезвычайными ситуациями, не стесняться и заявлять о себе.

АШ: Зачастую получается так, что мы ребенку рассказываем то, с чем сами не сталкивались. И мы не станем искусственно создавать опасные ситуации, чтобы его чему-то научить. Но тогда получается, что наши рассказы оторваны от реальности. Что с этим можно делать?

МК: Я — сторонник игрового взаимодействия. Можно обсуждать сказки, в них достаточно ситуаций, где герой попал в беду, например когда лиса уносит петушка или когда семеро козлят пострадали от волка. Обыграйте это: смоделируйте проблемную ситуацию и посмотрите, какие варианты выхода предложит ребенок.

АШ: Поможет ли это ему в реальной жизни? Лия, как вы считаете?

ЛШ: Все зависит от конкретной проблемы у родителя и ребенка. Моя дочь, например, никуда и не полезла бы, потому что всегда была очень осторожной девочкой. Но я сторонница жестких методов. Если бы моя дочь упустила меня из виду и не стала искать, я бы «дожала» ситуацию. Я бы окончательно спряталась и дождалась бы того момента, когда она забеспокоится. А потом подкралась бы сзади.

Если ребенок нарушает правила, то есть убегает, пусть мама или папа спрячутся — смоделируйте такую ситуацию в реальности. И вот когда этот ребенок побродит один по центру, поплачет, тогда можно «найтись». Конечно, я не рекомендую это всем, дети разные. Но если ваш ребенок способен так поступить, пусть он хоть раз проживет эту ситуацию в жизни, под вашим контролем. В следующий раз он подумает.

АШ: Мария, какой главный совет вы можете дать родителям о том, как говорить с детьми на тему безопасности?

МК: Очень важно понимать чувства и потребности детей и давать им обратную связь. Нужно искать причины, почему он убегает: например, ему не хватает внимания, он хочет, чтобы его нашли. Очень важно выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы он понимал: вы волнуетесь.

АШ: О безопасности можно говорить очень долго. Но самое главное, на наш взгляд, — начать этот разговор со своим ребенком. Сделайте это прямо сегодня.

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 3. Безопасность в городе

О! Дети. Выпуск 2. Моя прекрасная няня: как найти идеальную помощницу?

О! Дети. Выпуск 1. Раннее развитие: за и против

Читайте также:
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы рэперу Тимати
12 октября 2018
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы рэперу Тимати
Известный артист станет гостем прямого эфира в следующий четверг, 18 октября.
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
11 октября 2018
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
Почему эмоции являются помощниками нашему разуму? Отвечают гости студии «О! Дети».
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
6 октября 2018
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
Ежегодно в первые выходные октября мы отмечаем осенние дни наблюдения за птицами.
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
4 октября 2018
«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка
Как определить, какие у ребёнка есть способности? Отвечают гости студии «О! Дети».
День животных на телеканале «О!»
4 октября 2018
День животных на телеканале «О!»
Празднуем Всемирный день защиты животных!
Как построить отношения с учителем
3 октября 2018
Как построить отношения с учителем
И почему стоит поменьше обсуждать школьные проблемы дома.
Премьера на «О!»: музыкальные блоки с любимыми песнями
3 октября 2018
Премьера на «О!»: музыкальные блоки с любимыми песнями
Пойте вместе с телеканалом «О!»
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
2 октября 2018
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
Объясняет арт-терапевт.